Во взаимоотношениях
подростка и родителей появляется
некоторая напряженность, которая
может перерасти в конфликт. «Конфликты между подростками
и их родителями возникают по самым разным
причинам, среди которых:
- выбор друзей;
- время, когда необходимо возвращаться домой;
- повседневная работа по дому;
- школьные оценки;
- сквернословие и т.д»[6, с.441].
Можно сказать,
что конфликты необходимы для развития
семьи, но если существуют постоянные,
длительные, напряженные конфликты между
подростком и родителями – это уже тревожный
сигнал. «Подростки из семей с высокой
конфликтностью чаще других демонстрируют
антиобщественное поведение, инфантильность,
низкую самооценку»[6,с.446]ю
Подростки могут
общаться не только с родителями, но
и с другими членами семьи.
Большинство подростков имеют родных
братьев и сестёр, дедушек и
бабушек, тетю, дядю и т.д. Известно,
что взаимоотношения с братьями и сестрами очень важны, они
откладывают значительный отпечаток на
формирование личности подростка, его
личные качества и на ту роль, которую
будет играть подросток во взрослой жизни.
Очень часто старшие являются для младших
и ролевыми моделями, и суррогатными родителями,
и товарищами. А вот «взаимоотношения
с бабушками и дедушками оказывают самое
положительное влияние на подростка»
[6, с.448]. Часто между бабушками, дедушками
и их внуками – подростками устанавливаются
дружеские взаимоотношения, они могут
заботиться, помогать своим внукам, например,
в самоопределении, также они часто выступают
в роли судьи при решении семейных конфликтов
их детей и внуков.
Для детей любого
возраста очень важно, чтобы с
ними достойно обращались, чтобы им
не наносили телесных повреждений, чтобы их не оскорбляли,
чтобы им не наносили каких – либо эмоциональных
травм, чтобы ими не пренебрегали. Подростки,
которые неоднократно подвергались жестокому
обращению, с большей вероятностью являются
депрессивными, тревожными, агрессивными,
чем их сверстники.
И последнее
понятие в рамках данной работы,
которое мы рассмотрим – это представление.
«Представление – это психический
процесс отражения предметов
или явлений, которые в данный
момент не воспринимаются, но воссоздаются
на основе нашего предыдущего опыта» [2,c. 234].
ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Процедура
и методы исследования
Цель эмпирического исследования
соответствует общей цели работы, которая
заключается в выявлении и изучении особенностей
связи детско – родительских отношений
с представлениями о семье подростков
из неполных семей, находящихся на реабилитации
в социальном приюте.
Задачи практического
исследования:
- Подбор методик для диагностики детско – родительских отношений.
- Проведение эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей детско-родительских отношений в неполных семьях.
- Выполнить психологический анализ полученных результатов.
Выборка исследования составила 15 человек
– подростки из неполных семей в возрасте
от 11 до 15 лет, находящиеся на реабилитации
в социальном приюте. Формирование выборки
обусловлено задачами исследования.
Методы
практического исследования:
- Для установления связи особенностей личности подростков с характером отношения родителей к детям использовался опросник И. М. Марковской «Взаимодействие родитель – ребенок». Опросник включает шкалы, отражающие представления о характере отношения к детям многими отечественными психологами и дает целостную картину отношения родителей к детям.
- Для диагностики межличностных отношений в семье использовалась социометрическая методика, с помощью которой мы оценили эмоциональные связи в семье, а также увидели, каких членов подростки включают в свою семью, а каких нет.
- Для того чтобы поглубже заглянуть в душу подростка и понять, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает, находясь в семье, мы провели с ним один из адаптированных вариантов рисуночной методики "Моя семья" и «Семья, которую хочу», который позволил выявить внутрисемейные межличностные отношения и степень удовлетворенности ними.
- Мы провели интервью с 6 респондентами, для того чтобы уточнить некоторые данные, а также более подробно пообщаться с ними с целью получения новой информации.
- Метод первичной статистической обработки данных, обеспечивающий нахождение показателей средних значений изучаемых параметров.
