Связь тревожности и ценностных ориентаций различного возраста и супружеского стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Можно с уверенностью сказать, что для большинства людей система ценно-стей – это тот камень преткновения, о который они чаще всего спотыкаются в жизни, получая различные проблемы. Именно система ценностей определяет: куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке и т. д. Это важнейший элемент мировоззрения для собственного развития и здоровья, построения счастливой семьи и успешной профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Ценностные ориентации
1.1. Понятие и виды ценностных ориентаций
1.2. Особенности ценностных ориентаций в разные возрастные периоды
2. Ценностные ориентации в разные периоды супружеской жизни
2.1. Исследования ценностных ориентаций в семейной жизни
2.2. Исследования ценностных ориентаций молодых и пожилых супружеских пар

3. Тревожность как предмет изучения в психологии
3.1. Понятие, виды и причины тревожности
3.2. Развитие тревожности в разные возрастные периоды
4. Эмпирический раздел
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларус2 - копия - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

     В подростковом возрасте тревожность возникает и закрепляется в качестве устойчивого личностного образования на основе ведущей в этот период потребности в удовлетворяющем, устойчивом отношении к себе. Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и проявлении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период.

     Подростки наиболее тревожны  в отношениях с одноклассниками  и родителями и наименее тревожны  – с посторонними взрослыми  и учителями. Старшие школьники обнаруживают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то степени зависят.

     Кризис подросткового возраста  в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социально зрелости школьников этого возраста. В этот критический период депривация потребностей выражена очень сильно, а источником депривации становятся не только внешние запреты, хотя и они имеют место, но и внутренние запреты, накладываемые подростком на самого себя. Следовательно, внутренние запреты могут перерасти во внутренние конфликты, учитывая всю трудность данного подросткового кризиса. А внутренние конфликты являются ни чем иным, как прямой причиной появления повышенной тревожности у подростков, как отмечала А.М. Прихожан [21].

     Одним из факторов, влияющих на  появление тревожности у подростков, как указывают А.И. Захаров,  А.М. Прихожан и другие, являются  родительские отношения. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. выделяют такой специфический вид тревожности, как «семейная тревога». Под «семейной тревогой» понимаются состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися,   прежде   всего   семьи.   Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тревожность обычно не распространяется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность, родственные,   межсоседские  отношения и т. п. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая  неуверенность индивида в  каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Существует достаточно мало сведений о тех факторах детско-родительских отношений, семейного воспитания, которые являются специфическими с точки зрения возникновения у подростков устойчивой тревожности [22].

     В подростковом и раннем юношеском  возрасте с тревожностью обнаруживают связь в основном те же самые характеристики семейного воспитания, что и на более ранних этапах. Непредсказуемость поведения родителей, создающая ощущение нестабильности  с одной стороны, и их авторитарная, доминантная позиция  с другой. В переживаниях тревожных школьников выраженными оказываются чувства собственной зависимости и вины и невыраженным – чувство защищенности [9].

     Тревожность подростков во многом  зависит от уровня тревожности  окружающих его взрослых. В доброжелательных семьях дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность возрастает и после развода родителей. Еще одной веской причиной тревожности у подростка является авторитарный тип родительского воспитания тип. Тревожность может быть сопряжена с нервозом или с другим психическим расстройством [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

У каждого может  существовать своя система ценностных ориентаций, и в этой системе они выстраиваются в определенные взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Дело в том, что интериоризация ценностей, как осознанный процесс, происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностных ориентаций и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени, выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания.

      Система ценностных ориентаций является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентаций. Многообразие систем ценностных ориентаций служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью. Супруги в процессе семейного взаимодействия стремятся актуализировать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом затруднений: материально-бытовых, эмоционально-психологических, интимно-нравственных, преодоление которых требует от них определенных усилий. Чтобы понять и оценить эти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации с аналогичными понятиями партнера зависит степень удовлетворенности браком.

      У молодых и пожилых людей  ведущими  ценностными ориентациями  выступают: хорошее здоровье, работа  и семья. Однако, иерархия данных ценностных ориентаций в разных возрастах  различна.Так, для молодых людей основным является работа, далее идут семья и здоровье. Пожилые люди на первое место ставят семью, а хорошее здоровье  и работа занимаю второе и третье место соответственно. Также следует отметить и различие  в удовлетворении данных ценностных ориентаций. Стремлении молодых людей к работе выражается через желание  получить хорошее образование и сделать успешную карьеру. Пожилые же люди видят работу как общественно-полезный труд. Хорошее здоровье, например, для пожилых людей как ценностная ориентация – это стремление к отдыху ,умиротворению, размеренной жизни. Хорошее здоровье молодых, как ценностная ориентация, это активный образ жизни, возможность весело проводить время с друзьями и не уставать.

