Связь детско- родительских отношений с представлениями о семье подростков из неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Семья – эта самая первая и очень значимая социальная группа для всех людей. Так как именно в ней проходит процесс социализации, благодаря которому ребенок усваивает определенные нормы и ценности, установки и шаблоны поведения, то есть постепенно превращается в человеческую личность. Он учится налаживать контакты с другими людьми, формировать свое окружение, перенимать групповой опыт, обмениваться своими мыслями и переживаниями, осознавать свою уникальность и неповторимость, т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Основная часть…………………………………………………………………5
Семья как объект психологического исследования и воздействия………..5
Особенности детско – родительских отношений в неполных семьях……11
Подросток в семье……………………………..…………………………….14
Эмпирическое исследование………………………………..………………17
Процедура и методы исследования…………………………………....……17
Анализ и интерпретация данных……………………………………..…….18

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

«СВЯЗЬ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ  О СЕМЬЕ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1 Основная часть…………………………………………………………………5

    1. Семья как объект психологического исследования и воздействия………..5
    2. Особенности детско – родительских отношений в неполных семьях……11
    3. Подросток в семье……………………………..…………………………….14
  1. Эмпирическое исследование………………………………..………………17
    1. Процедура и методы исследования…………………………………....……17
    2. Анализ и интерпретация данных……………………………………..…….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья – это  самое важное и ценное, что должно быть у каждого человека, потому что именно она дает нам возможность  чувствовать психологический комфорт, человеческую заботу и тепло, удовлетворенность собственной жизнью.

Семья – эта  самая первая и очень значимая социальная группа для всех людей. Так  как именно в ней проходит процесс  социализации, благодаря которому ребенок  усваивает определенные нормы и  ценности, установки и шаблоны  поведения, то есть постепенно превращается в человеческую личность. Он учится налаживать контакты с другими людьми, формировать свое окружение, перенимать групповой опыт, обмениваться своими мыслями и  переживаниями, осознавать свою уникальность и неповторимость, т.д.

Семье было посвящено и посвящается в настоящее время огромное количество исследований, потому что она является объектом изучения междисциплинарных наук, таких как социология, философия, история, правоведение, педагогика, медицина и многие другие. Тема родительско – детских отношений в отечественной психологии  в последнее время разрабатывается достаточно активно благодаря А.С. Спиваковской, О.А Карабановой, Ю.А. Алешиной и многим другим.

В последнее  время в этом первом в истории  человечества социальном институте происходят очень серьёзные изменения, к сожалению, эти изменения носят деструктивный характер. Семья постепенно  утрачивает свои функции, увеличивается число разводов, число ранних браков, число детей, растущих в неполных семьях, что в свою очередь порождает массу социальных проблем. И естественно, что все эти проблемы оказывают очень сильное влияние на характер детско – родительских отношений в целом.

Большинство современных  исследований семьи в психологии направленно на обсуждение стилей, типов родительского отношения к детям, на представления подростков о своих будущих семьях, которые, конечно, во многом зависят от детско – родительских отношений. Но не следует забывать, что влияние семьи является разноплановым и затрагивает разные стороны личности подростка (аффективную, когнитивную, поведенческую), и оно является непрерывным. Поэтому логичнее не заглядывать в будущее, а помогать преодолевать трудности межличностного взаимодействия в семье сразу, когда они появляются.

В рамках данной работы нам кажется интересным рассмотреть изменения, которые происходят во взаимоотношениях родителей и подростков, находящихся на реабилитации в социальных приютах и выросших в неполных семьях.

Рассмотрение  связи детско – родительских отношений  с представлениями подростков о семье в связи с указанными выше проблемами делает эту тему оченьактуальной.

Таким образом, объектом нашего исследования выступают представления о семье подростков. Предмет – связь детско – родительских отношений с представлениями подростков о семье, которые воспитываются в неполных семьях.

