Сущность наблюдения. Характерные особености умения наблюдать у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Развить у старших дошкольников умения наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Сущность наблюдения. Понятие «наблюдения».
Выявить особенности наблюдения у старших дошкольников.
Изучить требования к наблюдению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
СУЩНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕНОСТИ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ..................................................5
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ...................10
2.1 Циклическая организация наблюдения..................................................23
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦЫИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ…………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Природаа.docx

— 66.23 Кб (Скачать файл)

В течение лета дети ухаживают  за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят землю, пропалывают от сорняков. При этом воспитатель сообщает о  назначении различных видов ухода.

Дети наблюдают за состоянием растений после полива и после  дождя, до и после рыхления почвы, устанавливают связь между состоянием растения и условиями, в которых  оно находится, уходом за ним. В процессе выращивания растений малыши начинают понимать, что ходить надо только по дорожкам, нельзя затаптывать клумбы и грядки, бегать по ним и т. д.

Лето — время интересных прогулок. Их необходимо использовать для уточнения уже имеющихся  у детей представлений о природе, расширения и углубления знаний о  ней.

Целевые прогулки на луг  позволяют познакомить детей  с луговыми растениями и животными, их жизнью летом, полюбоваться красотой и простором луга. Воспитатель  просит детей назвать знакомые растения (колокольчик, луговой василек, ромашка). Рассматривая вместе с ними новые  растения — одуванчик, гвоздику, побуждает  детей сравнивать их по окраске, форме и величине цветка, по запаху. Педагог проводит дидактические игры с луговыми травами, читает стихи о них.

Во время целевых прогулок на поляну воспитатель с подгруппами  детей может понаблюдать за ее обитателями — бабочками (лимонница, капустница, махаон, крапивница), жуками (бронзовка, божья коровка), кузнечиками, пчелами. Надо уточнять и обогащать  представления детей о насекомых, учить узнавать по характерным признакам  внешнего вида бабочку-капустницу и  муравья. Следует научить ребят  сравнивать насекомых по особенностям строения (наличие и отсутствие крыльев), характеру передвижения (ползает, порхает), месту обитания (в воздухе, на земле), способу защиты от врагов. Надо дать знание о том, что насекомые живые  — о'ни двигаются, питаются, приспосабливаются  к защите от врагов. Воспитывать  бережное отношение к насекомым.

При повторных целевых  прогулках на поляну, луг воспитатель  продолжает знакомить детей с  луговыми растениями и животными; учит узнавать и правильно называть 2—3 луговых растения, различать их по характеру стебля, цветку, форме  и расположению листьев, узнавать и  различать насекомых по внешнему виду, поведению; учит устанавливать  связи между особенностями строения конечностей животных и способом передвижения, между потребностями  в питании и местом обитания. Интересны  летние экскурсии к водоему. Воспитатель  рассказывает детям о том, что  в нем живут разные животные (лягушки, жуки-плавунцы, личинки насекомых), растут растения (стрелолист, кувшинка), учит узнавать и различать их. При  этом надо учить детей наблюдать  за животными водоема, устанавливать  связь между их поведением и условиями  среды. Это может послужить основой  для развития интереса к самостоятельным  наблюдениям в природе.

Конкретизируя представления  детей об обитателях водоема, следует  провести наблюдение за лягушкой. Воспитатель  обращает внимание детей на внешний  вид животного, особенности передвижения, питания, рассказывает о месте обитания лягушки, показывает способы приспособления к окружающей среде. (При этом полезно предложить детям установить связи между строением конечностей лягушки и способом ее передвижения в воде и на суше, между окраской кожного покрова и средой.) Воспитатель сообщает детям о пользе, приносимой лягушкой, учит использовать при наблюдении слова: перепонки, влажная кожа, приспособилась. Такие наблюдения способствуют воспитанию интереса и бережного отношения к лягушкам.

С детьми 4—5 лет следует  также организовать прогулку в лес. При этом надо формировать конкретное представление о лесе как месте  для жизни разных растений и животных. Воспитатель учит детей .различать  деревья (осина, береза, ель, сосна), 2—3 вида кустов, мох, съедобный и несъедобный  гриб (мухомор); показывает некоторые  конкретные проявления жизни растений и животных в лесу: питание, передвижение. Учит пользоваться словами, обозначающими  названия растений, животных. Воспитывать  умение вести себя в лесу, не мешать его обитателям — важная задача таких прогулок. Ценным пособием для  знакомства детей с природой может  стать календарь природы. В средней  группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким. С помощью календаря можно  надолго сохранить в памяти детей  интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки  детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых  наиболее точно или образно представлено увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это  можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?». На плотном  куске картона с укрепленной  в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы  кармашек для детских рисунков изображения  различного, но типичного для определенного  сезона состояния погоды. Если сделать  картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего  года. Соединив игрушку-пособие с  планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно  создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом. Все формы работы с детьми педагог использует для воспитания бережного отношения к природе. Он показывает, как правильно сорвать цветок, не повредив корень, ограничивает количество растений для букета, венка, не позволяет выбрасывать сорванные растения, ловить и уничтожать мелких животных.[13.С.189]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 ЦИКЛИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦЫЯ  НАБЛЮДЕНИЙ

  Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов. 
 Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками - это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы - бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдении, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни. 
 Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте - его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.[7.С.151] 
 Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на "порции", что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.[7.С.152] 
 Достоинством цикла является и его протяженность во времени - распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. И результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И, на конец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной. В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме безотносительно возраста дошкольников).

  Наблюдение 1. Что живет в аквариуме?

Цель. Познакомить с аквариумной  рыбкой, сообщить ее название; вызвать  эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать  за ней. 
 Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?

Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой  рыбки: большой аквариум и много  воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и 11е горячая), чистая (прозрачная), в  такой воде есть воздух - рыбке '1егко дышать; на дне аквариума песок  и камни, растения. Золотая рыбка  живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя 
чувствует, не болеет. 
 Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? 
Цель. Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть. 
 Наблюдение 4. Что есть у рыбки? 
Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым 
отливом.  
 Наблюдение 5. Рыбка живая - о ней надо заботиться. 
Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху. 
 Наблюдение6.Какрыбка* плавает? 
Цель. Учить наблюдать за поведением рыбки - способом пере движения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству - вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием), быстро, поворачиваете, всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, она плохо себя чувствует, заболела ее надо лечить, ей надо сочувствовать. 
 Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?

Цель. Знакомить с разными  особенностями поведения аквариумной  рыбы, учить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. Она отдыхает и спит вечером и  ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды - возле  дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее  нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь. 
 Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой - это красиво.

Цель. Учить, на примере аквариума, замечать красоту природы - любоваться обликом хорошо оформленного, чистого  искусственного водоема, красивым расположением  водных растений, камней и коряг, крупной  и ярко окрашенной рыбкой, которая  хорошо себя чувствует, уверенно плавает  и красиво шевелит вуали подобными  плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают. 
 В приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл - это сумма, элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана среда образующая роль человека: как он заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает среду в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими "порциями", постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога. 
 Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно, два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5-2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы. 
 Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Составление, разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых различных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или и аквариуме не золотые, а другие рыбки - во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.[7.С.163] 
 По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений - дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.) на участке ДОУ, первоцветам, а 1акже зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес. 
 

 

 

3.ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА

Информация о работе Сущность наблюдения. Характерные особености умения наблюдать у старших дошкольников