Сущность и виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Сущность общения…………………………………………….…….….6
1.1 Понятие общение…………………………………………………..…6
1.2 Особенности общения………………………………………………11
1.3 Структура общения………………………………………………….13
Глава 2 Виды общения…………………………………………………………..16
Глава 3 Значение общения …..…………………………………………………29
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 99.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1 Сущность общения…………………………………………….…….….6

    1. Понятие общение…………………………………………………..…6
    2. Особенности общения………………………………………………11
    3. Структура общения………………………………………………….13

Глава 2 Виды общения…………………………………………………………..16

Глава 3 Значение общения …..…………………………………………………29

Заключение ……………………………………………………………………....33

Список используемой литературы……………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                             “Единственно настоящая роскошь - это                                   роскошь человеческого общения”.

А. Экзюпери

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и  связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают  в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений  между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые  изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения  внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

 Всякое производство  предполагает объединение людей.  Но никакая человеческая общность - не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если  не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.

Проблема общения изучается  многими науками: социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими. И это вполне объяснимо, поскольку  общение пронизывает практически  и все сферы жизнедеятельности  человека. Другими словами, вне общения  с окружающими людьми деятельность современного человека представить практически невозможно. Вот почему данная категория в психологической науке является основной не только с точки зрения академической науки, сколько с позиции практической психологии.

Искусство общения, знание психологических  особенностей и применение психологических  методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам, юристам, переводчикам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения  с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать  контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия  и уважения.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Общение с людьми – это  наука и искусство. Здесь важны  и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет  достичь успеха во взаимодействии с  другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных странах учебных  заведениях проблеме общения уделяется  огромное внимание. В обучающие программы  обязательно включаются этика и  психология делового общения, большим  успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.

Категория «общение» является одной  из центральных в психологической  науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Сущность общения

 

    1. Понятие общение 

Общение – процесс взаимосвязи  и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся  обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых  и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Общение – обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги – тоже акты общения. Таким образом, «общение» – более узкое понятие по сравнению с понятием «коммуникация». Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б. Ф. Ломов писал: «Когда мы изучаем образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиваться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается».

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного  наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение  понимается как процесс и результат  установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством  различных знаковых систем.

Содержание понятия «общение»  раскрывается в двух взаимосвязанных  аспектах, — это как две стороны  одной медали:

- как процесс, не направленный  на изменение психологического  состояния партнера;

- как процесс, направленный на  изменение психологического состояния  партнера.

В первом случае общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Во втором случае общение — это  осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное  потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение  в состоянии, поведении и личностно-смысловых  образованиях партнера.

В самом общем виде общение выступает  как форма и способ существования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта.

Специфика общения состоит в  том, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для  другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих 
индивидуальных психологических особенностей.

Общение рассматривается как форма  деятельности, осуществляемая между  людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как  двустороннюю деятельность, взаимную связь людей.

Общение — сложный и многогранный процесс, выступающий как:

- взаимодействие людей;

- вид самостоятельной человеческой  деятельности;

- атрибут других видов человеческой  деятельности;

- информационный процесс;

- отношение людей друг к другу;

- взаимовлияние людей;

- взаимное переживание;

- взаимное понимание. 

Общение выступает как социальный и личностно - ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Вместе с тем, общение — это и социальный процесс, через который общество влияет на индивида.

 Справедливо рассматривать  общение и как условие любой  деятельности человека. Выступая  важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется,  а иногда и прекращается формирование  личности, общение как диалектический  процесс представляет собой единство  двух противоположных тенденций:

- к кооперации, сотрудничеству  и интеграции;

- к конкуренции, борьбе и дифференциации.

Существует несколько иная трактовка  понятия «общение», которое представляется «формой деятельности, осуществляемой между людьми как равными партнерами и приводящей к возникновению  психического контакта», «взаимодействием равноправных субъектов».

Здесь можно говорить о некотором  сужении понимания общения. Во-первых, партнеры по общению могут быть равными  и неравными, свободными по отношению  друг к другу и зависимыми один от другого. Общаются друг с другом начальник и подчиненный, друзья, товарищи и приятели, недоброжелатели и враги, совершенно незнакомые между собой попутчики в общественном транспорте и т.д.

Во-вторых, общение может приводить  к возникновению психического контакта, а может и не приводить к  таковому.

В-третьих, общение — не просто форма деятельности, но и сама по себе деятельность.

Общение — сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями. совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку  единой стратегии взаимодействия.

Общение обычно включено в  практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление  и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение  понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и  неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и  поведенческой сферах участвующих  в общении лиц. В ходе общения  его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек  учится общению с детства и  овладевает разными его видами в  зависимости от среды, в которой  живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в  житейском опыте. В большинстве  случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми  профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для  продуктивного и цивилизованного  общения.

По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета  и использования.

Каждая общность людей  располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных  формах коллективной жизни. В них  концентрируется социально-психологическое  содержание образа жизни. Все это  проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния  людей. В истории человечества они  всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение  в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится  в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его  духовную (человеческую) сущность и  привести к упрощенной трактовке  общения как информационно-коммуникативной  деятельности. При неизбежном научно-аналитическом  расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них  человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию — сложнейшая психологическая деятельность партнеров.

 

1.2 Особенности общения

 

Общение обычно проявляется  в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения  отражает взаимодействие человека с  непосредственным окружением: с другими  людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения  позволяет ответить на вопросы о  том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью  партнера.

Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен  между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

Информация о работе Сущность и виды общения