Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:41, курсовая работа
В данной работе ставится задача отразить уникальность каждого возрастного момента, рассматриваются противоречия на каждом возрастном этапе, уделяется внимание онтогенетическому развитию человека Центральное место при освещении каждого возрастного периода, каждой стороны психического развития занимает круг вопросов, связанных с характеристикой самого процесса развития, обусловленного предпосылками и условиями развития, а также внутренней позиции самой личности.
Введение…………………………….……………………………….3
Основная часть
1глава основной части
1 Возрастная психология....................................................................................................5
1.1 Возрастная психология как сфера науки.................................................................5
1.2 Возрастные особенности.......................................................................................9
2 глава основной части
2 Основные проблемы возрастной психологии..............................................................11
2.1 Категория возраста..............................................................................................11
2.2 Закономерности психического развития.............................................................12
2.3 Кризисы на разных возрастных этапах..............................................................19
Заключение……………………………………………...…………21
Глоссарий…………………………………………………………..23
Список использованных источников…………………..………25
Приложения……………………………………………….……….26
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Костанайский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Психология развития и возрастная психология |
Тема |
Сущность и содержание основных проблем возрастной психологии |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение…………………………….…………………………
Основная часть
1глава основной части
1 Возрастная психология.........
1.1 Возрастная
психология как сфера науки.........................
1.2 Возрастные
особенности...................
2 глава основной части
2 Основные
проблемы возрастной
2.1 Категория
возраста......................
2.2 Закономерности
психического развития.........
2.3 Кризисы
на разных возрастных этапах........................
Заключение……………………………………………...
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………..………25
Приложения……………………………………………….…
Возрастная
психология – это область психологии,
которая изучает
Каждый раздел изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.
Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти периоды охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей старшего возраста.
Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности детей разного возраста.
Объект исследований – закономерности развития и формирования личности.
Предмет
– возрастная динамика психики человека,
онтогенез психических
В данной
работе ставится задача отразить уникальность
каждого возрастного момента, рассматриваются
противоречия на каждом возрастном этапе,
уделяется внимание онтогенетическому
развитию человека Центральное место
при освещении каждого
Работа является результатом аналитической переработки литературы по проблемам методологических основ возрастной психологии. Что позволило получить знание основных закономерностей и особенностей развития детей, умение применения важнейших методов исследования, понимание важнейших категорий развития в концептуальном аппарате возрастной психологии.
В работе рассматриваются проблемы возрастной психологии в отечественной психологии. А именно, подходы к проблемам возрастной психологии С.Л. Рубинштейна.
В работе также рассматриваются идеи и исследования Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, В. В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.А. Венгера. А также материалы, содержащиеся в трудах известных представителей зарубежной психологии: В. Штерна, К. Бюлера, Ж. Пиаже, К. Коффки, Э. Клапереда, 3. Фрейда, А. Баллона, Р. Заззо, Э. Эриксона, Дж. Брунера и др.
Основная часть
1глава основной части
1 Возрастная психология
1.1 Возрастная психология как сфера науки
Возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: первый человек - это взрослый, который ставит своей задачей получение истинного, точного знания о закономерностях психического развития, а вторым человеком может быть ребенок, ровесник взрослого или кто-то старше его по возрасту - человек, которого психолог назовет испытуемым, исследуемым.
Уже само возможное различие в физическом возрасте порождает проблему понимания. Эта проблема многократно усложняется, когда речь идет об изучении ребенка. Как это сделать, чтобы получить точные данные?
Из всех
современных методик, описываемых
в литературе, главным является,
то, что они расчленяют, разделяют
непрерывное течение жизни
Есть один вид исследования, который, кажется, позволяет преодолеть эту фрагментарность и ситуативность в понимании человека, - это дневники. Дневники самих людей, написанные от первого лица, и дневники, повествующие о жизни кого-то, - знаменитые дневники матери, например, описывающие развитие ребенка. В этих дневниках, особенно в дневниках матери, есть тот материал, который не дается исследовательскому глазу. В этих дневниках может быть то отношение к ребенку, идущее от личного переживания, в свете которого все происходящее с ребенком важно, ценно.
Это то,
что К. Коффка называл наивным
наблюдением, в чем, по его мнению
(по моему тоже), психология испытывает
огромную необходимость. Это наивное
наблюдение обладает важнейшим свойством
- оно лишено избирательности
Психологии как науке с момента ее зарождения было трудно выделить и удержать свой предмет исследования. Одна из причин этого состоит в снижении профессионализма психологов и в том, что каждый человек обладает иллюзорной уверенностью в том, что он всегда сможет понимать, исследовать, управлять другим человеком, потому что сам является им. На этом явлении проекции, то есть понимании другого (события, явления, предмета) по принципу сходства с собой, мы еще не раз остановимся.
