Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:56, контрольная работа
Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Сущность общения…………………………………………….…….….6
1.1 Понятие общение…………………………………………………..…6
1.2 Особенности общения………………………………………………11
1.3 Структура общения………………………………………………….13
Глава 2 Виды общения…………………………………………………………..16
Глава 3 Значение общения …..…………………………………………………29
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список используемой литературы……………………………………………...35
В личностном общении
вербальные компоненты не
По содержанию и целям
выделяют деловое и неделовое
общение. Деловое общение включено
в продуктивную деятельность и направлено
на то, чтобы повысить качество этой
деятельности. Деловое общение имеет
место в школе при общении
учителя с учащимися на занятиях,
во время внеклассной и
Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.
В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение.
Ритуальное общение имеет
целью поддержание связи с
социумом, подкрепление представления
о себе как о члене общества.
Его характерными особенностями
являются ненаправленность, неинформативность,
бессодержательность, невовлеченность
или малая вовлеченность
Описанное общение — типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения». Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не затрагивает важнейших проблем и интересов человека.
Хотя во многих случаях
мы с удовольствием принимаем
участие в таком (ритуальном. —
Е. И.) общении, в еще большем
количестве случаев мы
Второй вид целевого общения — манипулятивное. Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях. О манипуляции подробно речь пойдет в главе 6.
Третий вид — гуманистическое
общение. Это личностное общение, позволяющее
удовлетворить потребность в
понимании, сочувствии, сопереживании.
Отличием гуманистического общения
от двух вышеназванных является то,
что ожидаемым результатом
К гуманистическому общению
относится доверительное
Доверительное общение как феномен определяется, с одной стороны, значимостью, интимностью информации о себе, раскрываемой собеседнику, а с другой — доверием к партнер. Доверие — это отношение к партнеру как человеку, который не будет использовать полученную информацию против доверившегося в силу своих моральных качеств. Вступление в доверительное общение требует преодоления некоего психологического барьера в связи с тем, что «раскрытие» себя связано с определенным риском. Вследствие этого для начала доверительного общения необходимы некоторые специфические условия:
1) настоятельная потребность
«выговориться»; в этом случае
пусковым фактором для
2) поведение собеседника, которое располагает к такому общению (его «открытость», проявление внимания, доброжелательности, искренней заинтересованности, просто согласие выслушать), общее впечатление о нем, прошлый опыт общения с ним.
Также общение разделяют на:
Первый вид общения
направлен на изменение психологических
характеристик группы людей в
сторону либо их унификации, либо рассогласования.
Это общение между
Предметноориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей, а личностноориентированное — на изменение отдельной личности.
Американские исследователи
Бернард и Хекинс выделяют
пять уровней разговора,
Классификация типов общения, основанную на трехкомпонентной модели общения.
Общение может быть кратковременным
и длительным. При кратковременном
общении создается первое впечатление
друг о друге. Первое впечатление
о человеке может быть и неадекватным,
так как основано на внешних или
случайных признаках. Однако у многих
людей оно бывает очень сильным
и поэтому надолго сохраняется.
Вследствие этого оно может как
облегчить, так и затруднить на начальном
этапе общения воспитание учащихся,
да и само общение, если у одной
или сразу двух общающихся сторон
это впечатление будет
Таблица 1 Классификация типов общения
Тип общения
Отражение
Отношение
Обращение
Диалогический
Сложное
Личностное
Открытое
Доверительный
Простое
Личностное
Открытое
Рефлексирующий
Сложное
Личностное
Закрытое
Альтруистический
Простое
Личностное
Закрытое
Манипулятивный
Сложное
Ролевое
Открытое
Псевдодиалогический
Простое
Ролевое
Открытое
Конформный
Сложное
Ролевое
Закрытое
Монологический
Простое
Ролевое
Закрытое
Длительное общение дает возможность глубже понять друг друга. Это путь к взаимопониманию, но в то же время — и к возможному взаимопресыщению (что часто наблюдается в замкнутых, изолированных группах).
Выделяют также вербальное, невербальное и проксимальное общение. Вербальное общение — это общение с помощью языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех остальных видов общения, хотя и не в состоянии их заменить.
Невербальное общение — это общение с использованием неречевых средств — мимики, жестов, через сенсорные и телесные контакты. Проксимальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга. Э. Холл (Hall, 1959) установил, что расположение людей на определенном расстоянии друг от друга отражает информацию об отношениях между людьми. Он выделил четыре расстояния (зоны), свидетельствующие о различных взаимоотношениях людей:
Публичная зона. Она составляет от 3,5 м и больше и указывает на то, что в процессе общения находятся люди, не имеющие какихлибо личных или деловых отношений, и что они не намерены идти на сближение друг с другом или установление личных взаимоотношений. Это зона, в пределах которой относительно друг друга располагаются люди во всех случаях их публичного общения.
Социальная зона. Она составляет от 1,2 до 3,5 м и указывает на то, что общающиеся люди являются знакомыми, партнерами или коллегами по работе и между ними сложились не только деловые взаимоотношения.
Личная зона. Она равна примерно 45 см — 1,2 м. В пределах этой зоны располагаются люди, между которыми сложились личные взаимоотношения, не переходящие, однако, в интимные.
Интимная зона. Она составляет от 0 до 45 см. В эту зону допускаются только самые близкие люди, между которыми сложились интимные отношения или которые готовы пойти на установление таких отношений.
Вторжение в личное
пространство приемлемо только
в некоторых ситуациях и