Анализ
и интерпретация результатов
Распределение
количества респондентов в соответствии
с показателями по шкалам представлено
в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение
респондентов в соответствии показателями
по шкалам
Шкала |
Количество
респондентов в % |
Низкий
уровень (от 10 до 30) |
Средний
уровень (от 31 до 70) |
Высокий
уровень (выше 70) |
Нетребовательность
- требовательность |
|
33% |
67% |
Мягкость
- строгость |
13% |
27% |
60% |
Автономность
- контроль по отношению к ребенку |
|
67% |
33% |
Эмоциональная
дистанция - близость ребенка к родителю |
|
47% |
53% |
Отвержение
- принятие ребенка родителем |
27% |
26% |
47% |
Отсутствие
сотрудничества - сотрудничество |
|
33% |
67% |
Несогласие
- согласие между ребенком и родителем |
7% |
67% |
26% |
Непоследовательность
- последовательность
родителя |
30% |
27% |
43% |
Авторитетность
родителя |
|
20% |
80% |
Удовлетворенность
отношениями ребенка с родителем |
27% |
20% |
53% |
Анализ представленных
данных показал, что:
- 33% детей оценивают уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком, как средний, 67% детей считают, что их родители более требовательные и ожидают высокого уровня ответственности от них.
- 13% детей по результатам этой шкалы считают, что их родители мягкие во взаимоотношениях с ними, 27% - что их родители более строгие, применяют жесткие меры к ребенку, 60% - присвоили высокий уровень строгости своим родителям.
- 67% детей оценили уровень контроля родителей за их поведением, как средний, 33% считают, что контроль со стороны родителей слишком высок, он проявляется в мелочной опеке, навязчивости.
- 47% детей оценивают уровень близости к родителю как средний, 53% - как высокий. Чем выше показатели, тем больше близость между родителем и ребенком.
- 27% детей считают, что родители их отвергают, 26% - чувствуют, что родители принимают их личностные качества и поведенческие проявления, 47% - осознают это в большей степени.
- 33% детей предполагают, что существует сотрудничество между ними и родителями, 67% - осознают это в большей степени. Под сотрудничеством мы понимаем включенность родителей и ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств.
- 7% детей указывают на низкий уровень согласия между ними и родителями в различных жизненных ситуациях, 67% -на средний уровень, 26% - на высокий уровень согласия.
- 30% детей отмечают непоследовательность родителей при взаимодействии с ними, которая может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п. 27% детей отмечают средний уровень последовательности родителей, 43% - высокий уровень последовательности родителей в своем отношении к ним, в применении наказаний и поощрений и т.д.
- 20% детей присвоили своим родителям средний уровень авторитетности, 80% - высокий уровень. Показатели по этой шкале отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила их влияния. В данном случае эти показатели очень высокие.
- 27% детей не удовлетворены отношениями со своими родителями, 20% детей удовлетворены этими отношениями в средней степени, 53% - в высокой степени.
Далее для диагностики
межличностных отношений использовалась
социометрическая методика, с помощью
которой мы оценили эмоциональные
связи в семье, данные представлены
в таблице 2.
Таблица 2 –
Распределение испытуемых с учетом
результатов, полученных после проведения
социометрической методики
Число
членов в семье |
Реальное |
Изображено
больше человек |
Изображено
меньше человек |
67% |
13% |
30% |
Значимы в большей
степени |
Мама |
Папа |
Брат |
Сестра |
53% |
7% |
13% |
27% |
Конфликтные
отношения с |
Мамой |
Папой |
Братом |
Сестрой |
7% |
13% |
7% |
7% |
Анализ представленных
данных показал, что:
- 67% детей захотели изобразить всех членов своей семьи, 13% - изобразили количество членов семьи больше реального, а 30% - меньше реального. Эти показатели могут свидетельствоватьо том, что дети, которые «добавили» или «удалили» некоторых членов своей семьи пытались компенсировать недостаток любви, заботы, ласки, понимания и избавится от переизбытка конфликтных ситуаций, недоверия, жестокого обращения, необоснованной критики и т.д.
- Для 53% детей самый значимый человек в их жизни – мама, для 27% - старшая сестра, для 13% - старший брат, для 7% - папа. Значимые люди в наибольшей степени будут влиять на ребенка, на его мнение, поступки и действия.
- 13% детей осознают, что у них конфликтные ситуации с отцом, 7% - с мамой, братом, сестрой. По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми подростками является "неустойчивость родительского восприятия”.Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства, попытались гасить в себе недовольство и раздражение, объективно оценивали достоинства и недостатки подростка, сбалансировали систему обязанностей и прав.
Мы провели
с подростками один из адаптированных
вариантов рисуночной методики "Моя
семья" и «Семья, которую хочу»,
который позволил выявить внутрисемейные
межличностные отношения и степень
удовлетворенности ними. Данные по
этим методикам запишем в таблицу 3.