А сейчас,
в этот момент рассуждения о возрастной
психологии, приведем простую аналогию
из области музыкального слуха: мы все
слышим музыку (естественно, при сохранности
соответствующих органов
Хотелось бы привести еще одну цитату из старой, мудрой книги, описавшей душу ребенка почти сто лет тому назад:
“Развитому человеку очень трудно вообразить себя в положении ребенка, который еще не имеет никаких опытов или разве только смутные. Каждый опыт, после того как ребенку удастся пройти первую эпоху роста, оставляет в мозгу органическое изменение, подобно рубцу.
Поэтому состояние чувствизма у новорожденного, еще не затронутое индивидуальными впечатлениями и помеченное лишь менее выдающимися отпечатками опытов минувших поколений, нелегко представить себе, не прибегая к содействию фантазии. Душевное состояние каждого человека есть до такой степени продукт всего им пережитого, что он совсем не может себя представить без своего прошлого”.
Фантазия исследователя, экспериментатора, ученого дополняет систему жизненных фактов до теории, до обобщения, позволяющего использовать его в дальнейшем для понимания других фактов.
Наука устроена так, что в ней личность ученого, его фантазия, говоря словами Б. Прейера, определяет то, какие факты он сумеет увидеть и как сможет их обобщить, что и почему будет считать критерием ценности, а часто и истинности увиденных фактов.
Ученые используют такие понятия для описания своей экспериментальной и теоретической работы: практическая и теоретическая актуальность, предмет, задачи, методы и гипотезы исследования. Это очень важные моменты организации научной работы, так как именно они позволяют уточнить связь их индивидуальной работы с тем, что делают в этом направлении коллеги - отечественные и зарубежные. Кратко остановимся на характеристике понятий, определяющих работу в области возрастной психологии.
Практическая актуальность - это описание тех лиц или сфер деятельности, где на практике может быть использовано получаемое знание. Например, при организации обучения людей конкретного возраста или при определении готовности разных лиц к какому-то виду деятельности (выбору профессии, школьному обучению, к семейной жизни и тому подобное).
Теоретическая актуальность предполагает формулировку проблемы (или проблем) с точки зрения самой науки, закономерностей ее развития как особого явления в жизни общества, как особого явления в жизни самого ученого. В момент осознания теоретической актуальности своей работы ученый с необходимостью обращается к своим переживаниям по поводу ценности, истинности получаемого им знания, что может обострить его отношения с коллегами, даже со всем научным сообществом. Так, посвящая свою книгу “Становление личности ребенка 6-7 лет” светлой памяти Александра Меня, Нинель Непомнящая пишет: “В трудное для меня время, когда закрывалась тема исследований, не публиковались мои работы и, казалось, рушилось то, чему отдана жизнь, отец Александр не только утешал меня, но и напутствовал к продолжению работы, призывал бодрствовать, надеяться, верить. В книге нет прямого обращения к религиозной теме, но в ней рассматриваются те механизмы психики, в которых раскрывается способность человека к универсальности, творчеству любви, уже в 6-7 лет складываются хотя и простые, но уже обобщенные, специфические для данного человека, устойчивые (то есть сохраняющие основные особенности и в дальнейшем) психологические механизмы”.
Понятие
проблемы и теоретической актуальности
позволяет ученому осознать его
философскую позицию в
Практически любой автор любой теории - З. Фрейд, К. Юнг, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и другие знаменитые и не очень исследователи переживали момент интеллектуального и эмоционального напряжения, связанного с предъявлением своей позиции для научной общественности, произнося: “Я считаю иначе” или “Я считаю так”. Достаточно в этой связи вспомнить факт из биографии З.Фрейда, когда он в течение восьми лет был практически лишен общения с научной общественностью, так как высказал свою точку зрения.
Заявить о существовании своей теории - значит заявить о собственном Я, о праве на истину, обоснованную Я-переживаниями, Я-опытом человека. В известном смысле это предполагает противопоставление себя Другим, а значит, вызывает их сопротивление.
Для развития
человеческой мысли это естественный
процесс, так как мысль всегда
появляется у одного человека, но будучи
представленная другим, с течением
времени она может
Информация о работе Сущность и содержание основных проблем возрастной психологии