Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа
Цель исследования: Развить у старших дошкольников умения наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Сущность наблюдения. Понятие «наблюдения».
Выявить особенности наблюдения у старших дошкольников.
Изучить требования к наблюдению.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
СУЩНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕНОСТИ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ..................................................5
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ...................10
2.1 Циклическая организация наблюдения..................................................23
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦЫИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ…………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….37
В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят землю, пропалывают от сорняков. При этом воспитатель сообщает о назначении различных видов ухода.
Дети наблюдают за состоянием
растений после полива и после
дождя, до и после рыхления почвы,
устанавливают связь между
Лето — время интересных
прогулок. Их необходимо использовать
для уточнения уже имеющихся
у детей представлений о
Целевые прогулки на луг позволяют познакомить детей с луговыми растениями и животными, их жизнью летом, полюбоваться красотой и простором луга. Воспитатель просит детей назвать знакомые растения (колокольчик, луговой василек, ромашка). Рассматривая вместе с ними новые растения — одуванчик, гвоздику, побуждает детей сравнивать их по окраске, форме и величине цветка, по запаху. Педагог проводит дидактические игры с луговыми травами, читает стихи о них.
Во время целевых прогулок
на поляну воспитатель с подгруппами
детей может понаблюдать за ее
обитателями — бабочками (лимонница,
капустница, махаон, крапивница), жуками
(бронзовка, божья коровка), кузнечиками,
пчелами. Надо уточнять и обогащать
представления детей о
При повторных целевых
прогулках на поляну, луг воспитатель
продолжает знакомить детей с
луговыми растениями и животными; учит
узнавать и правильно называть 2—3
луговых растения, различать их по
характеру стебля, цветку, форме
и расположению листьев, узнавать и
различать насекомых по внешнему
виду, поведению; учит устанавливать
связи между особенностями
Конкретизируя представления детей об обитателях водоема, следует провести наблюдение за лягушкой. Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид животного, особенности передвижения, питания, рассказывает о месте обитания лягушки, показывает способы приспособления к окружающей среде. (При этом полезно предложить детям установить связи между строением конечностей лягушки и способом ее передвижения в воде и на суше, между окраской кожного покрова и средой.) Воспитатель сообщает детям о пользе, приносимой лягушкой, учит использовать при наблюдении слова: перепонки, влажная кожа, приспособилась. Такие наблюдения способствуют воспитанию интереса и бережного отношения к лягушкам.
С детьми 4—5 лет следует также организовать прогулку в лес. При этом надо формировать конкретное представление о лесе как месте для жизни разных растений и животных. Воспитатель учит детей .различать деревья (осина, береза, ель, сосна), 2—3 вида кустов, мох, съедобный и несъедобный гриб (мухомор); показывает некоторые конкретные проявления жизни растений и животных в лесу: питание, передвижение. Учит пользоваться словами, обозначающими названия растений, животных. Воспитывать умение вести себя в лесу, не мешать его обитателям — важная задача таких прогулок. Ценным пособием для знакомства детей с природой может стать календарь природы. В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.
Изменчивую погоду сезона
также необходимо фиксировать. Это
можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием
«Какая сегодня погода?». На плотном
куске картона с укрепленной
в центре подвижной стрелкой помещаются
или вкладываются в прозрачные карманы
кармашек для детских рисунков изображения
различного, но типичного для определенного
сезона состояния погоды. Если сделать
картинки сменными, можно использовать
календарь в течение всего
года. Соединив игрушку-пособие с
планшетом для детских
2.1 ЦИКЛИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦЫЯ НАБЛЮДЕНИЙ
Помимо содержания чрезвычайно
важно определить организационно-методическую
форму проведения наблюдений с детьми
за теми объектами природы, которые постоянно
находятся возле них. Наблюдения лучше
всего проводить в форме циклов.
Обитатели уголка природы весь учебный
год живут рядом с дошкольниками - это
обстоятельство накладывает особый отпечаток
на педагогический процесс: нельзя, чтобы
у детей за этот длительный период наступило
равнодушное привыкание к ним. Педагогический
процесс должен быть построен так, чтобы
у детей постоянно возрастал интерес к
живым существам, чтобы они все время расширяли
представления о них, наращивали объем
конкретных знаний, чтобы к концу учебного
года любой ребенок старшего дошкольного
возраста мог бы стать экскурсоводом по
уголку природы - бойко и интересно рассказывать
о его обитателях. Этим требованиям отвечает
прежде всего такая форма педагогической
работы, как циклы наблюдении, которые
осуществляются не на занятиях, а в различные
режимные моменты повседневной жизни.
Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений
за конкретным объектом уголка природы
или участка детского сада. Каждое из наблюдений
цикла имеет свое содержание, свою цель,
не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано
с ними. В сумме все наблюдения одного
цикла формируют у детей конкретные и
отчетливые представления о данном объекте
- его строении, функционировании (различных
проявлениях, поведении), условиях жизни.
Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным
путем и самостоятельно приобрести систему
конкретных знаний о животных или растениях,
которые живут по соседству с ним.[7.С.151]
Цикл наблюдений как организационно-методическая
форма педагогического процесса имеет
ряд достоинств. В цикле осуществляется
распределение всего объема знаний на
"порции", что обеспечивает постепенное
и более надежное их усвоение. Каждое следующее
наблюдение позволяет демонстрировать
детям новые стороны и особенности уже
знакомого объекта природы, одновременно
уточнять и расширять сложившиеся представления.[7.С.152]
Достоинством цикла является и его протяженность
во времени - распределение наблюдений,
следующих одно за другим, на достаточно
длительный срок. Многоразовое (но с разным
содержанием) обращение к одному и тому
же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует
у детей устойчивый познавательный интерес
к нему. И результате у дошкольников возникает
потребность в новых наблюдениях, которые
они осуществляют самостоятельно (что
особенно ценно), без побуждения и руководства
воспитателя. И, на конец, проведение цикла
наблюдений в повседневной жизни в разные
режимные моменты экономит время для занятий
и делает работу с детьми разнообразной.
В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений
за золотой рыбкой в аквариуме безотносительно
возраста дошкольников).
Наблюдение 1. Что живет в аквариуме?
Цель. Познакомить с аквариумной
рыбкой, сообщить ее название; вызвать
эмоциональный отклик (радость) от восприятия
золотой рыбки, желание наблюдать
за ней.
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?
Цель. Познакомить с условиями,
необходимыми для жизни золотой
рыбки: большой аквариум и много
воды (большое водное пространство);
вода комнатной температуры (не холодная
и 11е горячая), чистая (прозрачная), в
такой воде есть воздух - рыбке '1егко
дышать; на дне аквариума песок
и камни, растения. Золотая рыбка
живет в благоприятных
чувствует, не болеет.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?
Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности
(цвет, запах, сыпучесть), емкость для его
хранения. Продемонстрировать норму и
способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме
кормушку. Учить наблюдать за поведением
рыбки во время кормления: как реагирует
на действия людей, на появление корма,
как подплывает, как открывает рот и хватает
корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме
надо кормить каждый день, так как она
живая и без пищи может умереть.
Наблюдение 4. Что есть у рыбки?
Цель. Познакомить детей с частями тела
рыбки: вытянутое, овальное туловище, с
одного конца - голова, с другого - хвост,
сверху туловища спина, снизу - брюшко;
есть плавники на спине, брюшке и хвосте;
на голове глаза, рот, жаберные крышки;
тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого
цвета с золотистым
отливом.
Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо
заботиться.
Цель. Показать, что живая рыбка не может
жить в плохих условиях (грязная вода,
малое количество воды, грязный аквариум),
она начнет задыхаться, болеть, может умереть.
В грязной воде рыбке нечем дышать, она
часто подплывает к поверхности, высовывается
из воды и хватает воздух. О рыбке надо
заботиться: убирать грязь с песка, доливать
чистую воду, протирать стекла аквариума,
прикрывать его сверху.
Наблюдение6.Какрыбка* плавает?
Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки
- способом пере движения в воде. Рыбка
плавает в толще по всему водному пространству
- вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает
легко (плотная вода не является препятствием),
быстро, поворачиваете, всем телом в любую
сторону. Рыбке помогают плавать гладкое
вытянутое и обтекаемое тело, плавники,
хвост. У нее всегда спинка бывает сверху,
а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло,
качается, заваливается на бок, она плохо
себя чувствует, заболела ее надо лечить,
ей надо сочувствовать.
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?
Цель. Знакомить с разными
особенностями поведения
Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой
- это красиво.
Цель. Учить, на примере аквариума,
замечать красоту природы - любоваться
обликом хорошо оформленного, чистого
искусственного водоема, красивым расположением
водных растений, камней и коряг, крупной
и ярко окрашенной рыбкой, которая
хорошо себя чувствует, уверенно плавает
и красиво шевелит вуали
В приведенном цикле комплекс наблюдений
охватывает разные стороны жизни и поведения
золотой рыбки. Весь цикл - это сумма, элементарных
экологических знаний об отдельно взятом
водном обитателе. В нем представлены
его жизнь в привычной среде и морфофункциональная
приспособленность к ней. В цикле показана
среда образующая роль человека: как он
заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает
среду в хорошем состоянии. Очень важно,
что эти знания дети получают маленькими
"порциями", постепенно увеличивая
общий объем. Важно также, что дошкольники
получают знания самостоятельно, чувственным
путем, что обеспечивается соответствующей
организацией и руководством педагога.
Цикл проводится в течение длительного
времени - на неделю планируется одно,
два наблюдения. Таким образом, представленный
цикл из 8 наблюдений может быть реализован
в практике работы с детьми старших групп
за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное,
общение дошкольников с обитателями аквариума
способствует развитию у них интереса
к данному объекту природы.
Цикл наблюдений - удобная форма организации
педагогического процесса. Составление,
разработка цикла наблюдений - это творческое
дело педагога: цикл можно спланировать
по-разному (короче, длиннее, с включением
самых различных моментов и ситуаций),
в цикле всегда учитываются конкретные
особенности объекта природы: например,
в аквариуме живут две разные золотые
рыбки, или золотая рыбка живет вместе
с другими видами рыб, или и аквариуме
не золотые, а другие рыбки - во всех случаях
циклы наблюдений за ними будут иметь
свои особенности.[7.С.163]
По каждому животному уголка природы
во всех возрастных группах составляется
отдельный цикл наблюдений - дети должны
знать и любить тех питомцев, которые являются
их постоянными соседями. Специальные
циклы наблюдений посвящаются представителям
растительного мира - комнатным растениям,
ели и березе (рябине, каштану, яблоне и
т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а 1акже
зимующим птицам, часто встречающимся
насекомым. Все, что постоянно находится
рядом с ребенком, должно быть им замечено,
должно привлекать его внимание, вызывать
интерес.
3.ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА