Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:09, курсовая работа
Семья – эта самая первая и очень значимая социальная группа для всех людей. Так как именно в ней проходит процесс социализации, благодаря которому ребенок усваивает определенные нормы и ценности, установки и шаблоны поведения, то есть постепенно превращается в человеческую личность. Он учится налаживать контакты с другими людьми, формировать свое окружение, перенимать групповой опыт, обмениваться своими мыслями и переживаниями, осознавать свою уникальность и неповторимость, т.д.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Основная часть…………………………………………………………………5
Семья как объект психологического исследования и воздействия………..5
Особенности детско – родительских отношений в неполных семьях……11
Подросток в семье……………………………..…………………………….14
Эмпирическое исследование………………………………..………………17
Процедура и методы исследования…………………………………....……17
Анализ и интерпретация данных……………………………………..…….18
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«СВЯЗЬ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СЕМЬЕ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Основная часть…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это
самое важное и ценное, что должно
быть у каждого человека, потому
что именно она дает нам возможность
чувствовать психологический
Семья – эта самая первая и очень значимая социальная группа для всех людей. Так как именно в ней проходит процесс социализации, благодаря которому ребенок усваивает определенные нормы и ценности, установки и шаблоны поведения, то есть постепенно превращается в человеческую личность. Он учится налаживать контакты с другими людьми, формировать свое окружение, перенимать групповой опыт, обмениваться своими мыслями и переживаниями, осознавать свою уникальность и неповторимость, т.д.
Семье было посвящено и посвящается в настоящее время огромное количество исследований, потому что она является объектом изучения междисциплинарных наук, таких как социология, философия, история, правоведение, педагогика, медицина и многие другие. Тема родительско – детских отношений в отечественной психологии в последнее время разрабатывается достаточно активно благодаря А.С. Спиваковской, О.А Карабановой, Ю.А. Алешиной и многим другим.
В последнее время в этом первом в истории человечества социальном институте происходят очень серьёзные изменения, к сожалению, эти изменения носят деструктивный характер. Семья постепенно утрачивает свои функции, увеличивается число разводов, число ранних браков, число детей, растущих в неполных семьях, что в свою очередь порождает массу социальных проблем. И естественно, что все эти проблемы оказывают очень сильное влияние на характер детско – родительских отношений в целом.
Большинство современных исследований семьи в психологии направленно на обсуждение стилей, типов родительского отношения к детям, на представления подростков о своих будущих семьях, которые, конечно, во многом зависят от детско – родительских отношений. Но не следует забывать, что влияние семьи является разноплановым и затрагивает разные стороны личности подростка (аффективную, когнитивную, поведенческую), и оно является непрерывным. Поэтому логичнее не заглядывать в будущее, а помогать преодолевать трудности межличностного взаимодействия в семье сразу, когда они появляются.
В рамках данной работы нам кажется интересным рассмотреть изменения, которые происходят во взаимоотношениях родителей и подростков, находящихся на реабилитации в социальных приютах и выросших в неполных семьях.
Рассмотрение связи детско – родительских отношений с представлениями подростков о семье в связи с указанными выше проблемами делает эту тему оченьактуальной.
Таким образом, объектом нашего исследования выступают представления о семье подростков. Предмет – связь детско – родительских отношений с представлениями подростков о семье, которые воспитываются в неполных семьях.
Цель исследования – выявить и изучить особенности связи детско – родительских отношений с представлениями о семье подростков из неполных семей, находящихся на реабилитации в социальном приюте.
Задачи исследования:
Теоретические:
Эмпирические:
Общая гипотеза работы:представления о семье подростков из неполных семей, находящихся на реабилитации в социальных приютах, связаны с особенностями отношений к ним родителей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Семья как объект психологического исследования и воздействия
Определений термина «семья» в научной литературе достаточно много. Большинство из них сводится к тому, что семья – этоячейка общества, или малая группа совместно проживающих родственников, ведущих общее хозяйство и проживающих на определенной территории, или социальный институт. Но нам в данной работе интересно определение семьи с точки зрения психологического подхода. « В рамках этого подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями» [5, с. 10].Важно подчеркнуть, что каждый член семьи это не только неповторимая личность, но и составная часть единого целого – семьи.
Необходимо выделить эти потребности, так как их удовлетворение лежит в основе развития личности. Согласно А. Маслоу, существует пять групп потребностей человека, которые объединяются в иерархическую структуру:
Удовлетворение всех вышеперечисленных потребностей может отлично осуществляться, если родители выберут определенный стиль воспитания своих детей и реализацию основных функций, на которых он ориентирован.
Можно выделить основные функции современной семьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями [11, с. 11 - 12], [5, с. 29 - 30].
«Сообразуясь с частотой упоминания в литературе отдельно остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи»[5, с. 31].
Функция безопасности – защита от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. Выполнение этой функции гарантирует выживание, стабильность семьи и ее уверенность в будущем.
Фелицитологическая функция – выражает мечты и надежды каждого члена семьи на обретение семейного счастья. Именно в семье исполняются наши мечты и стремления, благодаря ей мы легче переживаем обиды и неудачи, потому что чувствуем поддержку и заботу от близких нам людей, именно они поощряют наши способности, мотивируя нас на достижения успеха в определенной сфере деятельности.
Гедонистическая
функция – связана с удовлетвор
Жизнь каждой семьи весьма многогранна. Все вышеперечисленные функции носят социальный характер, так как каждая семья является первичной ячейкой общества. Данная классификация «Анализ семейных функций» была предложена М.С Мацковским.
«В зависимости от того, какая функция признается ведущей, оформляется семейный уклад. Уклад – это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи» [5, с. 36].
Важно, что с течением времени функции семьи изменяются. Происходит перераспределение компетенции удовлетворения тех или иных потребностей между семьей и обществом. Этот процесс отражает динамику семейных функций. «Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость терпимость в своих взглядах и поведении» [6, с.455].
В рамках данной работы также необходимо рассмотреть структуру и типологию семей.
«Структура семьи включает персональный и численный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские отношения, отношения супругов и их родителей, отношения между детьми и отношения между дедушками, бабушками и внуками)»[11, с. 20].
«Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы» [11, с. 26].Что касается типологии семей, то можно выделить 2 группы. Первая группа учитывает различия семейных структур, вторая –особенности функционирования семей.
Первая группа типологий[5, с. 40 - 41]:
В официальном браке закрепляется ответственность супругов перед законом за качество семейной жизни, исполнение семейных обязанностей и осуществление прав всех членов семьи.
Под гражданским браком в настоящее время понимается официально неоформленное совместное проживание «супругов».