Связь акцентуаций характера с выбором будущей профессии старшими шкоьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на преобразование современной общеобразовательной школы. У нее назрела необходимость создать такую систему образования, в центре которой было бы решение задачи расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного трудового пути.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие проблемы формирования мировоззрения личности
Глава 2. Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
Глава 3. Эмпирическое исследование профориентационных предпочтений у подростков с различными акцентуациями характера
3.1. Гипотеза, цели, задачи и контингент исследованных
3.2. Методики исследования
3.2.1. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера
3.2.2 Опросник ДДО
3.2.3 Методика "Опросник профессиональных предпочтений" (модификация теста Голланда)
3.2.4. Корреляционнай анализ
3.3.Результаты и их обсуждение
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ.docx

— 91.21 Кб (Скачать файл)

· составлением и хранением  документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель  и пр.);

· восстановлением, устранением  искажений (корректор, редактор и пр.).

4. Человек - Природа (Ч-П).

Труд людей этой группы профессий связан с:

· преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);

· обслуживанием, охраной  флоры и фауны (работник лесного  хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

· заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник  и пр.);

· восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);

· изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

5. Человек - Художественный образ (Ч-Х).

Труд людей этой группы профессий связан с:

· преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);

· исполнением, изготовлением  изделий по образцу в единичном  экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);

· с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик  по камню, маляр и пр.).

3.2.3 Методика "Опросник  профессиональных  предпочтений" (модификация  теста Голланда)

Тест  Голланданаправлен  прежде всего на исследование личностной направленности и склонности к  выбору определенных групп профессий.

Семиотика теста показана ниже:

1.Реалистический тип

Профессионалы данного  типа склонны заниматься конкретными  вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы  в основном на практический труд, быстрый  результат деятельности. Способности  к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее.

Чаще люди этого  типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.

2. Интеллектуальный  тип

Профессионалы данного  типа отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны  ориентироваться на социальные нормы.

Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению  логических, абстрактных задач.

Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности  и нестандартное мышление. Общение  не является ведущим видом деятельности.

ков, такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор  и другие, направленные на обработку  информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Сфера общения в  таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные  и организаторские способности  развиты слабо, но зато прекрасно  развиты исполнительские качества.

3. Социальный тип

Профессионалы данного  типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого  человека.

Обладают хорошими вербальными (словесными] способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты  слабее.

Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием  которого является взаимодействие с  другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения  и обучения людей. Возможные сферы  деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного  контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

4. Артистический тип

Профессионалы данного  типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью  и скоростью мышления, высокой  эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят  и умеют общаться.

Профессиональная  предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

5. Предприимчивый тип

Профессионалы данного  типа находчивы, практичны, быстро ориентируются  в сложной обстановке, склонны  к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют  тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями.

Не предрасположены  к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских  способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные  с руководством, управлением и  влиянием на разных людей в разных ситуациях.

6. Конвенциональный  тип

Профессионалы данного  типа практичны, конкретны, не любят  отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы.

Предпочитают четко  определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и  обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и  расчетными работами, созданием и  оформлением документов, установлением  количественных соотношений между  числами, системами условных знаков.

3.2.4. Корреляционнай анализ

Корреляционный  анализ - метод, позволяющий обнаружить зависимость между несколькими случайными величинами.

Допустим, проводится независимое  измерение различных  параметров у одного типа объектов. Из этих данных можно получить качественно новую  информацию - о взаимосвязи  этих параметров.

Методами  корреляционного  анализа решаются следующие задачи:

1) Взаимосвязь.

Есть  ли взаимосвязь между  параметрами?

2) Прогнозирование.

Если  известно поведение  одного параметра, то можно предсказать  поведение другого  параметра, коррелирующего с первым.

3) Классификация и  идентификация объектов. Корреляционный анализ  помогает подобрать  набор независимых  признаков для  классификации.

3.3.Результаты  и их обсуждение

Прежде, чем представить  результаты проведенного исследования, необходимо отметить следующее. Вопрос о выборе профессии  подростком - сложный  вопрос. Как показывают данные многих авторов, во многом этот выбор  определяется эмоциональным  состоянием подростка  и особенностями  социализации в этом возрасте (следование за друзьями, любимой  девушкой и т.д.)

Поэтому мы попытались выявить  лишь самые общие  особенности. Поэтому  схема представления  результатов следующая :

Разделяющим фактором является преобладающий  тип акцентуации  личности по Эйдемиллеру.

