Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 06:59, курсовая работа
Цель исследования: Развить у старших дошкольников умения наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Задачи:
Сущность наблюдения. Понятие «наблюдения».
Выявить особенности наблюдения у старших дошкольников.
Изучить требования к наблюдению.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
СУЩНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕНОСТИ УМЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ..................................................5
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ...................10
2.1 Циклическая организация наблюдения..................................................23
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦЫИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ…………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….37
Дети организованы на беседу с воспитателем (Сидят на стульях).
- Дети, какие времена года вы знаете? (Зимушка-зима, весна-красна, лето красное, осень золотая).
- Какое самое тёплое время года? (Лето красное).
- Вспомните, где вы летом отдыхали? (На море, в лесу, в деревне). А помните, как мы с вами отдыхали на лесной полянке? Кто встречал нас там? (Лесовичок).
- Давайте, ребята вспомним, что показывал да рассказывал нам Лесовичок? (Показывал лечебные травы, рассказывал о лесных правилах).
- Молодцы, что не забыли!
А знаете, ребята, Лесовичок нас
не забыл и прислал нам
- Чего здесь только нет! Можно понюхать (Дети различают травы и называют их: это ромашка, это зверобой, это подорожник ….)
- Какие вы, молодцы, хорошо знаете травы. Лесовичок будет доволен вами.
- А чем пахнут эти травы? (Солнышком, дождиком, ветром, летом, смолкой…)
- Да, они росли летом
и впитали в себя тепло, свет,
влагу и выросли такими
- Давайте , отдадим эти
травки Тамаре Ивановне, а она
нам лечебный напиток
- Да, дети, как хорошо что было лето, а теперь гостит оно где-то….
“И пришла на порог, красками играя,
Чудо-рукодельница, кто она такая?” (Осень золотая).
Воспитатель вносит куклу в осеннем наряде.
- Какая к нам пришла осень? (Дети называют определения осени: красивая, золотая, долгожданная, дождливая, красочная, хмурая, багряная и т.д.)
- Молодцы! Много слов сказали Осени - рукодельнице!
- А почему осень назвали
рукодельницей? (Без краски и кисти,
а раскрашивает все листья, все
деревья нарядила в
- Да, ребята, действительно, осень – рукодельница!
- А кто знает пословицы и поговорки об осени? (Дети называют)
1. Осенью холодно, да сытно.
2. Лето со снопами, а осень – с пирогами.
3. Осенью и у кошки пирог.
4. Осенью и воробей богат.
5. Осень – запасиха, а зима –подбериха.
- А почему так говорим?
(Осенью поспели вкусные овощи,
- А лес какие дары преподнёс? (Клюкву, бруснику, чернику, много грибов, кедровые шишки)
Воспитатель берёт лукошко и говорит слова:
- Вот возьму-ка я лукошко,
да соберу грибов немножко (Воспитатель
подходит к детям, дети
- Под сосенкой вырос гриб …..(какой?) – маслёнок.
- Под осинкой - ……(подосиновик) – подосиновиком звать его, придётся тоже взять.
- Под пеньком -……(опята). Правильно, дружные ребята.
- Под елью -…. (рыжики). Солнышком согретые.
- А ещё….ещё…. грузди, лисички-
жёлтые сестрички,
- Вот сколько мы грибов нашли! Спасибо, ребятки!
- А, если вы встретите в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать? (Сломаю, раздавлю, оставлю расти).
Правильно, лучше оставить. На этом месте вырастут новые молоденькие грибочки.
- А мухомор встретите, что будете делать? (Пройду мимо, это ядовитый гриб, пусть растёт, он красивый)
- Да, ребята, мухомором лечатся больные звери.
- Молодцы! Если бы Лесовичок
вас услышал, он бы был
- А хотелось бы вам
в гости к Лесовичку
- Но сначала пусть отдохнут наши глазки. Проводится гимнастика для глаз.
- Пойдёмте, только вход в лес строгий: кто не знает лесных правил, нет ему входа. Дети называют лесные правила: не шуметь, не пугать птиц, не бросать мусор в лесу, не ломать деревья и кусты, не разжигать костры, не разорять муравейники и т.д.)
- Молодцы! Думаю, что Лесовичок вас слышит, радуется, что вы так хорошо знаете правила леса.
- Проходите, дети, лес
вас ждёт! (Дети проходят в ворота-арку
и оказываются в “осеннем лесу”
- Прислушаемся к голосам осеннего леса (Включается аудиозапись с курлыканием журавлей).
- Что за голоса вы слышите?
- Какие птицы собрались улетать в тёплые края ? (Гуси, ласточки , утки).
-Да, собираются они в большие стаи: хлопочут, наедаются , чистят крылья, собираются в большие стаи и улетают.
- Вот, посмотрите, летят
уже в голубом небе, спешат
успеть до холодов (
- Давайте и мы с ними попрощаемся. (До свидания, до встречи весной).
- А вот и хозяин леса – медведь (Под деревом на картине медведь – сделан из коры дерева.)
- О чём он задумался? (Грустит, что скоро зима, мало накопил жиру, где поудобнее устроить берлогу и до весны спать).
- Пойдёмте дальше в лес. (Обращает внимание на ёлочку, на которой белочка (игрушка).
- А вот белочка-хлопотунья, чем она так занята? (Запасает грибы, орешки, готовит постельку к зиме) .
- А здесь тоже звери
на полянке собрались (
- Что вы услышали, о чём беседуют волк с лисой? (Ответы детей)
- Не будем им мешать,
пусть продолжают разговор (воспитатель
обращает внимание на
- Ребята, почему не видно муравьёв, где же они? (Они закрыли свои ходы и уснули). Пусть спят, а весной примутся за свою работу. Что полезного они делают? (Ответы детей). Воспитатель подводит детей к “ полынье””, в которой плавает уточка (игрушка).
- Кто здесь притаился? Скоро все речки замёрзнут, морозы буду крепкие. Почему же уточка не улетела со своими подружками? (Ответы детей) Наверное, у неё сломано крылышко, давайте согреем её ласковыми словами (дети называют: уточка- прибауточка, золотушечка,…..).
От ваших ласковых слов у неё заблестели глазки, чаще забилось сердечко. Давайте, мы её возьмём с собой в группу, а весной отпустим, и она встретится со своими подружками.
Выходит Лесовичок.
- Ребята, посмотрите, нас
встречает Лесовичок
- Спасибо тебе, Лесовичок
, за гостеприимство, за травы
лечебные и за вкусное
Лесовичок: “Ребята, сил, здоровья набирайтесь, а я пошёл, встретимся теперь в зимнем лесу. До свидания!”
- А мы, ребята, будем сейчас
пить целебный напиток из