Связь детско- родительских отношений с представлениями о семье подростков из неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Семья – эта самая первая и очень значимая социальная группа для всех людей. Так как именно в ней проходит процесс социализации, благодаря которому ребенок усваивает определенные нормы и ценности, установки и шаблоны поведения, то есть постепенно превращается в человеческую личность. Он учится налаживать контакты с другими людьми, формировать свое окружение, перенимать групповой опыт, обмениваться своими мыслями и переживаниями, осознавать свою уникальность и неповторимость, т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Основная часть…………………………………………………………………5
Семья как объект психологического исследования и воздействия………..5
Особенности детско – родительских отношений в неполных семьях……11
Подросток в семье……………………………..…………………………….14
Эмпирическое исследование………………………………..………………17
Процедура и методы исследования…………………………………....……17
Анализ и интерпретация данных……………………………………..…….18

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)
  1. Наличие родителей:
    • полная–семья с обоими супругами;
    • неполная – если отсутствует один из супругов;
    • «квазинеполная»;
    • особая (сложноорганизованная, смешанная);
  1. Количество детей в семье:
    • малодетная - 1-2 ребенка;
    • среднедетная - 3-4 ребенка;
    • многодетные семьи — 5 и более детей;

Вторая группа типологий[5, с. 41 - 42]:

  1. качество выполнения семейных функций:
    • нормально функционирующая – семья, которая выполняет основные семейные функции;
    • дисфункциональная – семья, которая плохо или вовсе не выполняет основные семейные функции;
  1. Состояние психологического комфорта:
    • благополучная;
    • неблагополучная – семья, которая характеризуется низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства;
  1. Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:
    • зрелая;
    • проблемная;
  1. Удовлетворенность супругов своим браком:
    • оба удовлетворены браком;
    • один из супругов удовлетворен браком, другой нет;
    • оба не удовлетворены браком;

Необходимо  отметить, что в данном исследовании нам следует рассмотреть еще  одно понятие – «проблемная» семья. К «проблемным» семьям в рамках этой работы мы будем относить те семьи, у которых наблюдаются различные нарушения, связанные с функционированием, которые обладают низким потенциалом для решения различных задач, которые не обеспечивают личностный рост каждому из своих членов. «В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д» [1, с. 16].

Также в рамках данной работы мы обратимся к выделению  различных этапов жизненного цикла семьи. «Жизненный цикл – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика развития внутрисемейных отношений»[словарь]. « В последнее время в отечественномсемьеведении появился новый подход к выделению этапов жизненного цикла семьи. Его авторы А.И. Антонов и В.М. Медков считают, что семейный цикл определяется стадиями родительства и осуществляется в четыре основные стадии:

  • стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенства;
  • стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка. Он может частично пересекаться со следующим периодом;
  • стадия социализированного родительства – период от рождения первенца до выделеня из семьи последнего ребенка;
  • стадия прародительства – период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей» [11, с. 83].

Для нашего исследования важна стадия репродуктивного родительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности детско – родительскихотношений  в неполных семьях

Мы плавно подошли  к следующему очень важному понятию в рамках данной работы – «детско-родительские отношения». Влияние родителей на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х годов прошлого века. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но  в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей[1, с. 65].

«Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и  многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; стили воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе» [1, с. 85].Получается, что понятие «детско-родительские отношения» подчеркивает взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.

Каждая тактика семейного воспитания характеризуется определенным соотношением позиций, занимаемых в семье родителями и детьми. Самый удачный вариант, когда это соотношение сбалансированно, когда между родителями  детьми устанавливаются дружественные отношения. К сложностям в социальной интеграции приводит попустительский стиль руководства поведением ребенка, тактика диктата или опеки. Стиль родительского руководства, характер отношений, содержание и интенсивность общения могут способствовать или затруднять психическое развитие личности, приводить к появлению дезадаптаций или, напротив, содействовать становлению адаптированной личности [8, с.11].

Степень влияния  на ребёнка и характер этого влияния  определяем огромное количество факторов, но самым важным считается – «личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

    • его пол;
    • возраст;
    • темперамент и особенности характера;
    • религиозность;
    • национально – культурная принадлежность;
    • социальное положение;
    • профессиональная принадлежность;
    • уровень общей и педагогической культуры» [1, с.86].

Если учитывать  взаимозависимость отношений в  семье, то можно выделить роли, которые  выполняет ребенок. Роль – это  набор шаблонов поведения по отношению  к ребёнку в семье, сочетание  чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребёнку взрослым.

Такие роли как  «козёл отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби»считаются наиболее типичными. «Козёл отпущения» - ребёнок выступает  объектом для проявления недовольства супругов друг другом. «Любимчик» - ребёнок, который становится объектом очень сильной любви и заботы (очень часто преувеличенной). «Примиритель» - ребёнок, которому приходится выполнять роль взрослого, регулировать различные семейные конфликты. «Беби» - ребёнок, который будет оставаться «маленьким ребёнком» на протяжении всей своей жизни, считаются наиболее типичными[5, с. 242 - 243].

Следует отметить, что «оптимальная родительская позиция  должна отвечать трём главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности» [1, с.88].