Таблица 3 –
Особенности внутрисемейных межличностных
отношений в неполных семьях
Последовательность
выполнения задания |
Подросток сначала
рисует всех членов семьи, потом дополнительные
детали |
Подросток акцентирует
свое внимание на чем угодно, кроме семьи |
87% |
13% |
Сюжет
рисунка |
Только семья |
Семья и дополнительные
элементы |
40% |
60% |
Последовательность
расположения членов семьи |
Ребенок первый |
Первые другие
члены семьи |
|
100% |
Размеры
фигур членов семьи |
Большие и маленькие |
Маленькие |
53% |
47% |
Величина
пространства и ее размеры между
изображением отдельных членов семьи |
Эмоциональная
разобщенность |
Эмоциональная
близость |
93% |
7% |
Место
расположения ребенка на рисунке |
В центре |
Между родителями
(Семья, кот.хочу) |
73% |
27% |
Цветовая гамма
|
Холодные оттенки |
Светлые тона |
93% |
7% |
Семья, которую
хочу |
Подростки, которые
изменили рисунок |
Подростки, которые
не изменили рисунок |
27% |
73% |
Анализ представленных
данных показал, что:
- Как правило, после получения установки ребенок сразу же начинает рисовать всех членов семьи и только потом дополняющие рисунок детали. Так поступило 87% детей. 13% детей по непонятной причине стали акцентировать свое внимание на чем угодно, кроме семьи, "забывая" нарисовать своих родственников и себя. Как правило, отсутствие членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов психического дискомфорта ребенка в семье и признак конфликтных семейных отношений.
- 40% подростков изобразили свою семью в виде групповой фотографии. Все присутствующие на ней находились на земле, стояли на полу или, почему-то лишившись опоры, висели в воздухе. 60% подростков нарисовали не только семью, но и дополнительные элементы, такие как трава, солнце и облака. Ни один из подростков не нарисовал свою семью, занимающуюся каким - либо делом.
- 100% детей первыми на рисунке изобразили маму, это может свидетельствовать о том, что онасамый любимый им член семьи, или, по их мнению, самый значительный и авторитетный в доме. Потом подросток рисует самого себя, своих братьев и сестер. Последовательность расположения других членов семьи и их порядковые номера указывают на отношение к ним ребенка, вернее, на их роль в семье в глазах ребенка или на отношение их, по мнению рисующего, к нему. Чем выше порядковый номер у изображенного члена семьи, тем ниже его авторитет у ребенка.
- 53% подростков нарисовали большие и маленькие фигуры, 47% - только маленькие. Следует отметить, что чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Обычно самой высокой фигурой оказывалась их мама.
- Величина пространства и ее размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмоциональной разобщенности, или об их эмоциональной близости. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию в семье. Оказалась, что 93% подростков чувствуют эмоциональную разобщенность семьи и только 7% - эмоциональную близость.
- Место расположения ребенка на рисунке - источник важной информации о положении его в семье. Когда он в центре, между мамой и сестрами или братьями, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Среди таких у нас оказалось 73%, 27% детей нарисовали себя между двумя родителями, при проведении второй методики «Семья, которую хочу». То есть, они мечтают о том, чтобы их семья была полная.
- 93% подростков при рисовании семьи отдавали предпочтение холодным оттенкам и только 7% - предпочитали светлые тона. Холодные тона, как правило, свидетели конфликтных отношений между ребенком и рисуемым им этими тонами членом его семьи. Встречались рисунки подростков с большим желтым солнышком и огромными синими тучами. Получается, что у подростков рисунок семьи ассоциируется с чем-то приятным, с теплыми, нежными воспоминаниями, поэтому они освещают всех членов семьи ярким солнцем - символом ласки, добра и любви, но так как над групповым портретом семьи появляются темные тучи, то, вероятнее всего, это может быть связано с их дискомфортом.
- 27% подростков изменили свой рисунок, добавив новых членов семьи. Когда подростки "дополняют" свою семью новыми членами, то этим они пытаются заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Нередко дети заполняют его теми лицами, которые способны, по их мнению, наладить близкие контакты с ними и дать возможность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. 73% подростков не захотели «менять» свои семьи, это может быть связано с удовлетворенностью отношениями в семье или с потерей веры в то, что что – то может измениться.
- Еще одной особенностью рисунков этих детей можно считать то, что они уже привыкли и по-своему смирились, что у них неполная семья, они все рисуют так, как есть на самом деле. И чтобы лишний раз нам показать, что им это безразлично, они компенсируют отсутствие родителя какими-то другими, важными для них деталями. Как правило, неполная семья, изображенная ребенком, почти всегда имеет буферную зону на рисунке, зону надежды, зону домысла и грез ребенка, поэтому в любой момент неполная семья способна превратиться в полную.