Связь акцентуаций характера с выбором будущей профессии старшими шкоьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие проблемы формирования мировоззрения личности
Глава 2. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
Глава 3. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера
3.1. Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных
3.2. Методики исследования
3.2.1. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
3.2.2 Опросник ДДО
3.2.3 Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)
3.2.4. Корреляционнай анализ
3.3.Результаты и их обсуждение
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ.docx

— 91.21 Кб (Скачать файл)

Как утверждает И. С. Кон, "жизненный  план, в точном смысле этого слова, возникает  только тогда, когда  предметом размышлений  становится не только конечный результат, но и способы его  достижения, путь, по которому намерен  следовать человек, и те объективные  и субъективные ресурсы, которые ему для  этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может  быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности" [31].

Необходимым условием успешного  самоопределения  является сознание того, что "я сам" выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального  самоопределения  этим актом не заканчивается. Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова отмечают, что "выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс  профессионального  самоопределения  переходит в новую  фазу своего развития" [33]. До того, как человек  не проверит свои возможности  в ходе профессиональной деятельности либо ситуациях, максимально приближенных к таковой, не сформирует к себе как к  субъекту труда устойчивого  положительного отношения, об успешности процесса профессионального  самоопределения  говорить достаточно трудно.

В ходе формирования профессионального  самосознания выделяются "идентичные профессионалы либо профессиональные маргиналы". Маргиналу соответствует  позиция внутренней непричастности к  сообществу своей  профессии, а его  система ценностей  не ориентирована  на достижение профессиональных целей. О профессиональной идентичности можно  говорить, "если признаки, используемые для  идентификации, полностью  совпадают у человека, как у потребителя  профессии, общества, как заказчика  и профессионала  как исполнителя" [21].

К числу теорий, оказавших  непосредственное и  продуктивное влияние  на развитие представлений  о процессе профессионального  самоопределения, можно  отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального  развития Д. Съюпера, положения, касающиеся смыслообразующего  и смыслореализующего значения выбора профессии  и трудовой деятельности для человека, работах  В. Франкла, теоретические  положения Ш. Фукуямы, разработки стадий жизни  личности Э. Эриксона и др.

Говоря  о сущности профессионального  самоопределения, Н. С. Пряжников подразумевает "самостоятельное  и осознанное нахождение смыслов выполняемой  работы и всей жизнедеятельности  в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации" [38].

П. Г. Щедровицкий пишет: "…неправильно понимать самоопределение  как “определение относительно себя" [40]. Понятие самоопределения  предполагает наличие  не только самого процесса и включенного  в него субъекта (эмпирического  или трансцендентального), но и некоторого пространства или некоторых  пределов, относительно которых или в  которых самоопределение  происходит. Но нельзя ориентироваться  и на однозначные "пределы" и "пространства", иначе исчезнет сам  смысл слова "самоопределение". При этом смысл  самоопределения  П. Г. Щедровицкий  видит в способности  человека строить  самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать  собственную сущность.

Та  же мысль прослеживается в работах Е. А. Климова, который  понимает самоопределение  не просто как "самоограничение", не как добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а  как важное проявление психического развития, как активный поиск  возможностей развития, формирование себя как  полноценного участника  сообщества "делателей" чего-то полезного, сообщества профессионалов". В общем же виде профессиональное самоопределение  понимается автором "как  деятельность человека, принимающая то или  иное содержание в  зависимости от этапа  его развития как  субъекта труда" [28-29].

В общем, можно утверждать, что самоопределение  как процесс определения  человеком своего места в мире, системе  общественных отношений, интеграции своей  целостности в  собственном сознании и сознании других людей развивается  в двух аспектах: ценностно-смысловом  и деятельностном и может рассматриваться  по крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях  по Е. А. Климову: гностическом (в  форме перестройки  сознания, включая  самосознание) и практическом (в  форме реальных изменений  социального статуса, места человека в  системе социальных отношений) [29].

Профессиональное  самоопределение  рассматривается, с  одной стороны, "как  наиболее значимый компонент  профессионального  развития человека, с другой - как  критерий одного из этапов этого процесса" [33]. Это позволило  ввести понятие уровня профессионального  самоопределения, показателем  которого считается  сформированность профессиональных намерений, согласованность  этих намерений с  интересами и успешность профессионального  обучения (на этапе  профессиональной подготовки).

Соответственно, можно выделить три  уровня профессионального  самоопределения:

- высокий (сформированность  интересов, соответствие  личных качеств  избранной профессии,  твердое убеждение  в правильности  выбора),

- средний (отсутствие  устойчивого интереса, убежденности в  правильности выбора),

- низкий (отсутствие  интереса, воли, желания  достичь высоких  результатов, малая  активность, оценка  себя в плане  будущей профессии) [39].

Для подросткового возраста ценностно-ориентационная деятельность является ведущей. Такая деятельность дает "не чисто  объективную, а объективно-субъективную информацию, информацию о ценностях, а  не о сущностях" [25]. Ценностно-ориентационный аспект профессионального  самоопределения  представляет собой  выработку системы  ценностей, определения  своего соответствия избираемой профессии, поиск своего призвания. Действительно, развитие профессионального  самоопределения  тесно связано  с формированием  согласованной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций; определением в ближней и  дальней перспективе  будущего условий  и способов реализации промежуточных и  конечных жизненных  и профессиональных целей, соответствующих  собственным способностям и возможностям, посредством  составления жизненного плана и включения  в него плана профессионального; формированием в  сознании индивида целостного образа "Я", в  том числе и  образа профессионала. Становится очевидным  тот факт, что профессиональное самоопределение  невозможно рассматривать  в отрыве от жизненного и личностного.

Содержательное  наполнение ценностных ориентаций традиционно  представляется как  единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. В процессе развития ценностных ориентаций происходит прежде всего эмоциональное  оценивание, эмоциональное  переживание внешней  ситуации, явления-ценности. Это первая наиболее непосредственная и  интуитивная связь  личности с новым  явлением действительности, и в процессе установления этой связи актуализируются  установки, потребности, мотивы личности.

Становление ценностных ориентаций предполагает также  рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков, что и  составляет когнитивную  основу элемента ценностных ориентаций. Важное место в структуре  ценностных ориентаций принадлежит и  поведенческому элементу. При этом следует  подчеркнуть, что  названный элемент  представляет собой "практическое выражение" ценностных ориентаций, учет реальных возможностей личности в данной деятельности.

В деятельности подростка, в т.ч. и профессиональном самоопределении, проявляется  функциональное назначение ценностных ориентаций, как и нравственной активности, что сближает данные понятия. Ценностные ориентации лежат  в основе выбора жизненных  целей человека, они  объясняют причины  его поведения. Их характер и содержание определяют общую  направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности  и других особенностях процессов освоения социальных ценностей [20].

Как отмечают психологи  и педагоги, становление  у школьников ценностных ориентаций, которые  определяют направление  и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и  самооценок, начинается именно в подростковом возрасте. В младшем  школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное  освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее  правильное мотивационное  выражение. В старшем  школьном возрасте стабилизируются  основные психологические  характеристики личности. При этом многообразие общественных явлений  приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в  сознании старшеклассника  в виде понятий  и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают  существенное влияние  на формирование социально  ценных отношений  старшеклассников, на выбор ими социально  значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности. Именно поэтому педагогически  организованные процессы формирования нравственной активности и ценностных ориентаций личности должны рассматриваться  в тесной зависимости [10-12, 34].

Глава 3. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями  характера

3.1. Гипотеза, цели, задачи  и контингент исследованных

Профессиональное  самоопределение, как  подчеркивалось ранее  многими авторами - это длительный, многоэтапный процесс.

Поэтому, обращаясь  к поиску факторов, которые могли  бы оказывать влияние на динамику этого процесса на всех стадиях, в  основу нашего исследования мы положили общую гипотезу о связи характерологических  черт личности с ее профессиональным самоопределением.

В нашем исследовании мы рассмотрели влияние характерологических  особенностей, а именно личностной акцентуации, на динамику профессионального  самоопределения личности на стадиях  формирования профессиональных намерений  и профессионального обучения.

Гипотеза  исследования: выбор профессии в подростковом возрасте связан с акцентуированными чертами личности.

Для подтверждения  предложенной гипотезы были проведены  следующие этапы исследования:

Выявить среди нашего контингента исследуемых лиц  с преобладанием различных акцентуированных черт характера.

В соответствии с полученными  результатами разделить исследуемых  на группы, т.е. фактор акцентуации личности - разделяющий фактор нашей выборки.

Провести исследование по ряду параметров

Исследование проводилось  с участием учеников московских школ в возрасте 14-17 лет.

В результатах исследования отражены данные по 68 подросткам, исследованным  с использованием 4 психологических  методик.

Для исследования акцентуаций  характера мы использовали Методику аутоидентификации акцентуаций  характера Э.Г. Эйдемиллера.

3.2. Методики исследования

3.2.1. Методика аутоидентификации  акцентуаций характера  Э.Г. Эйдемиллера

Данная  методики отличается от других методик  выявления акцентуаций характера свой простотой выполнения и сочетанием процессов оценки и самооценки личности самим подростком. Необходимо отметить, что карточки этого теста, с учетом подросткового возраста испытуемых, в котором есть многочисленные особенности самооценки, мы - для повышения точности методики показывали карточки самому подростку (самооценка), затем его родителям (оценка). Кроме того, мы в процессе беседы-обследования наблюдали за подростком и оценивали его психологическое состояние. Результат по данному тесту в нашей работе - это комплексный результат оценки, самооценки и наблюдения. Таким образом мы увеличили достоверность по данной методике. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

3.2.2 Опросник ДДО

Методика  предназначена для  отбора на различные  типы профессий в  соответствии с классификацией типов профессий  Е.А. Климова. Можно  использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание  методики. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». (Подробнее см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Классификация проводится по 5 типам:

1. Человек - Техника (Ч-Т).

Труд людей этой группы профессий связан с:

· преобразованием  деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные  и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного  сырья, изготовление пищевых продуктов);

· обслуживанием технических  объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

· восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);

· изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

2. Человек - Человек (Ч-Ч).

труд людей этой группы профессий связан с:

· воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель  дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного  обучения, тренер по спорту и др.);

· медицинским обслуживанием  людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);

· правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции  и т.д.);

· организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);

· изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и  пр.).

3. Человек - Знаковая система (Ч-З).

Труд людей этой группы профессий связан с:

· преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон  и пр.);

· шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);

· управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и  пр.);

Информация о работе Связь акцентуаций характера с выбором будущей профессии старшими шкоьниками