Сущность и виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Сущность общения…………………………………………….…….….6
1.1 Понятие общение…………………………………………………..…6
1.2 Особенности общения………………………………………………11
1.3 Структура общения………………………………………………….13
Глава 2 Виды общения…………………………………………………………..16
Глава 3 Значение общения …..…………………………………………………29
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 99.65 Кб (Скачать файл)

Эмотивная сторона общения  связана с функционированием  эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям  согласования внутренних и внешних  противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции. Их шесть:

1. Прагматическая функция  общения отражает его потребностно-мотивационные  причины и реализуется при  взаимодействии людей в процессе  совместной деятельности. При этом  само общение очень часто выступает  самой важной потребностью.

2. Функция формирования  и развития отражает способность  общения оказывать воздействие  на партнеров, развивая и совершенствуя  их во всех отношениях. Общаясь  с другими людьми, человек усваивает  общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы,  ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно  определить как универсальную  реальность, в которой зарождаются,  существуют и проявляются в  течение всей жизни психические  процессы, состояния и поведение  человека.

3. Функция подтверждения  обеспечивает людям возможность  познать, утвердить и подтвердить  себя.

4. Функция объединения—разъединения  людей, с одной стороны, посредством  установления между ними контактов  способствует передаче друг другу  необходимых сведений и настраивает  их на реализацию общих целей,  намерений, задач, соединяя их  тем самым в единое целое,  а с другой стороны, она может  быть причиной дифференциации  и изоляции личностей в результате  общения.

5. Функция организации  и поддержания отношений служит  интересам налаживания и сохранения  достаточно устойчивых и продуктивных  связей, контактов и взаимоотношений  между людьми в интересах их  совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция  общения реализуется в общении  человека с самим собой (через  внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

 

1.3 Структура общения

 

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной  и поведения.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.

Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Поведенческая сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Психологическая же структура общения  включает в себя четыре компонента.

Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и целей общения. Мотивами общения членов могут быть: а) потребности, интересы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребности и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Соотношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфликта. В соответствии с этим общение может носить дружественный или конфликтный характер.

Основными целями общения могут  быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действиями, оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или  противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.

Коммуникационный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:

• если в кибернетических устройствах  информация только передается, то в  условиях человеческого общения  она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

• в отличие от простого «обмена  информацией» между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу;

• характер обмена информацией между  людьми определяется тем, что посредством  используемых при этом системных  знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие  на поведение партнера;

• коммуникативное влияние как  результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации  или декодификации. В обыденной  речи это значит, что люди «говорят на одном языке».

Интерактивный компонент общения  состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными  побуждениями, действиями. Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.

Перцептивный компонент общения проявляется в восприятии друг друга партнерами по общению, взаимном изучении и оценке ими друг друга. Это связано с восприятием внешнего облика, поступков, действий человека и их истолкованием. Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и в не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Виды общения

Различают прямое и косвенное  общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися  людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при  проведении переговоров между враждующими  сторонами.

Выделяют также целевое  и инструментальное общение.

Целевое общение связано  с удовлетворением потребности  в общении, а инструментальное общение  не является самоцелью, оно вызвано  производственной необходимостью в  организации индивидуальной или  совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к достижению (успех возможен только при общении и взаимодействии с другими людьми), потребности  во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стремление постоянно быть с людьми, устанавливать  и сохранять положительные отношения  с ними). В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении (подробно об этом говорится в следующей главе).

 На основе исходной  формы непосредственного общения  в процессе исторического развития  человечества возникли и развились  формы опосредствованного общения.  Решающую роль в их формировании  сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась  возможность преодоления «единства  места и времени действия»,  необходимого для непосредственного  общения. Для человека, овладевшего  письменной речью, сфера общения,  а, следовательно, источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик).

Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора. Разговор, ставший для людей обычным  делом, подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и  структуру.

Выделяют три типа разговора:

1) формализованный, где  разговор следует строгой, заранее  оговоренной регламентации (например, переговоры, совещания, конференции  и т. д.);

2) полуформализованный, где  отсутствует предварительно заданная  регламентация, но все же какието  каноны соблюдаются (светские  беседы, официальные приемы);

3) неформализованный, где  также существуют правила, которые,  однако, регулируют не внешнюю,  а внутреннюю, сущностную сторону  разговора. Эти правила довольно  гибкие, изменяемые в зависимости  от ситуации (например, повседневные  разговоры с близкими, знакомыми,  случайными собеседниками). Вне зависимости  от типа все разговоры подчинены  единой логике, выраженной в последовательности  фаз: инициирование (вызывание  на разговор, завязывание его), сам  разговор и его окончание. 

Первая фаза неформализованного разговора включает в себя признание  людьми друг в друге потенциальных  собеседников, что может достигаться с помощью различных средств коммуникации, в том числе с помощью приветствия, взгляда.

Неформализованный разговор характеризуется следующими признаками:

1) длительность разговора  заранее не оговаривается;

2) речь, перебивая друг  друга, одновременно ведут оба  или несколько собеседников, но  только до тех пор, пока они  не убеждаются, что они не понимают  друг друга; 

3) порядок вступления  в разговор каждого участника  и время его высказывания не  регламентируются;

4) в процессе разговора  участники используют различные  приемы, чтобы взять слово или перейти на позицию слушателя.

Такими приемами могут  быть задаваемый собеседнику вопрос или взятие паузы.    

Существуют определенные речевые табу, касающиеся как тем  разговора, так и используемых в  нем слов. Например, запрещено в  культурном обществе использовать нецензурные  выражения, спрашивать о размерах заработной платы, обсуждать сексуальные отношения. Многие люди неохотно допускают других, даже близких, в свой внутренний мир, многим не нравится обсуждать проблемы здоровья, семейные проблемы и т. п. Помимо общей темы собеседники (каждый для себя) определяют допустимый уровень  доверительности, искренности, правдивости.

В зависимости от числа  общающихся людей различают три  вида общения: межличностное — общение  между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое — общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

Межличностное общение должно удовлетворять следующим критериям: в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2–3 человек); это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь; это личностноориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Эти критерии (за исключением  первого) вызывают ряд вопросов. Будет  ли называться межличностным общение  людей, разговаривающих по телефону? Ведь между ними нет пространственной близости, т. е. они не могут видеть друг друга и тем более касаться друг друга. Но в то же время это  личностноориентированное общение, при  котором может учитываться эмоциональное  состояние партнера (распознается по голосу и смысловому содержанию речи), возникают психический контакт  и определенные отношения.

С другой стороны, всегда ли обязательно при межличностном  общении принимать во внимание самооценки и личностные характеристики партнера? Не следует ли тогда такое общение  считать разновидностью межличностного общения и называть его както  по другому, например интимным, эмоциональным?

При межличностном общении, содержание которого касается только общающихся, отражается позиция каждого  из них. Если же участники общения  являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в  своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с  учащимися, принадлежащими к компаниям  с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят  из этой компании.

Информация о работе Сущность и виды общения