Далее, исходя из
эмпирических задач исследования, нами
были проведены 6 индивидуальных интервью
с респондентами с целью уточнения
некоторых данных и получения
новой информации об особенностях взаимоотношений
родителей и детей в этих неполных
семьях.
Проведенные интервью
можно классифицировать как свободные,
открытые, нестандартизированные. Каждое
из них проводилось в течение
1 - 1,5часов, результаты фиксировались
на диктофон, а затем оформлялась
стенограмма бесед.
После анализа
и обобщения полученных во время
интервью данных можно сделать следующие
выводы:
- Самое главное для всех подростков – это их семья. Они очень хотят, чтобы их мамы, братья, сестры были всегда рядом, а в их семье царила атмосфера добра, любви и ласки.
- При обсуждении образа идеальной семьи многие подростки отмечают то, что семья должна быть полной, счастливой, чтоу нее не должно быть никаких проблем, а если они возникают, то все члены семьи должны их решать сообща, что все члены семьи должны проводить много времени вместе. Также некоторые дети говорил о том, что счастливой может быть та семья, в которой нет пьянства, постоянных конфликтов, переходящих в драки.
- Когда мы с ними обсуждали, какие функции должна выполнять семья, то основными оказались следующие:
- Родители должны любить, воспитывать, содержать своих детей, также общаться с ними.
- Дети в свою очередь должны хорошо учиться в школе, ухаживать за мамой, помогать ей во всем.
- Все дети в этих семьях живут с мамами, но когда в их семьях наступают какие – либо трудности, то она отдает своих детей в социальный приют. Наиболее распространенные причины – материальные трудности, проблемы со школой, в которую ходят дети, нехватка времени из-за работы мамы, очередная беременность мамы.
- Большинство подростков находятся в этом приюте не первый раз, многие знают друг друга, поэтому процесс их адаптации проходит довольно быстро. Многие подростки говорили о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками, потому что те к ним плохо относятся, не хотят дружить и т.д.
Лучшим
способом профилактики и коррекции
неблагополучных отношений может
стать внимание и искренняя любовь
всех членов семьи друг к другу, повышение
духовной культуры всей семьи, организация
совместного отдыха и межсемейных
мероприятий, а также, в случае необходимости,
помощь специалиста.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Силяева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 192 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - Спб.: Питер, 2010. - 583 с.
- Немов Р. С. Психология / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
- Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 512 с.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н. Н. Посысоева [и др.] - М.: Изд - во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
- Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс. - 12-е изд. - Спб.: Питер, 2012. - 816 с.
- Фролов С. С. Общая социология / С. С. Фролов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 384 с.
- Хозяинова Т. К. Диагностика дезадаптаций личности подростков / Т. К. Хозяинова. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2010. - 58 с.
- Хозяинова Т. К. Отношение матери к ребенку: личностный аспект: Монография. Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2006. - 132 с.
- Хухлаева О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 160 с.
- Целуйко В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
- Шапарь В. Б., Россоха В. Е., Шапарь О. В. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь. - Изд. 3-е, - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 806 с.