Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:56, контрольная работа
Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Сущность общения…………………………………………….…….….6
1.1 Понятие общение…………………………………………………..…6
1.2 Особенности общения………………………………………………11
1.3 Структура общения………………………………………………….13
Глава 2 Виды общения…………………………………………………………..16
Глава 3 Значение общения …..…………………………………………………29
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список используемой литературы……………………………………………...35
Глава 3 Значение общения
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развиты ми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек
был лишен возможности общаться
с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным,
культурно и нравственно
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое развитие ребенка
начинается с общения. Это первый
вид социальной активности, который
возникает в онтогенезе и благодаря
которому младенец получает необходимую
для его индивидуального
В общении сначала через
прямое подражание (викарное научение),
а затем через словесные
Выделенные мной выше виды
общения служат развитию различных
сторон психологии и поведения человека.
Так, деловое общение формирует
и развивает его способности,
служит средством приобретения знаний
и навыков. В нем же человек
совершенствует умение взаимодействовать
с людьми, развивая у себя необходимые
для этого деловые и
Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили и главе, посвященной деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Кондиционное общение
создает состояние готовности к
научению, формулирует установки, необходимые
для оптимизации других видов
общения. Тем самым оно косвенно
способствует индивидуальному
Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.
Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.
Благодаря невербальному
общению человек получает возможность
психологически развиваться еще
до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме
того, само по себе невербальное общение
способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более
способным к межличностным
Заключение
В последние несколько
десятков лет весьма популярны различные
обучающие технологии общения. Люди
все больше осознают, что многие
их проблемы связаны с неумением
общаться. Развитие цивилизации, определяющее
постоянное совершенствование средств
связи и многообразных каналов
информации, приводит к противоречию
между формой, средствами общения
и его содержанием, глубиной. Уровни
общения определяются, в свою очередь,
общей культурой
Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания (А.В.Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А.Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко) и др.
Концептуальная идея такого
деления функций лежит в
Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. Для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 373 с. - Библиогр.: с. 370-374 и в конце гл. Имен. указ.: с. 366-369.
2.Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
3. Андреева Г.М., Яноушек
Я. Взаимосвязи общения и
4. Бодалев А.А. Восприятие
и понимание человека
5. Брудный А.А. К теории
коммуникативного воздействия /
6. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
7. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 34ст.
8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
9. Жуков Ю.М. Проблемы
измерения точности
10. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. М., 1992.
11. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия.- М., 2000.
12. Крысько В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.—208с.
13. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1989.
14. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
15. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
16. Петровская Л.А.
17. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
18. Панфёров. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.
19. Почепцов, Г.Г. Фатическая
метакоммуникация // Семантика и
прагматика синтаксических
20. Соловьева О.В. Обратная
связь в межличностном общении.
21. Стефаненко Т.Г. Социальные
стереотипы и межличностные
22. Социальная психология:
Хрестоматия: Учебное пособие
для студентов вузов/Сост. Е.П.
Белинская, О.А.