Цель  исследования – выявить и изучить особенности связи детско – родительских отношений с представлениями о семье подростков из неполных семей, находящихся на реабилитации в социальном приюте.

Задачи  исследования:

Теоретические:

  1. Осуществить теоретический анализ основных подходов к изучению таких понятий как «семья», «детско – родительские отношения», «подростковый период» и «представления».

Эмпирические:

  1. Выявить и описать особенности детско – родительских отношений в неполных семьях.
  2. Изучить  особенности представлений подростков о своих семьях.
  3. Выполнить психологический анализ полученных результатов.

Общая гипотеза работы:представления о семье подростков из неполных семей, находящихся на реабилитации в социальных приютах, связаны с особенностями отношений к ним родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Семья как объект психологического исследования и воздействия

Определений термина  «семья» в научной литературе достаточно много. Большинство из них  сводится к тому, что семья –  этоячейка общества, или малая группа совместно проживающих родственников, ведущих общее хозяйство и проживающих на определенной территории, или социальный институт.  Но нам в данной работе интересно определение семьи с точки зрения психологического  подхода.  « В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями» [5, с. 10].Важно подчеркнуть, что каждый член семьи это не только неповторимая личность, но и составная часть единого целого – семьи.

Необходимо  выделить эти потребности, так как  их удовлетворение лежит в основе развития личности. Согласно А. Маслоу, существует пять групп потребностей человека, которые объединяются в иерархическую структуру:

  • физиологические потребности (потребности в пище, одежде, сне, отдыхе, т.п.). Для удовлетворения такого рода потребностей в семье существуют определенные условия, например, территория совместного проживания и общее хозяйство;
  • потребности в безопасности и защите. Для удовлетворения этих потребностей детям необходимо жить в семье, где существует стабильный распорядок жизни, дети должны чувствовать заботу и тепло от своих родителей, а не наблюдать постоянные ссоры, разводы, разлуки и т.п., которые выступают блокирующими факторами для удовлетворения этих потребностей;
  • потребности в принадлежности и любви. Благодаря семье у ребенка формируется чувство принадлежности к определенной группе, которая в последствие может стать референтной. Очень важна эмоциональная близость родителей и ребенка, необходимая для того чтобы ребенок чувствовал психологический комфорт и любовь родителей. Если этот вид потребностей не удовлетворяется, то ребенок чувствует себя одиноким, никому не нужным, ему в дальнейшем будет очень сложно устанавливать близкие отношения с окружающими его людьми;
  • потребность в уважении. Суть этой потребности сводится к тому, что человеку необходимо чувствовать себя нужным и полезным в данной группе, что может сделать его социально более успешным;
  • потребность в самоактуализации, то есть полной реализации своего творческого потенциала. С помощью благоприятных внутрисемейных отношений может создаться уникальная атмосфера для того, чтобы дети стремились к личностному росту, а родители могли реализовать себя в воспитании детей.

Удовлетворение  всех вышеперечисленных потребностей может отлично осуществляться, если родители выберут определенный стиль  воспитания своих детей и реализацию основных функций, на которых он ориентирован.

Можно выделить основные функции современной семьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями [11, с. 11 - 12], [5, с. 29 - 30].

    1. Репродуктивнаяфункция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях, в продолжении рода.
    2. Воспитательная – удовлетворение потребности в родительстве, контакте с детьми, их воспитании, самореализации в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества. Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые, и дети.
    3. Хозяйственно-бытовая -  поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
    4. Экономическая–получение материальных средств одними членами семьи от других, содействие сохранению физических сил и здоровья всех членов семьи.Благодаря выполнению этой функции происходит экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
    5. Социально-статусная – удовлетворение потребности в социальном продвижении.
    6. Досуговая – удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащении духовных интересов.
    7. Эмоциональная – удовлетворение потребностей в личном счастье и любви, уважении и признании,  получение психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье.
    8. Сфера первичного социального контроля – регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.
    9. Сфера духовного общения – духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза, организация внутрисемейного общения.
    10. Сексуальная – удовлетворение сексуальных потребностей.

