Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:56, контрольная работа
Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Сущность общения…………………………………………….…….….6
1.1 Понятие общение…………………………………………………..…6
1.2 Особенности общения………………………………………………11
1.3 Структура общения………………………………………………….13
Глава 2 Виды общения…………………………………………………………..16
Глава 3 Значение общения …..…………………………………………………29
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список используемой литературы……………………………………………...35
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Сущность общения…………………………………………….…….….
Глава 2 Виды общения………………………………………………………….
Глава 3 Значение общения …..…………………………………………………29
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
А. Экзюпери
Взаимодействие человека
с окружающим его миром осуществляется
в системе объективных
Объективные отношения и
связи (отношения зависимости, подчинения
сотрудничества, взаимопомощи и др.)
неизбежно и закономерно
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.
Всякое производство
предполагает объединение
Проблема общения изучается
многими науками: социальными, гуманитарными,
техническими, естественными и другими.
И это вполне объяснимо, поскольку
общение пронизывает
Искусство общения, знание психологических
особенностей и применение психологических
методов крайне необходимы специалистам,
работа которых предполагает постоянные
контакты типа "человек-человек"
– политикам, бизнесменам, менеджерам,
юристам, переводчикам и многим другим.
Таким образом, умение строить отношения
с людьми, находить подход к ним,
расположить их к себе нужно каждому.
Это умение лежит в основе жизненного
и профессионального успеха. Необаятельный,
угрюмый человек будет
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных странах учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
Глава 1 Сущность общения
Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги – тоже акты общения. Таким образом, «общение» – более узкое понятие по сравнению с понятием «коммуникация». Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б. Ф. Ломов писал: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается».
На социальном уровне общение является
необходимым условием для передачи
социального опыта и
В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
Содержание понятия «общение» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах, — это как две стороны одной медали:
- как процесс, не направленный на изменение психологического состояния партнера;
- как процесс, направленный на
изменение психологического
В первом случае общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Во втором случае общение — это
осуществляемое знаковыми средствами
взаимодействие субъектов, вызванное
потребностями совместной деятельности
и направленное на значимое изменение
в состоянии, поведении и личностно-
В самом общем виде общение выступает как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта.
Специфика общения состоит в
том, что в его процессе субъективный
мир одного человека раскрывается для
другого. В общении человек
индивидуальных психологических особенностей.
Общение рассматривается как форма
деятельности, осуществляемая между
людьми и приводящая или не приводящая
к возникновению психического контакта.
Психический контакт
Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:
- взаимодействие людей;
- вид самостоятельной
- атрибут других видов
- информационный процесс;
- отношение людей друг к другу;
- взаимовлияние людей;
- взаимное переживание;
- взаимное понимание.
Общение выступает как социальный и личностно - ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида.
Справедливо рассматривать
общение и как условие любой
деятельности человека. Выступая
важнейшей социальной
- к кооперации, сотрудничеству и интеграции;
- к конкуренции, борьбе и дифференциации.
Существует несколько иная трактовка понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов».
Здесь можно говорить о некотором сужении понимания общения. Во-первых, партнеры по общению могут быть равными и неравными, свободными по отношению друг к другу и зависимыми один от другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.
Во-вторых, общение может приводить к возникновению психического контакта, а может и не приводить к таковому.
В-третьих, общение — не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями. совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек
учится общению с детства и
овладевает разными его видами в
зависимости от среды, в которой
живет, от людей, с которыми взаимодействует,
причем происходит это стихийно, в
житейском опыте. В большинстве
случаев этого опыта бывает недостаточно,
например, для овладения особыми
профессиями (педагога, актера, диктора,
следователя), а иногда и просто для
продуктивного и
По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.
Каждая общность людей
располагает своими средствами воздействия,
которые используются в разнообразных
формах коллективной жизни. В них
концентрируется социально-
Проблема человека находится
в центре внимания всех аспектов общения.
Увлечение лишь инструментальной стороной
общения может нивелировать его
духовную (человеческую) сущность и
привести к упрощенной трактовке
общения как информационно-
Общение по своему содержанию — сложнейшая психологическая деятельность партнеров.
1.2 Особенности общения
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.