Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:10, курсовая работа
Цель работы – провести анализ структуры, содержания и форм общения.
Задачи работы:
1. дать определение понятию «общение» как социально - психологической категории жизни человека
2. рассмотреть содержание общения и структуру процесса общения
3. раскрыть формы общения, а также уровни, формирующие эти формы
Введение
1. Определение и содержание общения
2. Структура общения
3. Форма общения
3.1 Вербальная форма общения
3.2 Невербальная форма общения
3.3 Уровни общения, определяющие формы коммуникационного взаимодействия
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Духовный. Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения. Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.
Уровень масок. Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьёзности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные – ничуть не реже мы сталкиваемся с кем - то просто взглядом, молча жмём кому - то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок. Например, когда люди говорят не совсем искренний комплимент, то он автоматом надевает маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). «Формальный уровень» характеризуется поддержанием о себе определённого впечатления и сохранением определённой дистанции. «Уровень поддержания контакта» – общение людей в более непринуждённой манере, общение на уровне фактов и мнений. «Уровень стандартной беседы» представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.
Существует также особый уровень – общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений.
Чем быстрее человек определяет, на каком уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт.
Специфика межличностного
информационного обмена проявляется
в различных аспектах общения. Она
определяет характер восприятия, передачи
и интерпретации информации. Несмотря
на мощное информационное поле, в котором живёт современный человек, его способность
особо выделять и усваивать сообщения,
поступающие от другого лица, очевидна.
Именно в непосредственном межличностном
общении мы получаем самое большое количество
информации –
80%. Видимо, личностный контакт делает
её настолько значительной, что только
при развитии явных признаках социальной
дезадаптации мы можем говорить о стремлении
человека получать информацию, минуя субъективные
источники. Так, например, явление аутизма
рассматривается современной наукой как
признак отклоняющегося поведения или
даже заболевание человека. Главной характеристикой
аутизма является уход от контактов именно
с людьми, а не с другими материальными
источниками информации.
Значимость информации, идущей от одного человека к другому, связана с мощным аксиологическим контекстом. Сообщая информацию, индивид вольно или невольно передаёт и своё отношение к ней, обусловленное его системой ценностей. Если сам человек относится к ней позитивно, то и его высказывания звучат убедительно. Информация, к которой субъект, её высказывающий, не имеет доверия, теряет шансы на адекватное восприятие и интерпретацию. Когда человек получает информацию от другого человека, она воспринимается объёмнее, глубже и надёжнее, чем информация, передаваемая через неодушевлённый источник.
Персонализация информации усиливает её значение и делает более удобной для восприятия. Особое значение персонализации имеет при формировании мотивации обучения и развития интереса к предмету изучения.
Понятие коммуникации употребляется в психологии значительно чаще, чем понятие перцепции или интеракции. Иногда им обозначают все процессы общения вне зависимости от его содержания. Такая генерализация вполне оправдана, поскольку перцептивные, интерактивные и коммуникативные процессы при реальном общении людей друг с другом переходят один в другой, и их жёсткое выделение необходимо, прежде всего, в научных или методических целях для осмысления и анализа конкретных социально - психологических феноменов.
Также анализируя вышенаписанную
курсовую и делая выводы, мы видим, что по своим
формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.
Способы, сферы и динамика общения определяются
социальными функциями вступающих в него
людей, их положением в системе общественных
отношений, принадлежностью к той или
иной общности. Общение регулируется факторами,
связанными с производством, обменом и
потребностями, а также сложившимися в
обществе законами, правилами, нормами,
социальными институтами и др. Исходя
из этого, различают несколько оснований
разделения различных видов общения.
По используемым знаковым системам различают:
вербальное (речевое) общение, которое
в свою очередь делится на устную и письменную
речь; невербальное (бессловесное) общение,
играющее в нашей жизни чрезвычайно важную
роль. По некоторым данным, от 60 до 80 % информации
от собеседника мы получаем по невербальному
каналу. Невербальные средства общения
чрезвычайно разнообразны. К основным
из них относят визуальные, аудиальные,
тактильные и ольфакторные.
Основные визуальные средства общения
изучаются кинесикой. Она рассматривает
отражение поведения, намерений человека
в его невербальных проявлениях.
Слова и правила их употребления, вложение содержания и преследование целей общения делает процесс общения увлекательным, разносторонним и жизненноважным. Таким образом, вытекает подтверждение того, что общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя коммуникацию интеракцию и социальную перцепцию, зависящий от содержания, структуры, целей и форм.
№ п/п |
понятие |
определение |
Аффективно - коммуникативная функция общения |
процесс внесения изменений в состояние людей, при специальном (целенаправленном), и/или непроизвольном воздействии | |
Вербальное общение |
информация, отражённая в высказываниях и написанных чувствах, мыслях, наблюдениях | |
Диалог |
активный, двусторонний характер взаимодействия партнёров | |
Жестика |
а) наука движения тела с целью дополнения речи; | |
б) моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также в прикосновениях. | ||
Интеракция |
выработка стратегии взаимодействия | |
Информационно - коммуникативная функция общения |
это передача и приём информации, как некоего сообщения | |
Кин |
наиболее мелкая семантическая единица, предложенная К.Бёрдвистлом, для систематизации телодвижений человека | |
Коммуникатор |
человек, дающий информацию | |
Коммуникация |
обмен вербальной и невербальной информацией | |
Мимика |
движение мышц лица | |
Невербальное общение |
информация, выраженная поступками или поведением собеседника без применения речи и письма (жесты, выражение лица, позы, запахи, движения, мимика) | |
Общение |
а) это обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта; | |
б) это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп; | ||
в) это взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты; | ||
г) это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). | ||
Общение в медицине |
это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медработника, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации к изменениям состояния в жизни в связи с изменениями состояния здоровья | |
Оптико - кинетическая система знаков |
это система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику | |
Проксемика |
область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения | |
Перцепция |
восприятие и понимание партнёрами друг друга | |
Паралингвистическая система |
это система вокализации, определяющая качество голоса, его диапазон, тональность | |
Регулятивно - коммуникативная функция общения |
функция общения, направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния | |
Реципиент |
человек, который принимает информацию | |
Содержание общения |
информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа другому | |
Средства общения |
способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки | |
Экспериментальная риторика |
искусство убеждения посредством речи | |
Экстралингвистическая система |
включение речевых пауз и других голосовых вкраплений | |
Язык |
система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения | |
Ятрогения |
это болезненное состояние больного, обусловленное деятельностью медицинского работника |
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. | |
Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1990. | |
Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: ПРАЙм-ЕВРОЗНАК, 2003. | |
Обуховец Т.П. «Основы сестринского дела» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г. | |
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. | |
Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. | |
Маркова О. Ю., Казаринова Н. В. Психология межличностного и делового общения. – СПб.: ГЭТУ "ЛЭТИ". 1999. | |
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1998. | |
Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб.: Издательство Союз, 2000. | |
Рамендик Д.М. Деловое общение. – СПб.: Питер, 2005 - 219с. |