Сущность и виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:56, контрольная работа

Описание работы

Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Сущность общения…………………………………………….…….….6
1.1 Понятие общение…………………………………………………..…6
1.2 Особенности общения………………………………………………11
1.3 Структура общения………………………………………………….13
Глава 2 Виды общения…………………………………………………………..16
Глава 3 Значение общения …..…………………………………………………29
Заключение ……………………………………………………………………....33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 99.65 Кб (Скачать файл)

Глава 3 Значение общения

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение  с психологически развиты ми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает  все свои высшие познавательные способности  и качества. Через активное общение  с развитыми личностями он сам  превращается в личность.

Если бы с рождения человек  был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни  обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют  многочисленные факты, описанные в  литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как  организм, вполне сохранен, тем не менее  остается биологическим существом  в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время  от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго  изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка  имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка  начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который  возникает в онтогенезе и благодаря  которому младенец получает необходимую  для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает  как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо  позже - на втором, третьем году жизни.

В общении сначала через  прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается  основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для  ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме  общения с ними, этот опыт не может  быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей  и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.

Выделенные мной выше виды общения служат развитию различных  сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует  и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек  совершенствует умение взаимодействовать  с людьми, развивая у себя необходимые  для этого деловые и организаторские  качества.

Личностное общение формирует  человека как личность, дает ему  возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы  нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение  также выполняет специфическую  функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение  позволяет человеку получать необходимые  для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как  мы выяснили и главе, посвященной  деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение  создает состояние готовности к  научению, формулирует установки, необходимые  для оптимизации других видов  общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному  и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его "подзарядкой". Приобретая в результате такого общения  новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический  потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен  действиями, операциями, умениями и  навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную  деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания  и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает  общественные потребности людей  и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение  необходимо человеку для того, чтобы  обучаться и воспитываться в  результате широкого использования  на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных  средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное  общение помогает усвоению средств  общения и совершенствованию  на базе их способности к самообразованию  и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному  общению человек получает возможность  психологически развиваться еще  до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме  того, само по себе невербальное общение  способствует развитию и совершенствованию  коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более  способным к межличностным контактам  и открывает для себя более  широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения  и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно  связано с усвоением речи, а  она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В последние несколько  десятков лет весьма популярны различные  обучающие технологии общения. Люди все больше осознают, что многие их проблемы связаны с неумением  общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств  связи и многообразных каналов  информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения  и его содержанием, глубиной. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих  субъектов, их индивидуальными и  личностными характеристиками, особенностями  ситуации, социальным контролем и  многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение  друг к другу.

Общение всегда рассматривалось  как полифункциональный процесс. Вот  далеко не полный перечень функций  общения, которые определены по различным  критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания (А.В.Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А.Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко) и др.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении  о взаимосвязи человека с обществом  и миром в соответствии с простой  моделью отношений: человек - деятельность - общество. Естественно, классификаций  и типологий функций общения  может быть сколько угодно, в зависимости  от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен  предметом социальной психологии. Важной социально-психологической проблемой  является проблема удовлетворенности  общением. Почему индивид с удовольствием  общается с одним человеком и  стремится избежать контактов с другим, даже в том случае, когда ему это необходимо? Чем вызвана такая всеобщая избирательность при взаимодействии? Каковы наиболее общие критерии удовлетворенности общением? Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другим. Чем большее количество потребностей удовлетворяется, тем более вероятно, что взаимодействие будет поддерживаться и продолжаться. Среди всего многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени.

Существенной задачей  социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых  во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи  и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная  психология: Учеб. Для студентов  вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 373 с. - Библиогр.: с. 370-374 и в конце гл. Имен. указ.: с. 366-369.

2.Андреева Г.М. Принцип  деятельности и исследование  общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.

3. Андреева Г.М., Яноушек  Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной  деятельности. М., 1985.

4. Бодалев А.А. Восприятие  и понимание человека человеком.  –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

5. Брудный А.А. К теории  коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические  проблемы социальной психологии. М., 1977.

6. Бодалев А.А. Личность  и общение. М., 1995.

7. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 34ст.

8. Гозман Л.Я. Психология  эмоциональных отношений. М., 1987.

9. Жуков Ю.М. Проблемы  измерения точности межличностного  восприятия // Вестник Московского  университета. Психология. 1978, № 1.

10. Зимбардо Ф. Застенчивость.  Пер. с англ. М., 1992.

11. Кабаченко Т.С. Методы  психологического воздействия.- М., 2000.

12. Крысько В. Г. Социальная  психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.—208с.

13. Лабунская В.А. Невербальное  поведение. Ростов-на-Дону, 1989.

14. Леонтьев А.А. Психология  общения. М., 1999.

15. Обозов Н.Н. Психология  межличностных отношений. Киев, 1990.

16. Петровская Л.А. Компетентность  в общении. М., 1989.

17. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

18. Панфёров. Психология воздействия.  Проблемы теории и практики. М., 1989.

19. Почепцов, Г.Г. Фатическая  метакоммуникация // Семантика и  прагматика синтаксических единств.  Калинин, 1981. 52стр.

20. Соловьева О.В. Обратная  связь в межличностном общении.  М., 1992.

21. Стефаненко Т.Г. Социальные  стереотипы и межличностные отношения  // Общение и оптимизация совместной  деятельности. М., 1987.

22. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие  для студентов вузов/Сост. Е.П.  Белинская, О.А. Тихомандрицкая. —  М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

 

 


Информация о работе Сущность и виды общения