«Сообразуясь с частотой упоминания в литературе отдельно остановимся на функции  безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи»[5, с. 31].

Функция безопасности – защита от физических и психологических  опасностей, исходящих от окружающего  мира. Выполнение этой функции гарантирует выживание, стабильность семьи и ее уверенность в будущем.

Фелицитологическая  функция – выражает  мечты  и надежды каждого члена семьи  на обретение семейного счастья. Именно в семье исполняются наши мечты и стремления, благодаря ей мы легче переживаем обиды и неудачи, потому что чувствуем поддержку и заботу от близких нам людей, именно они поощряют наши способности, мотивируя нас на достижения успеха в определенной сфере деятельности.

Гедонистическая функция – связана с удовлетворением потребности в физическом и психическом комфорте.Многие люди, находясь в родном доме, в окружении самых близких и дорогих им людей, чувствуют огромное наслаждение, так как семейное общение изобилует приятными ощущениями. А вот у людей, которые выросли в неблагоприятных семьях, мысль о радостях жизни кажется непозволительной роскошью.

Жизнь каждой семьи  весьма многогранна. Все вышеперечисленные  функции носят социальный характер, так как каждая семья является первичной  ячейкой общества. Данная классификация «Анализ семейных функций» была предложена М.С Мацковским.

«В зависимости  от того, какая функция признается ведущей, оформляется семейный уклад. Уклад – это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи» [5, с. 36].

Важно, что с  течением времени функции семьи  изменяются. Происходит перераспределение  компетенции удовлетворения тех  или иных потребностей между семьей и обществом. Этот процесс отражает динамику семейных функций. «Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость  терпимость в своих взглядах и поведении» [6, с.455].

В рамках данной работы также необходимо рассмотреть  структуру и типологию семей.

«Структура семьи включает персональный и численный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские отношения, отношения супругов и их родителей, отношения между детьми и отношения между дедушками, бабушками и внуками)»[11, с. 20].

«Структура  семьи как целостной системы  во многом зависит и от типа семейной группы» [11, с. 26].Что касается типологии  семей, то можно выделить 2 группы. Первая группа учитывает различия семейных структур, вторая –особенности функционирования семей.

Первая группа типологий[5, с. 40 - 41]:

  1. Принадлежность супругов к определенной социальной общности:
    • эндогамия – определенный вид брака, который могут заключить только мужчина и женщина, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общности;
    • экзогамия - определенный вид брака, который могут заключить мужчина и женщина, принадлежащие к различным общностям.
  1. Количество брачных партнеров:
    • моногамия – брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной;
    • полигамия – брак, включающий в себя несколько партнеров;
    • серийная моногамия – в определенный промежуток времени мужчина или женщина состоит в браке с одним партнером, но в течение жизни таких супружеских союзов у него или нее насчитывается более одного;
  1. Юридическое оформление брачных отношений:
    • официально зарегистрированный брак;
    • «гражданский» брак;

В официальном  браке закрепляется ответственность  супругов перед законом за качество семейной жизни, исполнение семейных обязанностей и осуществление прав всех членов семьи.

Под гражданским браком в настоящее время понимается официально неоформленное совместное проживание «супругов».

  1. Структура власти в семье:
    • традиционная патриархальная (муж – бесспорный глава семьи);
    • традиционная матриархальная (персональное главенство принадлежит женщине);
    • неопатриархальная (деловой и стратегический лидер – муж, тактический и эмоциональный лидер – жена);
    • неоматриархальная (совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния);
    • эгалитарная (полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни);
  1. Количество поколений в семье:
    • однопоколенная;
    • нуклеарная – семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми);
    • многопоколенная – семья, включающая детей, родителей и прародителей;

Информация о работе Связь детско- родительских отношений с представлениями о семье подростков из неполных семей