Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:36, курсовая работа
Можно с уверенностью сказать, что для большинства людей система ценно-стей – это тот камень преткновения, о который они чаще всего спотыкаются в жизни, получая различные проблемы. Именно система ценностей определяет: куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке и т. д. Это важнейший элемент мировоззрения для собственного развития и здоровья, построения счастливой семьи и успешной профессиональной деятельности.
Введение
1. Ценностные ориентации
1.1. Понятие и виды ценностных ориентаций
1.2. Особенности ценностных ориентаций в разные возрастные периоды
2. Ценностные ориентации в разные периоды супружеской жизни
2.1. Исследования ценностных ориентаций в семейной жизни
2.2. Исследования ценностных ориентаций молодых и пожилых супружеских пар
3. Тревожность как предмет изучения в психологии
3.1. Понятие, виды и причины тревожности
3.2. Развитие тревожности в разные возрастные периоды
4. Эмпирический раздел
Заключение
Библиографический список
В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.
Подростки наиболее тревожны
в отношениях с
Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социально зрелости школьников этого возраста. В этот критический период депривация потребностей выражена очень сильно, а источником депривации становятся не только внешние запреты, хотя и они имеют место, но и внутренние запреты, накладываемые подростком на самого себя. Следовательно, внутренние запреты могут перерасти во внутренние конфликты, учитывая всю трудность данного подросткового кризиса. А внутренние конфликты являются ни чем иным, как прямой причиной появления повышенной тревожности у подростков, как отмечала А.М. Прихожан [21].
Одним из факторов, влияющих на
появление тревожности у
В подростковом и раннем
Тревожность подростков во
Заключение
У каждого может существовать своя система ценностных ориентаций, и в этой системе они выстраиваются в определенные взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Дело в том, что интериоризация ценностей, как осознанный процесс, происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностных ориентаций и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени, выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания.
Система ценностных ориентаций является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентаций. Многообразие систем ценностных ориентаций служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью. Супруги в процессе семейного взаимодействия стремятся актуализировать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом затруднений: материально-бытовых, эмоционально-психологических, интимно-нравственных, преодоление которых требует от них определенных усилий. Чтобы понять и оценить эти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации с аналогичными понятиями партнера зависит степень удовлетворенности браком.
У молодых и пожилых людей ведущими ценностными ориентациями выступают: хорошее здоровье, работа и семья. Однако, иерархия данных ценностных ориентаций в разных возрастах различна.Так, для молодых людей основным является работа, далее идут семья и здоровье. Пожилые люди на первое место ставят семью, а хорошее здоровье и работа занимаю второе и третье место соответственно. Также следует отметить и различие в удовлетворении данных ценностных ориентаций. Стремлении молодых людей к работе выражается через желание получить хорошее образование и сделать успешную карьеру. Пожилые же люди видят работу как общественно-полезный труд. Хорошее здоровье, например, для пожилых людей как ценностная ориентация – это стремление к отдыху ,умиротворению, размеренной жизни. Хорошее здоровье молодых, как ценностная ориентация, это активный образ жизни, возможность весело проводить время с друзьями и не уставать.
Библиографический список
1.Адлер, А. Понять природу человека / Пер. Е.А.Цыпина. - СПб.: «Академический проект», 1997.
2.Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. – М.,1979.
3.Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 156 - 165 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, 352с.
5.Бороздина, Л.В. Теоретико - экспериментальное исследование СО. //Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. -М., 1999.
6.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./Л.И. Божович//Психологическое исследование – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
7. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – 2003. – 120 с.
8. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности./А.Г. Здравомыслов//Социология в СССР: СБ. Науч. В 2-х тт. – М.: Мысль. - 1965. – 256 с.
9. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 2005. – №3. С. 20–25.
10.Карпенкова, И.В. Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ./И.В. Карпенкова // Диссертация. - Москва ,2009.
11.Клочко, В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания /В.Е. Клочко // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: Тезисы конференции. – Барнаул, 1997. – С. 234 – 236.
12.Кон, И.С. Психология ранней юности. М.:Просвещение,1989.-255с.
13.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.; Академия, 2004.- 352 с.
14.Майерс, Д. Социальная психология. — СПб, 2000.
15.Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.- 546с.
16.Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 215 - 223 с.
17.Обозов, Н.Н. Межличностные отношения. -Л., 1979. – 238 с.
18.Оллпорт, Г. Личность в психологии: Пер. С англ. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.
19.Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. – Караганда: Изд-во КГУ, 1987. – 94 с.
20. Петровский, А.В. Трехфакторная модель значимого другого.// Вопросы психологии.-1991.-№1,7.-1 с.
21. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.; Издательский центр «Академия», 2000. – С.78 – 80.
22. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. – С. 11 – 17.
23. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подросков: психологическая природа и возрастная динамика. – 2000. – 179 с.
24.Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, 288 с.
25.Ранк, О. Родовой травматизм // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 23 - 30 с.
26.Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979, 392 с.
27.Рыбалко, Е.Ф. Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов./Е.Ф. Рыбалко// Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. – Тарту, 1984.
28.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Издательство Питер, 2000. – 702 с.
29.Русецкая, В.И. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: Сб. науч. тр. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Редкол.: В.Л. Абушенко (гл. ред.) и др.- Минск, 2003. – С. 228-231.
30.Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3, с. 62 - 72.
31.Сидоров, К.Р. Самооценка как психологический феномен // Cogito: сб. науч. ст. по педагогике и психологии. - Ижевск, 2001. Вып. 4, с. 69 - 81.
32.Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983, 12 - 24 с.
33.Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. - СПб.: Алетейя, 2000, 499 с.
34.Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 18-22
35.Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Айрис - пресс, 2004.
36.Смагина, Л.В. Психопатический механизм любовного чувства // Современная семья: проблемы и перспективы /Под ред. А.И. Тащевой и др.,- Ростов-на-Дону, 1994.
37.Шапиро, В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР, 1983. С. 51
38.Шапиро, В.Д. Человек на пенсии- М. 1980
39.Шнайдер, Л.Б. Семейная психология:Учебное пособие для вузов - 2006-768с.
40.Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л., 1979.
41.Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Под ред. Е.М. Бабосова.- Минск: ИООО «Современное слово», 2001. – 160 с.
42.Психотерапевтическая энциклопедия под редакцией Б.Д. Карвасорского, - Питер 2006. – 943 с.
43.Шестой ежегодной демографический доклад-ЦДЭЦ ,ИНП, РАН, 1999, с. 29.
44. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol.58. — № 5. — P.550-562.
45.Психологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyhology.net.ru/.html – Дата доступа15.03.2011
46. Яницкий, М.С. Ценностные
ориентации личности как динамическая
система [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.ahmerov.com/book_
47. Социально-психологические особенности пожилого возраста
[Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.sprspl.narod.ru/G_
Дата доступа 16.11.2010
48.[Электронный ресурс].Режим
доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2010/