Сущность наблюдения. Характерные особености умения наблюдать у старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Развить у старших дошкольников умения наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Сущность наблюдения. Понятие «наблюдения».
Выявить особенности наблюдения у старших дошкольников.
Изучить требования к наблюдению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
СУЩНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕНОСТИ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ..................................................5
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ...................10
2.1 Циклическая организация наблюдения..................................................23
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦЫИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ…………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Природаа.docx

— 66.23 Кб (Скачать файл)

Дети организованы на беседу с воспитателем (Сидят на стульях).

- Дети, какие времена года  вы знаете? (Зимушка-зима, весна-красна, лето красное, осень золотая).

- Какое самое тёплое  время года? (Лето красное).

- Вспомните, где вы  летом отдыхали? (На море, в лесу, в деревне). А помните, как мы  с вами отдыхали на лесной  полянке? Кто встречал нас там? (Лесовичок).

- Давайте, ребята вспомним, что показывал да рассказывал  нам Лесовичок? (Показывал лечебные  травы, рассказывал о лесных  правилах).

- Молодцы, что не забыли! А знаете, ребята, Лесовичок нас  не забыл и прислал нам лечебные  травы, чтобы мы никогда не  болели (Подносит на подносе и  показывает).

- Чего здесь только  нет! Можно понюхать (Дети различают  травы и называют их: это ромашка,  это зверобой, это подорожник  ….)

- Какие вы, молодцы, хорошо  знаете травы. Лесовичок будет  доволен вами.

- А чем пахнут эти  травы? (Солнышком, дождиком, ветром, летом, смолкой…)

- Да, они росли летом  и впитали в себя тепло, свет, влагу и выросли такими полезными  и нужными для здоровья людей.

- Давайте , отдадим эти  травки Тамаре Ивановне, а она  нам лечебный напиток приготовит. А мы потом будем его пить  да Лесовичка благодарить, лето  вспоминать (воспитатель отдаёт  на подносе лечебные травы  медсестре).

- Да, дети, как хорошо что  было лето, а теперь гостит  оно где-то….

“И пришла на порог, красками играя,

 Чудо-рукодельница, кто  она такая?” (Осень золотая).

Воспитатель вносит куклу  в осеннем наряде.

- Какая к нам пришла  осень? (Дети называют определения  осени: красивая, золотая, долгожданная, дождливая, красочная, хмурая, багряная  и т.д.)

- Молодцы! Много слов  сказали Осени - рукодельнице!

- А почему осень назвали  рукодельницей? (Без краски и кисти,  а раскрашивает все листья, все  деревья нарядила в разноцветные  платья, рябинка стоит в красно-багровом  платье, как будто брошки из  красных ягод ей осень принесла, у берёзки жёлтый сарафан, как  будто повесила золотые монетки,  а у осинки разноцветное платье, жёлтое и красное, она всё  время дрожит листвой, боится, что скоро придётся с красивым  нарядом расстаться).

- Да, ребята, действительно,  осень – рукодельница!

- А кто знает пословицы  и поговорки об осени? (Дети  называют)

1. Осенью холодно, да  сытно.

2. Лето со снопами, а  осень – с пирогами.

3. Осенью и у кошки  пирог.

4. Осенью и воробей  богат.

5. Осень – запасиха, а  зима –подбериха.

- А почему так говорим? (Осенью поспели вкусные овощи,  сладкие ягоды, в садах спелые  фрукты, с полей убрали урожай  пшеницы, ржи).

- А лес какие дары  преподнёс? (Клюкву, бруснику, чернику,  много грибов, кедровые шишки)

Воспитатель берёт лукошко  и говорит слова:

- Вот возьму-ка я лукошко,  да соберу грибов немножко (Воспитатель  подходит к детям, дети называют  грибы).

- Под сосенкой вырос  гриб …..(какой?) – маслёнок.

- Под осинкой - ……(подосиновик)  – подосиновиком звать его,  придётся тоже взять.

- Под пеньком -……(опята). Правильно, дружные ребята.

- Под елью -…. (рыжики). Солнышком  согретые.

- А ещё….ещё…. грузди, лисички-  жёлтые сестрички, разноцветные  сыроежки

- Вот сколько мы грибов  нашли! Спасибо, ребятки!

- А, если вы встретите  в лесу съедобный, но старый  гриб, что будете делать? (Сломаю, раздавлю, оставлю расти).