1. На первом этапе  мы представляем  данные типизации  выбора подростков  с определенной  акцентуацией - по  тесту ДДО и  тесту Голланда.

2. На втором этапе  мы провели корреляционный  анализ между результатами  в группах по  тестам на профориентацию.

Как видно из таблицы 1, мы приняли в исследование подростков не со всеми  вариантами акцентуаций  по Эйдемиллеру, а  только тех, из которых  возможно было построить  статистически релевантные  группы. Т.е. 1 или 2 человека в группе не могут  дать какие либо статистически  значимые показатели. Для этого нужно  как минимум 8-10 человек.

 

Таблица 1. Подростки с различной  личностной акцентуацией в группе исследования

 
Акцентуация (тип) личности    
меланхолический 9  
гипертимный 9  
циклоидный 8  
эмоционально-лабильный 12  
сензитивный 11  
шизоидный 10  
эпилептоидный 8  
истерический 9  
Итого 68  
     

В основе представления  данных по методикам  ДДО и тесту  Голланда лежит шкальная оценка. Т.е. диапазон шкалы принимается  за 100%, у каждого  исследованного результат  пересчитывается  на диапазон шкалы (в %), результат в группе усредняется. В некоторых  случаях в процессе наблюдения мы добавляли  баллы (в зависимости  от характеристик  испытуемого, честности  и достоверности  ответов на вопросы  и т.п.), поэтому  сумма по некоторым  шкалам может быть больше 100.

Как видно из рис. 1 и 9., подростки с меланхолической акцентуацией нашей выборки в возрасте 14-17 лет выбирают преимущественно работу с природой, художественными образами, при этом они реалистично подходят к пониманию окружающей действительностью, интересуются в определенной степени интеллектуальной работой, и работой в социальной сфере.

На  рис. 2 и 10, результаты у подростков с гипертимной акцентуацией. Эти подростки выбирали в основном профессиональные направления, связанные с работой с человеком, профессии, связанные с творческой деятельностью. При этом у них существенно преобладала тяга к предпринимательской деятельности, определенным образом это сочеталось с направленностью на интеллектуальную работу, возможно, как составляющую предпринимательской деятельности.

Подростки с циклоидной акцентуацией ( рис. 3 и 11) выбирали профессии, связанные с природой, художественными образами, творческой деятельностью в целом, при этом у них отмечался реалистический подход. Т.е. циклоиды-подростки в возрасте 14-17 лет как правило выбирают творческие профессии, но, судя по данным тестов профессионального самоопределения, не отличаются услойчивым выбором.

Испытуемые  с эмоционально-лабильной акцентуацией в возрасте 14-17 лет (см. рис 4 и 12, ). Выбирали они работу с людьми, художественными образами, и отличались желанием работать, помимо творческих специальностей, в социальной сфере.

В отличие от них  подростки с сензитивной акцентуацией показывали желание работать творчески, хотя этот выбор с учетом теста Голланда был неустойчивым, при этом психологически большинство из них относилось к реалистичному типу восприятия окружающего мира (рис. 5 и 13).

Подростки с шизоидной акцентуацией. Их профессиональный выбор четко определялся желанием работать с техникой, предпочтением интеллектуального труда (рис. 6 и 14).

Эпилептоиды, как видно из рис. 7 и рис 15. Выбирают, как правило, работу со знаковой информацией, связанную с техникой, управлением, четкой регламентацией деятельности (преобладает конвенциональный тип по Голланду). Склонны к занятию предпринимательством.

Подростки с истерической акцентуацией (рис. 8 и 16, ) склонны к выбору творческих и управленческих профессий, к социальной работе.

Рис. 1. Диагностика профессионального  выбора у подростков с меланхолической  акцентуацией по ДДО. 

Рис. 2. Диагностика  профессионального выбора у подростков с гипертимной акцентуацией по ДДО.

Рис. 3. Диагностика  профессионального выбора у подростков с циклоидной акцентуацией по ДДО.

Рис. 4. Диагностика  профессионального выбора у подростков с эмоционально-лабильной акцентуацией по ДДО.

Рис. 5. Диагностика  профессионального выбора у подростков с сензитивной акцентуацией по ДДО.

Рис. 6. Диагностика  профессионального выбора у подростков с шизоидной акцентуацией по ДДО.

Рис. 7. Диагностика  профессионального выбора у подростков с эпилептоидной акцентуацией по ДДО.

Рис. 8. Диагностика  профессионального выбора у подростков с истерический акцентуацией по ДДО.

Информация о работе Связь акцентуаций характера с выбором будущей профессии старшими шкоьниками