Адекватность  позиции взрослого зависит от того, что он может дать реальную оценку особенностей своего ребёнка, он видит и уважает его индивидуальность.

Гибкость позиции  взрослого оценивается с учётом его готовности изменять стили общения  с ребёнком в связи с его  взрослением или изменениями  условий жизни семьи.

«Прогностичность  позиции выражается в её ориентации на «зону ближайшего развития» ребёнка  и на задачи завтрашнего дня;  это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменения общего подхода  к ребёнку с учётом перспектив его развития». 

Неполную семью  традиционно рассматривают как  проблемную семью. Принято считать, что одинокие матери в силу сходных  обстоятельств семейной жизни, заставляющих выполнять и женские, и мужские  роли по отношению к ребенку, имеют  сходные характеристики поведения:

    • их социальная жизнь более ограничена;
    • для них характерен больший демократизм во взаимоотношениях с ребенком [5, с.223].

Считается, что  значительное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье наблюдается  в подростковом возрасте, поэтому  подросток рискует оказаться в психологически сложной ситуации в данных семьях.

Одинокие матери часто сталкиваются с проблемой  воспитания детей, особенно в области  дисциплины, если мать находится в  сильной эмоциональной зависимости  от подростка, то она очень сильно переживает его первые шаги в самостоятельную жизнь, некоторые матери склоны к манипулированию детьми. Достаточно сложной оказывается такая ситуация, когда оставшийся с ребенком родитель стремится воспитать ребенка таким образом, чтобы продемонстрировать обществу, что и в отсутствии отца ее ребенок вырастет достойным человеком[5, c. 222 – 224].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подросток в семье

Подростковый  период – это важнейший этап жизни, во многом определяющий судьбу человека. Хронологический возраст, который связывают с этим возрастным периодом – от 10–11 лет до 14–15 лет. Переход от ребенка к взрослому происходит во всех сферах.Форма перехода, связанная с самыми разнообразными противоречиями, является кризисной. Отсюда и название возраста – трудный, переходный, кризисный[8,с. 5].

Практически все  подростки считают себя членами  своей семьи. Независимо от структуры, функций, типологий, современных тенденций  развития семьи её значение для большинства  подростков одинаково. Почти все  исследования отмечают, что родители оказывают огромное влияние на поведение подростков.

« Как показывают результаты опросов («Newman, 1989), подростки нуждаются в родителях которые:

«…интересуются нами и  готовы помочь, когда нужно»;

«…выслушивают нас и стараются  понять»;

«…дают почувствовать, что они нас любят»;

«…высказывают своё одобрение»;

«…принимают нас  такими, какие мы есть – со всеми  нашим ошибками и недостатками»;

«…доверяют  нам и ждут от нас хорошего»;

«…относятся к  нам как к взрослым»;

«…направляют  нас»;

«являются счастливыми людьми с хорошим настроением, обладают чувством юмора, умеют создать теплую атмосферу дома и подают хороший пример» [6, с.422].

Таким образом, проанализировав данные высказывания, можно выделить три ключевых компонента воспитания:

    1. Связь – наличие доверительных и стабильных отношений между родителями и подростком.
    2. Психологическая автономия – свобода в выборе интересов, кругов общения, свобода при принятии различных решений и способов их осуществления.
    3. Регулируемое поведение детей.

Следует отметить, что родители не должны навязывать свое общение подросткам. Они должны искренне относиться к своим детям, любить и заботиться о них, интересоваться их жизнью, уделять им определенное количество времени, должны быть рядом и оказывать какую-либо помощь, когда это необходимо. Но «отделение подростка от семьи необходимо для достижения им впоследствии зрелости, возможности принять на себя ответственность за свою жизнь» [10,с. 19].

Таким образом, «цель каждого подростка –  быть признанным автономным взрослым.Это происходит через процесс, который называется сепарацией – индивидуацией, в котором связь между ними и родителями хотя и сохраняется, но претерпевает определенные изменения» [6, с.430]. Этот процесс можно рассматривать как основную составляющую часть развития личности в подростковом возрасте. Она включает процесс самосознания и идентификации среди других. В этот период необходимо предоставлять свободу подросткам постепенно, чтобы у них не возникало чувство отторжения от семьи.

Более чем 35 лет  назад Диана Балфилинд описала четыре основные модели, по которым родители осуществляют контроль над своими детьми. Основой этих четырех моделей являются два различных независимых аспекта в воспитании детей: контроль и забота.

    1. Авторитетные родители – родители, которые учитывают планы и желания детей и контролируют их дома.
    2. Авторитарные родители – родители, которые требуют от детей жесткой дисциплины, принимают решения самостоятельно, не учитывая пожелания детей.
    3. Либеральные родители – родители, которые позволяют детям самостоятельно решать все свои проблемы и стремятся их не контролировать.
    4. Попустительствующие родители – родители, которым безразличны их дети, он не стремятся к эмоциональной близости с детьми, не поддерживают их.

«Фактически наиболее оптимальным является подход, при  котором один из родителей придерживается авторитетного стиля в воспитании, а другой нет, чем подход, при котором оба родителя используют какой – либо другой стиль» [6, с. 432 – 434].

Информация о работе Связь детско- родительских отношений с представлениями о семье подростков из неполных семей