Связь акцентуаций характера с выбором будущей профессии старшими шкоьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие проблемы формирования мировоззрения личности
Глава 2. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
Глава 3. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера
3.1. Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных
3.2. Методики исследования
3.2.1. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
3.2.2 Опросник ДДО
3.2.3 Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)
3.2.4. Корреляционнай анализ
3.3.Результаты и их обсуждение
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ.docx

— 91.21 Кб (Скачать файл)

Рис. 9. Диагностика  профессионального выбора у подростков с меланхолической акцентуацией по Голланду.

Рис. 10. Диагностика  профессионального выбора у подростков с гипертимной акцентуацией по Голланду.

2

Рис. 11. Диагностика  профессионального выбора у подростков с циклоидной акцентуацией по Голланду.

Рис. 12. Диагностика  профессионального выбора у подростков с эмоционально-лабильной акцентуацией по Голланду.

Рис. 13. Диагностика  профессионального выбора у подростков с сензитивной акцентуацией по Голланду.

Рис. 14. Диагностика  профессионального выбора у подростков с шизоидной акцентуацией по Голланду.

Рис. 15. Диагностика  профессионального выбора у подростков с эпилептоидной акцентуацией по Голланду.

Рис. 16. Диагностика  профессионального выбора у подростков с истирической акцентуацией по Голланду.

На завершающем  этапе мы провели корреляционный анализ между параметрами по шкалам профориентационных тестов в общей  группе подростков. Результаты см. ниже в таблице.

Таблица

Корреляционная матрица  по параметрам профориентационных тестов в общей группе.

 
Корреляцтонная  матрица (ДДО-ГОЛЛАНД) Природа (ДДО) Техника(ДДО) Человек(ДДО) Знак(ДДО) Художественный образ(ДДО)  
Реалистичный(Голланд) 0,22 0,86** 0,68* 0,92** 0,31  
Интеллектуальный(Голланд) 0,47 0,69* 0,48 0,84** 0,61*  
Социальный(Голланд) 0,38 0,42 0,65* 0,53 0,57  
Артистичный(Голланд) 0,64* 0,35 0,53 0,27 0,92**  
Предприимчивый(Голланд) 0,61* 0,52 0,79* 0,62* 0,92**  
Конвенциональный(Голланд) 0,23 0,34 0,41 0,51 0,58  
             

* умеренная корреляция

** высокая корреляция

Как видно из таблицы, подростки с реалистическими  склонностями отметили высокую корреляцию с техникой по шкале ДДО, а также  со шкалами «человек» и «знак». Шкала «интеллектуальности» высоко коррелировала со шкалой «знак» и  умеренно - со шкалами «техника»  и «человек». Социальный тип по Голланду достаточно коррелировал с типом  «человек» по ДДО. Наибольшее количество корреляций отмечалось у предприимчивого  типа по Голланду c «природой», «человеком», «знаком» и «художественным образом» по ДДО.

Выводы

1. Подростки с различной акцентуацией характера уже в возрасте 14-17 лет имеют четко сформировавшиеся акцентуированные черты, в целом соответствующие взрослому возрасту. При этом гипотеза о том, что акцентуация личности подростка предполагает выбор определенной профессиональной деятельности, полностью подтвердилась.

2. Подростки с истерическими  чертами характера  отдают предпочтение  управлению и творческим  профессиям, причем  эта направленность, возможно, носит компенсаторный  характер.

3. Эпилептоиды выбирают, как правило, работу  со знаковой информацией,  связанную с техникой, управлением, четкой  регламентацией деятельности.

4. Подростки с шизоидной  акцентуацией выбирают  работу в технической  сфере, любой интеллектуальный  труд.

5. Подростки с сензитивной  акцентуацией не  отличаются определенным  выбором в сфере  профессиональной  деятельности.

6. Лица с меланхолической  акцентуацией преимущественно  выбирают работу, связанную с природой, художественными  образами.

