Сущность наблюдения. Характерные особености умения наблюдать у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Развить у старших дошкольников умения наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Сущность наблюдения. Понятие «наблюдения».
Выявить особенности наблюдения у старших дошкольников.
Изучить требования к наблюдению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
СУЩНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕНОСТИ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ..................................................5
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ...................10
2.1 Циклическая организация наблюдения..................................................23
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦЫИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ…………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Природаа.docx

— 66.23 Кб (Скачать файл)

 

  Организация наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:

1. Цель и задача наблюдения  должны быть поставлены четко  и конкретно. Во всех случаях  задача должна иметь познавательный  характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный  вопрос.

2. Для каждого наблюдения  воспитателю необходимо отбирать  небольшой круг знаний. Представления  об объектах природы формируются  у детей постепенно, в результате  многократных встреч с ними. Каждое  наблюдение должно давать детям  новые знания, постепенно расширяя  и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений  следует предусматривать системность,  что обеспечит их взаимосвязь.  В результате у детей сформируется  полное, глубокое представление  об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать  развитию умственной и речевой  активности детей. Активизация  умственной деятельности достигается  разнообразными приемами: постановка  конкретной и доступной задачи  наблюдения, использование обследовательских  действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание  результатов наблюдения, сравнение  одного объекта с другим, предъявление  вопросов разной степени сложности  (вопросы должны будить мысль  ребёнка).

5. Наблюдение должно возбудить  интерес детей к природе, желание  как можно больше узнать о  ней.

6. Знания, полученные детьми  в процессе наблюдении, должны  закрепляться, уточняться, обобщаться  и систематизироваться с помощью  других методов и форм работы. Такими способами могут быть  рассказ воспитателя, чтение книги  о природе, рисование и лепка,  ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого  наблюдения у детей должно  быть сформировано представление  или элементарное понятие о  том или ином объекте природы,  отношение к нему [7.С.73].

8. Подготовка к наблюдению

Прежде всего воспитатель  определяет место наблюдения в системе  предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи ( содержание знании, умении и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью  этого вида деятельности. Затем выбирает объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который  должен быть для детей интересным и в то же время доступным для  воспитания [8.С.96].

Дети с удовольствием  наблюдают за сезонными изменениями  в природе. Их отношение выражается в познавательном интересе - они с радостью участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; в эстетических переживаниях - замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают её в рисунках. Охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников (живопись, графику, фотоиллюстрации в книгах) [3.С.168].

Дети знакомятся с комплексом характерных явлений в неживой  природе и их изменений в разные сезоны. Из анализа программ можно  выделить знания об изменениях в природе, которыми должны обладать дошкольники.

Осень : день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастают прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия - постепенно уменьшение света и тепла - влияют на растения и животных, они меняют свое состояние и образ жизни в преддверии зимы: травы вянут, деревья и кустарники сбрасывают листву.

Зима: ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается - даёт мало света тепла. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идёт снег, иногда бывают вьюга, метель. Растения приспособились к суровым условиям зимы: деревья и кустарники замёрзли, стоят без листьев, не растут; травы завяли, но под землёй у них сохранились корни и корневища.

Весна: заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небе всё выше, с каждым днём даёт больше света и тепла. Тает снег, лёд, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для жизни растений становятся с каждым днём лучше: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, оживают насекомые, возвращаются перелетные птицы.

Лето : день длинный, ночь короткая, много света тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут теплые дожди, бывают ливни и грозами, иногда после дождя появляется на небе радуга. прекрасные условия для жизни растении и животных. Всё кругом зеленое. Много цветов, насекомых, птиц.

В программе С.Н.Николаевой «Воспитания дошкольников» дети знакомятся с комплексом характерных  явлений в неживой природе  и их изменений в разные сезоны. К концу года они замечают красоту  природы в разное время года.

В программе О.А. Соломенниковой «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» главным  является знакомство детей с доступными явлениями в природе. Необходимо помогать детям замечать красоту  природы в разное время года. К  концу года дети могут иметь некоторые  представления о природных сезонных явлениях. По программе Васильевой М.А. к концу года дети могут выделить наиболее характерные сезонные изменения  в природе.

Для ознакомления с сезонными  явлениями природы широко используют прогулки. Здесь воспитатель может  ознакомить ребят с теми явлениями  природы, представления о которых  складываются длительное время. Детей  знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы, движением  облаков, радугой, закатом солнца, и  т.д. Можно организовать разнообразные  игры с природным материалом - песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д.; у дошкольников накапливается чувственный  опыт, они видят природные явления  в естественных условиях во всех связях и отношениях. Прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой.

Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными. Они заранее продумываются  воспитателем. При этом следует использовать разнообразные формы организации  ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные).

Фронтальная организация  наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить  и с небольшими группками детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых  и т.д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.

На ежедневных прогулках  и экскурсиях нужно обращать внимание на характерные сезонные явления  в жизни растений и животных и  с помощью вопросов помогать детям  устанавливать связь между явлениями  живой природы и неживой, например: ''стало холодно - завяли цветы, насекомые  спрятались под корой деревьев, улетели  птицы''.

Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в  то же время обогащает словарь  детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки.

Во время прогулок ведутся  индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Начиная со второй младшей  группы, проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть.

Целевые прогулки в отличие  от экскурсии кратковременны, и на них решается небольшой объём  задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т.д. Кроме того, организуется прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов) [1.С.41].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  

  Наблюдения обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, и взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить детей видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Помните, что каждый день в природе неповторим.

Все виды наблюдений требуют  руководства со стороны педагога. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений.

Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос.

Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления  об объектах природы формируются  у детей, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В организации  наблюдении следует предусматривать  системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более полное, глубокое представление  об окружающей природе.

Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной  задачей наблюдения, использованием действий обследования как способа  наблюдения, сравниванием одного объекта  с другими, предъявлением вопросов разной степени сложности.

Наблюдение должно вызвать  у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно  больше.

Знания, полученные детьми в  процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться  с помощью других форм и методов  работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).

В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться представление  или элементарное понятие о том  или ином объекте природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗАВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической  культуры.-М.: Гуманит. изд. центр  Владос 2002-192[С.41].

2.Каменева Л.К., "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983. OCR Detskiysad.Ru

3.Каменева Л.А., Кондратьева  Н.Н., Маневцева М.М. Методика ознакомления  с природой в детском саду: Учебное пособие для педагогических  училищ по специальности ''дошкольное  воспитание''.- М.: Просвещение,2000.[С.168].                                                                                     

4.Николаева С.Н. экологическое  воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского  сада. М.: Мозаика - Синтез, 2005.[С.77]

5.Николаева С.Н. Эколог  в детском саду: Программа повышения  квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.-120[С.154;155;156;157;159.]

6.Николаева С.Н. Методика  экологического воспитания.учеб.пособие  для студ . сред. и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр''Академия'', 2005.-184[С.59].

7. Николаева С.Н. Методика  экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ . сред. и  высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский  центр''Академия'', 2005.-184[С.73;151;152;163.]

8. Васильевой М.А, Гербовой В. В, Комаровой Т.С.. Программа воспитания и обучения в детском саду под. ред. - 3-е изд.- М.: мозаика- Синтез, 2006.[С.9]

9. Николаева С.Н. Эколог  в детском саду: Программа повышения  квалификации дошкольных работников.- М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.-120с.

10.Соломенникова О. А.  экологическое воспитание в детском  саду . Программа и методические рекомендации. 2-е изд.- М.: мозаика -

Синтез, 2006.

11.Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с

12.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

13.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы. Дошкольное воспитание № 7, 2001.[106;159;165;177;189.]

14.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект занятия-игры по ознакомлению с окружающим “В гостях у осени”

(старший дошкольный  возраст)

Программное содержание:

Формировать обобщенные представления  о сезонном изменении в живой  и неживой природе.

Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

Расширять представления  об охране природы, закрепить правила  поведения в природе.

Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать  словарь дошкольников, используя  сравнительные эпитеты.

Развивать и тренировать  зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к  целостному).

Воспитывать бережное отношение  и любовь к природе.

Словарная работа: рукодельница, лукошко, дупло, муравейник, берлога, полынья.

Материал для  занятия: коллаж об осени из природного материала, лечебные травы, овощи-муляжи, муляжи грибов, кукла в костюме “Осень”, ворота-арка, картины животных (белка, заяц, лиса, волк), игрушка – уточка, пруд-полынья (бутафорский), костюм Лесовичка (взрослый), аудиозапись с пением птиц (курлыканье журавлей).

Ход занятия

В группе создана сюжетно-игровая  обстановка: большая часть группы занята под импровизированный “осенний лес”.

Информация о работе Сущность наблюдения. Характерные особености умения наблюдать у старших дошкольников