Структура, содержание и формы общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести анализ структуры, содержания и форм общения.
Задачи работы:
1. дать определение понятию «общение» как социально - психологической категории жизни человека
2. рассмотреть содержание общения и структуру процесса общения
3. раскрыть формы общения, а также уровни, формирующие эти формы

Содержание работы

Введение
1. Определение и содержание общения
2. Структура общения
3. Форма общения
3.1 Вербальная форма общения
3.2 Невербальная форма общения
3.3 Уровни общения, определяющие формы коммуникационного взаимодействия
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Структура, содержание и формы общения.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Духовный. Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны. Духовный уровень общения используется некоторыми особенно близкими родственниками, друзьями. Исповедь священнику, искренний рассказ о себе непременно потребует особенно глубокого духовного уровня общения. Особой чертой духовного уровня общения является неспешный темп речи, причиной которого является особое доверительное отношение к собеседнику, к общению с ним.

Уровень масок. Каждый может насчитать у себя много масок. Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьёзности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние. Также следует учесть контакты не только вербальные – ничуть не реже мы сталкиваемся с кем - то просто взглядом, молча жмём кому - то руку, на это тоже уходит энергия, и мы защищаемся при помощи масок. Например, когда люди говорят не совсем искренний комплимент, то  он автоматом надевает маску, чтобы не получить травму от собственной неискренности. Такое понятие как ложь непосредственно связано с системой масок. В уровень масок входит также и понятия «Формального уровня», «Уровня поддержания контакта», «Уровня стандартной беседы» (по Бюдженталю). «Формальный уровень» характеризуется поддержанием о себе определённого впечатления и сохранением определённой дистанции. «Уровень поддержания контакта» – общение людей в более непринуждённой манере, общение на уровне фактов и мнений. «Уровень стандартной беседы» представляет собой повседневный диалог между близкими и знакомыми людьми.

Существует также особый уровень – общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений.

Чем быстрее человек  определяет, на каком уровне нужно  общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт.

Заключение

Специфика межличностного информационного обмена проявляется  в различных аспектах общения. Она  определяет характер восприятия, передачи и интерпретации информации. Несмотря на мощное информационное поле, в котором живёт современный человек, его способность особо выделять и усваивать сообщения, поступающие от другого лица, очевидна. Именно в непосредственном межличностном общении мы получаем самое большое количество информации – 
80%. Видимо, личностный контакт делает её настолько значительной, что только при развитии явных признаках социальной дезадаптации мы можем говорить о стремлении человека получать информацию, минуя субъективные источники. Так, например, явление аутизма рассматривается современной наукой как признак отклоняющегося поведения или даже заболевание человека. Главной характеристикой аутизма является уход от контактов именно с людьми, а не с другими материальными источниками информации.

Значимость информации, идущей от одного человека к другому, связана с мощным аксиологическим контекстом. Сообщая информацию, индивид вольно или невольно передаёт и своё отношение к ней, обусловленное его системой ценностей. Если сам человек относится к ней позитивно, то и его высказывания звучат убедительно. Информация, к которой субъект, её высказывающий, не имеет доверия, теряет шансы на адекватное восприятие и интерпретацию. Когда человек получает информацию от другого человека, она воспринимается объёмнее, глубже и надёжнее, чем информация, передаваемая через неодушевлённый источник.

Персонализация информации усиливает её значение и делает более удобной для восприятия. Особое значение персонализации имеет при формировании мотивации обучения и развития интереса к предмету изучения.

Понятие коммуникации употребляется в психологии значительно чаще, чем понятие перцепции или интеракции. Иногда им обозначают все процессы общения вне зависимости от его содержания. Такая генерализация вполне оправдана, поскольку перцептивные, интерактивные и коммуникативные процессы при реальном общении людей друг с другом переходят один в другой, и их жёсткое выделение необходимо, прежде всего, в научных или методических целях для осмысления и анализа конкретных социально - психологических феноменов.