7. Корреляционный анализ  показал, что наше  исследование является  достаточно репрезентативным, т.е. отмечалось  достаточно большое  чисто стаитсически  значимых корреляций  между результатами  профориентационных  тестов.

8. Кроме того, корреляционный  анализ показел  преимущество подростков  с реалистичным  и предприимчивым  типом по Голланду.

9. Данные результаты  исследования можно  применять при  профориентационных  консультациях в  школьной и консультативной  психологии, при предварительном  консультировании  абитуриентов, а также  в практике клинического  психолога (при  подростковых депрессиях, социальных фобиях  и т.п. )

Список  литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, Раритет - 1997.

2. Альбуханова-Славская  К.А. Жизненные  перспективы личности // Психология личности  и образ жизни. - М.: Наука, 1988. - С. 137 - 145.

3. Барабанова В.В., Зеленова  М.Е. Представления  старшеклассников  о будущем как  аспект их социализации. //Психологическая  наука и образование. 1998, №1, с. 52-58.

4. Батуев А.С. Высшая  нервная деятельность. - М., 1991.

5. Бахтин М.М. К  философии поступка. //Философия  и социология науки и техники. /Под редакцией И. Т. Фролова, - М.: Наука, 1986.

6. Берн Э. Игры, в  которые играют люди. Психология  человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология  человеческой судьбы. - М.: Прамед, 1992.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов  С.М. Словарь-справочник по психологической  диагностике. - Киев, 1989.

8. Буякас Т.М., Зевина  О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих  ценностей - культурных символов  в индивидуальном сознании. //Вопросы  психологии, 1997, N5, с. 44-55.

9. Вилюнас В. К.  Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

10. Выготский Л.  С. Избранные психологические  исследования. - М., 1960.

11. Выготский Л.  С. Развитие высших психических  функций. - М., 1960.

12. Выготский Л.С.  Собрание сочинений, т. 1-6. - М., 1982-1984.

13. Габриял Мансур  Талат. Самооценка как метод  изучения личности. - В кн.: Доклады  конференции "Проблемы патопсихологии". - М., 1982.

14. Гальперин П.  Я. Психология мышления и учение  о поэтапном формировании умственных  действий. - В кн.: Исследование мышления  в советской психологии. - М., 1966.

15. Ганзен В.А. Системные  описания в психологии. - Л., 1984.

16. Гинзбург М.Р.  Психологическое содержание личностного  самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 - 52.

17. Головаха Е.И.  Жизненная перспектива и профессиональное  самоопределение молодежи. - Киев: Наукова  думка, 1988. - 144 с.

18. Грановская Р.М.  Элементы практической психологии. - Л., 1988.

19. Гришина Н.В. Психология  социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 121-132.

20. Дикая Л.Г., Щедров  В.И., Семикин В.В. Оценка индивидуального  стиля саморегуляции состояния  человека // Методики диагностики  психических состояний и анализа  деятельности человека. - М., 1994. С. 100-119.

21. Ермолаева Е.П.  Психология профессионального маргинала  в социально значимых видах  труда (статья вторая) // Психологический  журнал. - 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 69 - 78.

22. Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник  для гуманитарных вузов. - М.: Интерпракс, 1995.

23. Зейгарник Б.В.  Теория личности К. Левина. - М., 1981.

24. Зинченко Е.А.  Метод экспертного визуального  определения эмоциональных состояний  рабочих на производстве // Психол. Журн. 1983. Т.4. + 2. С. 59-63.

25. Каган М.С. Человеческая  деятельность. - М., 1974., с. 63.

26. Киршбаум Э.И., Еремеева  А.И. Психологическая защита. - Владивосток, 1993.

27. Китаев-Смык Л.А.  Психология стресса. - М., 1983.

28. Климов Е.А. Индивидуальный  стиль деятельности в зависимости  от типологических свойств нервной  системы. - Казань, 1969.

29. Климов Е.А. Психология  профессионала. - М.: Изд-во "Институт  практической психологии"; Воронеж:  НПО "МОДЭК", 1996. - 400 с.

