Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:36, курсовая работа
Можно с уверенностью сказать, что для большинства людей система ценно-стей – это тот камень преткновения, о который они чаще всего спотыкаются в жизни, получая различные проблемы. Именно система ценностей определяет: куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке и т. д. Это важнейший элемент мировоззрения для собственного развития и здоровья, построения счастливой семьи и успешной профессиональной деятельности.
Введение
1. Ценностные ориентации
1.1. Понятие и виды ценностных ориентаций
1.2. Особенности ценностных ориентаций в разные возрастные периоды
2. Ценностные ориентации в разные периоды супружеской жизни
2.1. Исследования ценностных ориентаций в семейной жизни
2.2. Исследования ценностных ориентаций молодых и пожилых супружеских пар
3. Тревожность как предмет изучения в психологии
3.1. Понятие, виды и причины тревожности
3.2. Развитие тревожности в разные возрастные периоды
4. Эмпирический раздел
Заключение
Библиографический список
Министерство образования Республики Беларусь
«Гродненский
государственный университет
Факультет психологии
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Курсовая работа
Связь тревожности и ценностных ориентаций различного возраста и
супружеского стажа
Денисова Татьяна Евгеньевна
Курсовая работа выполнена студенткой 4 курса дневной формы обучения факультета психологии (специальность «Психология») Денисовой Татьяной Евгеньевной
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры
возрастной и педагогической психологии
Богословская В.С.
Гродно 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Ценностные ориентации
1.1. Понятие и виды ценностных ориентаций
1.2. Особенности ценностных ориентаций в разные возрастные периоды
2. Ценностные ориентации в разные периоды супружеской
жизни
2.1. Исследования ценностных ориентаций в семейной жизни
2.2. Исследования ценностных ориентаций молодых и пожилых супружеских пар
3. Тревожность как предмет изучения в психологии
3.1. Понятие, виды и причины тревожности
3.2. Развитие тревожности в разные возрастные периоды
4. Эмпирический раздел
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Можно с уверенностью сказать, что для большинства людей система ценностей – это тот камень преткновения, о который они чаще всего спотыкаются в жизни, получая различные проблемы. Именно система ценностей определяет: куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке и т. д. Это важнейший элемент мировоззрения для собственного развития и здоровья, построения счастливой семьи и успешной профессиональной деятельности.
Без преувеличения можно сказать, что во всех сферах жизни система ценностей является тем фундаментом, на котором всё стоит.
Система ценностей, как и всё в жизни, зависит от состояния сознания человека. Для кого-то в системе ценностей существует только набор конкретных, материальных вещей: еда, одежда, жильё, деньги. Для другого, это, вообще, не является существенным, он живёт только духовными ценностями.
Одни ценностные ориентации
остаются приемлемыми в течении жизни,
а другие изменяются, так как человек не
остается неизменным: меняется социальная
ситуация, происходят непредвиденные
события, он обретает жизненный опыт и
т.д. Ценностные ориентации являются важнейшей
характеристикой.
Ценностные ориентации достаточно часто становились и становятся предметом исследования. Им уделяли внимание такие отечественные психологи, как А.Н. Леонтьев, В.Д. Шапиро, А. Маслоу и другие. Так и среди зарубежных психологов, изучавших ценностные ориентации, можно назвать Г. Олпорта, М. Рокича,
Ш. Шварца.
Современное состояние
большой интерес изучение ценностных ориентаций в такой период, интересно и полезно сравнить ценностные ориентации тех, кто прожил большую часть своей жизни, и тех, кто выстраивает её.
Поскольку ценностные ориентации являются феноменом динамичным, индивидуальным, возрастным, поэтому изучение ценностно-смысловой сферы личности, включающей в себя систему ценностей и личностных смыслов, представляет особый интерес для современной психологии. Во-первых, потому, что рассмотрение ценностей позволяет проследить закономерности развития общества, государства, а во-вторых, исследование этих феноменов предполагает выяснение их влияния на многие сферы жизнедеятельности человека (профессиональное и личностное самоопределение, отношения в семье, детско-родительские взаимодействия и многие другие).
