Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа
Цель исследования: Развить у старших дошкольников умения наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Сущность наблюдения. Понятие «наблюдения».
Выявить особенности наблюдения у старших дошкольников.
Изучить требования к наблюдению.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
СУЩНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕНОСТИ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ..................................................5
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ...................10
2.1 Циклическая организация наблюдения..................................................23
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦЫИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ…………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….37
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
2.1 Циклическая организация
наблюдения....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов.
У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.
Однако познание дошкольниками
окружающего мира, явлений природы
возможно не только посредством наблюдений
- большую помощь в этом может
оказать моделирующая деятельность.
Многообразие природных явлений, составляющих
непосредственное окружение детей,
создает видимость их легкого
познания в процессе наблюдений. Но
пугливость и скрытый образ жизни
многих животных, растянутая во времени
изменчивость развивающихся организмов
или сезонных явлений природы, незаметные
для восприятия связи и зависимости
внутри природных сообществ рождают
объективные трудности для
Экологическое воспитание дошкольников — это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Цель исследования: Развить у старших дошкольников умения наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Объект исследования – умения наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Предмет исследования – Процесс формирования у старших дошкольников умения наблюдать за сезонными изменениями в природе .
1.СУЩНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Оно является основным методом познания природы.[2.С.28]
Наблюдать – значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться.
Наблюдение, пожалуй, самый популярный и самый доступный метод исследования. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Наблюдение всегда осуществляется с определённой познавательной целью.
Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.
Наблюдательный человек
видит больше, понимает глубже, так
как улавливает мало заметные, но существенные
признаки предметов, явлений, событий.
Такой человек имеет
Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, обонятельное и др.
Правильная организация
чувственного познания природы обеспечивает
формирование и развитие у детей
отчётливых представлений о животных
и растениях, о сезонных явлениях
природы. Руководство наблюдениями
даёт возможность научить
Видный отечественный психолог Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения.
В высшем своём проявлении
наблюдение - это деятельность, самостоятельно
организуемая самим наблюдателем. Но
это умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн,
опирается на более или менее
обширную систему знаний. Педагогический
процесс, направленный на формирование
наблюдения, позволяет обеспечить постоянное
систематическое наблюдения за сезонными
изменениями в природе, а также
становление всё более
Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребёнок, какие особенности объектов природы замечать.
Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приёмов включения в них детей [4.С.77]
Содержание наблюдений в детском саду складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных); различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделения компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из неё воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Значение функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчётливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий [6.С.59].
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знании - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлении.[4.С.148]
Существуют различные виды наблюдений.
Распознающее наблюдение. Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений. Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.
В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы они рассматривали объект, слушали издаваемые звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.
Для успешного достижения
поставленной цели воспитатель продумывает
и использует специальные приемы,
организующие активное восприятие детей:
задаёт вопросы, предлагает обследовать,
сравнивать объекты между собой,
устанавливать связи между
Включение разнообразных
органов чувств в процесс наблюдения,
обеспечивает полноту и конкретность
формируемых знаний. Наблюдение необходимо
сопровождать точной речью воспитателя
и детей, чтобы полученные знания
усвоились. Так как наблюдение требует
сосредоточенности
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всём ее многообразии, в наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.[7.С.73]
2. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
Учитывая, что представления детей шестого года жизни об объектах природы в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, воспитателю необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой в уголке природы, на участке детского сада.
Повышению системности в работе будет способствовать установление тесной связи между занятиями и другими формами ознакомления с природой (наблюдения и труд в уголке природы, на огороде, в цветнике, игра с природными материалами). В повседневной жизни следует целенаправленно и систематически накапливать чувственный и практический опыт, упражнять детей в применении полученных знаний и умений, стимулировать и поддерживать проявление интереса к окружающему миру. [13.С.106]
Осень. Работа в уголке природы. Начиная с осени воспитателю необходимо знакомить детей с растениями и животными в детском саду. Важно пополнить уголок природы теми обитателями, которые будут предметом специально организованных наблюдений. Так, можно выкопать цветущие грунтовые растения клумб и одновременно сделать красивый букет из срезанных цветов. Воспитатель, поместив цветы в уголок природы, обращает внимание детей на состояние тех и других в первые дни, любуется ими, предлагает понюхать, рассмотреть цветы. Вместе с детьми педагог заботится о них (наливает воду в вазу, меняет ее, поливает выкопанные растения). Все вместе обсуждают, что нужно растениям.
В последующие дни педагог сравнивает состояние растений, отмечает скорое увядание растений в вазе, устанавливает его признаки и причину — отсутствие корней и земли.
В уголок природы могут быть помещены дары осени — овощи, фрукты, ягоды. Детей учат различать их по внешнему виду, вкусу, правильно называть. Воспитатель может определить их одним словом — плоды, рассказать детям о их назначении в жизни растений, показать семена некоторых из них. Важно сообщить детям, что растения вырастают из семян. Собранные на участке семена можно поместить в уголок природы.