Также анализируя вышенаписанную курсовую и делая выводы, мы видим, что по своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности. Общение регулируется факторами, связанными с производством, обменом и потребностями, а также сложившимися в обществе законами, правилами, нормами, социальными институтами и др. Исходя из этого, различают несколько оснований разделения различных видов общения.  
По используемым знаковым системам различают: вербальное (речевое) общение, которое в свою очередь делится на устную и письменную речь; невербальное (бессловесное) общение, играющее в нашей жизни чрезвычайно важную роль. По некоторым данным, от 60 до 80 % информации от собеседника мы получаем по невербальному каналу. Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. К основным из них относят визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные.  
Основные визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях.

Слова и правила их употребления, вложение содержания и  преследование целей общения  делает процесс общения увлекательным, разносторонним и жизненноважным. Таким образом, вытекает подтверждение того, что общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя коммуникацию интеракцию и социальную перцепцию, зависящий от содержания, структуры, целей и форм.

 

 

Глоссарий

№ п/п

понятие

определение

Аффективно -

коммуникативная функция  общения 

процесс внесения изменений  в состояние людей, при специальном (целенаправленном), и/или непроизвольном воздействии

Вербальное общение

информация, отражённая в высказываниях и написанных чувствах, мыслях, наблюдениях

Диалог 

активный, двусторонний характер взаимодействия партнёров

Жестика

а) наука движения тела с целью дополнения речи;

б) моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также в прикосновениях.

Интеракция

выработка стратегии  взаимодействия

Информационно -

коммуникативная функция  общения 

это передача и приём  информации, как некоего сообщения

Кин

наиболее мелкая семантическая  единица, предложенная К.Бёрдвистлом, для систематизации телодвижений человека

Коммуникатор 

человек, дающий информацию

Коммуникация 

обмен вербальной и невербальной информацией

Мимика

движение мышц лица

Невербальное общение

информация, выраженная поступками или поведением собеседника  без применения речи и письма (жесты, выражение лица, позы, запахи, движения, мимика)

Общение 

а) это обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта;

б)  это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп;

в) это взаимодействие двух или более субъектов, состоящее  в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный  аспекты;

г) это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение в медицине

это процесс, порождаемый  потребностями совместной деятельности пациента и медработника, искусство  воздействия на личность пациента с  целью адаптации к изменениям состояния в жизни в связи с изменениями состояния здоровья

Оптико - кинетическая система знаков

это система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику

Проксемика

область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения

Перцепция

восприятие и понимание  партнёрами друг друга

Паралингвистическая система 

это система вокализации, определяющая качество голоса, его  диапазон, тональность

Регулятивно -

коммуникативная функция общения

функция общения, направлена на организацию взаимодействия между  людьми, а также на коррекцию человеком  своей деятельности или состояния

Реципиент

человек, который принимает  информацию

Содержание общения 

информация, которая в  межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа другому

Средства общения 

способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передаётся в процессе общения  от одного существа к другому

Экспериментальная риторика

искусство убеждения посредством речи

Экстралингвистическая система 

включение речевых пауз и  других голосовых вкраплений

Язык

система слов, выражений  и правил их соединения в осмысленные  высказывания, используемые для общения 

Ятрогения

это болезненное состояние больного, обусловленное деятельностью медицинского работника


 

Список использованных источников

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных  заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1990.

Вердербер Р., Вердербер  К. Психология общения. – СПб.: ПРАЙм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Обуховец Т.П. «Основы  сестринского дела» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.

Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997.

Рай Л. Развитие навыков  эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002.

Маркова О. Ю., Казаринова Н. В. Психология межличностного и делового общения. – СПб.: ГЭТУ "ЛЭТИ". 1999.

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1998.

Морозов А. В. Деловая  психология. Курс лекций; Учебник для  высших и средних специальных  учебных заведений. – СПб.: Издательство Союз, 2000.

Рамендик Д.М. Деловое  общение. – СПб.: Питер, 2005 - 219с.


 




Информация о работе Структура, содержание и формы общения