Правильно, лучше оставить. На этом месте вырастут новые молоденькие  грибочки.

- А мухомор встретите,  что будете делать? (Пройду мимо, это ядовитый гриб, пусть растёт, он красивый)

- Да, ребята, мухомором лечатся  больные звери.

- Молодцы! Если бы Лесовичок  вас услышал, он бы был доволен  вами.

- А хотелось бы вам  в гости к Лесовичку посмотреть  его лесное хозяйство?

- Но сначала пусть отдохнут  наши глазки. Проводится гимнастика  для глаз.

- Пойдёмте, только вход  в лес строгий: кто не знает  лесных правил, нет ему входа.  Дети называют лесные правила:  не шуметь, не пугать птиц, не  бросать мусор в лесу, не ломать  деревья и кусты, не разжигать  костры, не разорять муравейники  и т.д.)

- Молодцы! Думаю, что  Лесовичок вас слышит, радуется, что вы так хорошо знаете  правила леса.

- Проходите, дети, лес  вас ждёт! (Дети проходят в ворота-арку  и оказываются в “осеннем лесу”  - в другой части группы, где  создана обстановка осеннего  леса. Дать возможность детям  осмотреться) 

- Прислушаемся к голосам  осеннего леса (Включается аудиозапись  с курлыканием журавлей).

- Что за голоса вы  слышите?

- Какие птицы собрались  улетать в тёплые края ? (Гуси, ласточки , утки).

-Да, собираются они в  большие стаи: хлопочут, наедаются  , чистят крылья, собираются в  большие стаи и улетают.

- Вот, посмотрите, летят  уже в голубом небе, спешат  успеть до холодов (Воспитатель  обращает внимание детей на  объёмную картину-коллаж “Осень”  )

- Давайте и мы с ними  попрощаемся. (До свидания, до встречи  весной).

- А вот и хозяин леса  – медведь (Под деревом на  картине медведь – сделан из  коры дерева.)

- О чём он задумался? (Грустит, что скоро зима, мало  накопил жиру, где поудобнее устроить  берлогу и до весны спать).

- Пойдёмте дальше в  лес. (Обращает внимание на ёлочку, на которой белочка (игрушка).

- А вот белочка-хлопотунья, чем она так занята? (Запасает  грибы, орешки, готовит постельку  к зиме) .

- А здесь тоже звери  на полянке собрались (воспитатель  обращает внимание на картинки  с изображением зверей: лисы, волка). Тихо, ребята, давайте послушаем  их разговор, кто как к зиме  приготовился.

- Что вы услышали, о  чём беседуют волк с лисой? (Ответы детей)

- Не будем им мешать, пусть продолжают разговор (воспитатель  обращает внимание на бутафорский  муравейник).

- Ребята, почему не видно  муравьёв, где же они? (Они закрыли  свои ходы и уснули). Пусть спят, а весной примутся за свою  работу. Что полезного они делают? (Ответы детей). Воспитатель подводит  детей к “ полынье””, в  которой плавает уточка (игрушка).

- Кто здесь притаился?  Скоро все речки замёрзнут,  морозы буду крепкие. Почему  же уточка не улетела со  своими подружками? (Ответы детей)  Наверное, у неё сломано крылышко, давайте согреем её ласковыми  словами (дети называют: уточка- прибауточка,  золотушечка,…..).

От ваших ласковых слов у неё заблестели глазки, чаще забилось сердечко. Давайте, мы её возьмём с  собой в группу, а весной отпустим, и она встретится со своими подружками.

Выходит Лесовичок.

- Ребята, посмотрите, нас  встречает Лесовичок Здравствуйте, ребятишки! Вот мы встретились  с вами. Слышал я, как вы знаете  лесные правила, как звери готовятся  к зиме, да и сердце у вас  доброе, вы так пожалели уточку. Хочу подарить вам лукошко  с угощением (печенье-грибочки).

- Спасибо тебе, Лесовичок  , за гостеприимство, за травы  лечебные и за вкусное угощение.

Лесовичок: “Ребята, сил, здоровья набирайтесь, а я пошёл, встретимся теперь в зимнем лесу. До свидания!”

- А мы, ребята, будем сейчас  пить целебный напиток из лесных  трав, здоровья набираться, Лесовичка  благодарить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность наблюдения. Характерные особености умения наблюдать у старших дошкольников