30. Ковалев С.В. Подготовка  старшеклассников к семейной  жизни: тесты, опросники, ролевые  игры. - М.: Просвещение, 1991.

31. Кон И.С. Психология  ранней юности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.

32. Кривцова В.С.  и др. Подросток на перекрестке  эпох. - М.: Генезис, 1997.

33. Кудрявцев Т.В., Шегурова  В.Ю. Психологический анализ динамики  профессионального самоопределения  личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.

34. Кулагин Б.В. Основы  профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

35. Куликов Л.В. Психологическое  исследование. - СПб., 1995.

36. Митина Л.М. Личностное  и профессиональное развитие  человека в новых социально-экономических  условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28 - 38., с. 38.

37. Мудрик А.В. Время  поисков и решений, или старшеклассникам  о них самих. - М., 1990.

38. Пряжников Н.С.  Профессиональное и личностное  самоопределение. - М.: Изд-во "Институт  практической психологии"; Воронеж:  НПО "МОДЭК", 1996. - 256 с., с. 17.

39. Чистяков Н.Н., Захаров  Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная  ориентация молодежи. Учебное пособие. - Кемерово: КГУ, 1988. - 85 с., с. 29 - 30.

40. Щедровицкий П.Г.  Очерки по философии образования. - М., 1993., с. 98.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИКА АУТОИДЕНТИФИКАЦИИ  АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА  Э.Г. ЭЙДЕМИЛЛЕРА

КАРТОЧКА  «А»

Я - прирожденный пессимист, настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозь черные очки: жизнь мне часто кажется  бессмысленной, во всем вижу лишь мрачные  стороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот должно случиться  что-то плохое. Мне кажется, что я  в чем-то виноват и потому окружающие ко мне плохо относятся, смотрят  свысока. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Все делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у  меня печальное, что от меня веет уныние. Я не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю в отчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, усталости. Часто у меня бывают запоры. Жизнь  моя - нелепая и мучительная пытка, иногда приходят мысли о ее никчемности, бесцельности.

КАРТОЧКА «Б»

У меня всегда хорошее  настроение. Обо мне можно смело  сказать, что характер у меня приветливый  и открытый. Думаю, что я добр, во всяком случае, охотно принимаю участие  в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я - не молчун, с удовольствием  принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, но поскольку много  раздаю обещаний, то, естественно, далеко не все могу сдержать. Терпеть не могу нудную, кропотливую работу, которая  требует усидчивости и терпения. На работе у меня так много всяких дел, что не успеваю все сделать  вовремя. Замечал, что окружающие охотно слушают меня, потом повторяют  мои наиболее остроумные высказывания. Мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень  люблю заниматься их претворением в  жизнь. Люблю девушек, они мне  признавались, что я - галантный ухажер. Сколько я встречал людей, все  же могу сказать, что мало кого из них  поставил бы выше себя. Не люблю, когда  мне противоречат, это начинает меня раздражать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю  всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня была репутация  шалуна, учителя считали меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Кто видел мою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда говорил, чтобы я шел в актеры. Житейские невзгоды переношу легко, деньгам счет не веду, легко даю их в долг, так же легко сам залезаю в долги.

КАРТОЧКА «В»

Пожалуй, главное в  моем характере - беспричинная смена  периодов разного настроения: то длительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работа спорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино, на танцы. Если же случаются  со мной какие-либо неприятности, то в  этот период переношу их легко. Однако совершенно непонятным для меня образом  настроение портится, подчас на продолжительное  время - на недели, даже месяцы. Мне становится все безразлично, чувствую себя в  этот период времени больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что-то случиться. От встречающихся трудностей, неприятностей  впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо  ем. Мне не хочется встречаться  с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать в постели и  забыть обо всем. Я заметил, что  такие смены периодов хорошего настроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью.

Информация о работе Связь акцентуаций характера с выбором будущей профессии старшими шкоьниками