Предметом исследования является связь тревожности и ценностных ориентаций супругов различного возраста и супружеского стажа.
Объектом исследования когнитивная и эмоциональная сфера супругов различного возраста и супружеского стажа.
Целью исследования является изучение связи тревожности и ценностных ориентаций у супругов различного возраста и супружеского стажа.
Задачами теоретического исследования являются:
1) Раскрытие понятия, выделение основных видов ценностных ориентаций и процесса формирования ценностных ориентаций на разных возрастных периодах.
2)На основе анализа литературы выделение основных ценностных ориентаций супругов различного возраста и супружеского стажа.
3) Раскрытие понятия и причин тревожности, выделение основных видов тревожности, а также показать развитие тревожности на разных возрастных периодах .
Гипотеза исследования Существует связь тревожности и ценностных ориентаций у супругов в зависимости от супружеского стажа и возраста.
Методы исследования:
1) Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича;
2) Тест-опросник Спилбергера-Ханина (диагностика тревожности)
Для обработки результатов
1) Метод ранговой корреляции Спирмена;
2) Метод ранжирования.
3)
Эмпирическая база исследования и характеристики выборки испытуемых: в исследовании принимали участее 40 супружеских пар: 20 молодых супружеских пар в возрасте от 20 до 30 лет, состоящих в браке от 1 до3 лет, и 20 пожилых супружеских пар в возрасте от 55 до 60 лет с продолжительностью брачной семейной жизни от 20 до 30 лет.
Описание текста курсовой работы:
Глава 1. Ценностные ориентации
1.1. Понятие и виды ценностных ориентаций
Ценностные ориентации каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.
Выделяют следующие понятия ценностных ориентаций [43].
Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности [44].
Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "Ценностные ориентации - это ведущий мотив – цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни. Профессиональные ценности – это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости [13].
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни" [13].
Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию
"ценность". Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.
Понятие "ценность" в его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковые: Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; А.И. Божович "жизненной позицией"; А.Н. Леонтьев "значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев "психологическими отношениями" [13].
Ценность внутренне освещает
всю жизнь человека, наполняет
ее простотой и гармонией, что
ведет к подлинной свободе
- свободе от колебаний и страхов
С.Л. Рубинштейн говорил,
что ценность - значимость для человека
чего-то в мире, и только признаваемая
ценность способна выполнять важнейшую
ценностную функцию - функцию ориентира
повеления. Ценностная ориентация обнаруживает
себя в определенной направленности сознания
и поведения, проявляющихся в общественно
значимых делах и поступках [28].
Одну из первых классификаций
ценностных ориентаций предложил
Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:
1) Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины.
2) Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды.
3) Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство;
4) Социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. д.
5) Политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния.
6) Религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определенной системе представлений (вере) [18].
Ш. Шварц и У. Билски выдвинули гипотезу о наличии ограниченного числа «универсальных мотивационных типов» — «доменов», различающихся между собой «типом цели», или доминирующей ценностью. Ими были выделены десять таких «доменов», фактически представляющих собой различные типы ценностных ориентации личности. Каждому «домену» соответствует та или иная ведущая терминальная ценность — саморегуляция, полнота ощущений, гедонизм, достижение успеха, власть, безопасность, конформность, поддержание традиций, благополучие группы, благополучие всех людей в целом. Указанные ценности, определяющие соответствующую «мотивационную тенденцию», могут быть противоречащими друг другу [43] . Исходя из этого, Ш. Шварц и У. Билски выделяют следующие дихотомии ценностей:
1. Ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) — ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция).
2. Ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) — ценности самовозвышения (власть, достижение, гедонизм) [43].
Как отмечает Д. А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:
1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) — абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).
2. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) — ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).
3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) — ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).