 

 

 

 

Библиографический список

     1.Адлер, А. Понять природу человека / Пер. Е.А.Цыпина. - СПб.: «Академический проект», 1997.

     2.Асмолов, А.Г. Деятельность и установка. – М.,1979.

     3.Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 156 - 165 с.

     4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995, 352с.

     5.Бороздина, Л.В. Теоретико - экспериментальное исследование СО. //Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. -М., 1999.

    6.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте./Л.И. Божович//Психологическое исследование – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

     7. Дарвиш,  О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – 2003. – 120 с.

     8. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности./А.Г. Здравомыслов//Социология в СССР: СБ. Науч. В 2-х тт. – М.: Мысль. -  1965. – 256 с.

     9. Каган,  В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 2005. – №3. С. 20–25.

     10.Карпенкова, И.В.  Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ./И.В. Карпенкова // Диссертация. - Москва ,2009.

    11.Клочко, В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания /В.Е. Клочко // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: Тезисы конференции. – Барнаул, 1997. – С. 234 – 236.

     12.Кон, И.С. Психология ранней юности. М.:Просвещение,1989.-255с.

    13.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.; Академия, 2004.- 352 с.

    14.Майерс, Д. Социальная психология. — СПб, 2000.

     15.Маслоу, А. Новые рубежи человеческой  природы. М.: Смысл, 1999.- 546с.

     16.Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 215 - 223 с.

     17.Обозов, Н.Н. Межличностные отношения. -Л., 1979. – 238 с.

     18.Оллпорт, Г. Личность в психологии: Пер. С англ. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.

     19.Клочко, В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. – Караганда: Изд-во КГУ, 1987. – 94 с.

     20. Петровский, А.В. Трехфакторная модель значимого другого.// Вопросы психологии.-1991.-№1,7.-1 с.

     21. Поливанова,  К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.; Издательский центр «Академия», 2000. – С.78 – 80.

     22. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. – С. 11 – 17.    

     23. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подросков: психологическая природа и возрастная динамика. – 2000. – 179 с.

     24.Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, 288 с.    

     25.Ранк,  О. Родовой травматизм // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 23 - 30 с.

    26.Рейковский,  Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979, 392 с.

     27.Рыбалко, Е.Ф. Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников и студентов./Е.Ф. Рыбалко// Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. – Тарту, 1984.

     28.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Издательство Питер, 2000. – 702 с.

     29.Русецкая, В.И. Трансформация ценностных ориентаций современной молодежи // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: Сб. науч. тр. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Редкол.: В.Л. Абушенко (гл. ред.) и др.- Минск, 2003. – С. 228-231.

    30.Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм её сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3, с. 62 - 72.

     31.Сидоров,  К.Р. Самооценка как психологический феномен // Cogito: сб. науч. ст. по педагогике и психологии. - Ижевск, 2001. Вып. 4, с. 69 - 81.

     32.Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983, 12 - 24 с.

     33.Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции 16-35. - СПб.: Алетейя, 2000,    499 с.

     34.Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх // Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001, 18-22

      35.Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Айрис - пресс, 2004.

     36.Смагина, Л.В. Психопатический механизм любовного чувства // Современная семья: проблемы и перспективы /Под ред. А.И. Тащевой и др.,- Ростов-на-Дону, 1994.

     37.Шапиро, В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР, 1983. С. 51

     38.Шапиро, В.Д. Человек на пенсии- М. 1980

    39.Шнайдер, Л.Б. Семейная психология:Учебное пособие для вузов - 2006-768с.

     40.Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л., 1979.

    41.Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Под ред. Е.М. Бабосова.- Минск: ИООО «Современное слово», 2001. – 160 с.

    42.Психотерапевтическая энциклопедия под редакцией Б.Д. Карвасорского, - Питер 2006. – 943 с.

    43.Шестой ежегодной демографический доклад-ЦДЭЦ ,ИНП, РАН, 1999, с. 29.

    44. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol.58. — № 5. — P.550-562.

45.Психологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyhology.net.ru/.html – Дата доступа15.03.2011

46. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.ahmerov.com/book_751_chapter_1_Anotaсіja/.html – Дата доступа 02.11.2010

     47. Социально-психологические особенности пожилого возраста

[Электронный  ресурс]. Режим доступа: http://www.sprspl.narod.ru/G_1_2/.html –

Дата  доступа 16.11.2010

     48.[Электронный ресурс].Режим доступа: http://econf.rae.ru/pdf/2010/06/c5ab0bc60a.pdf/.html –Дата доступа 03.03.2011

Информация о работе Связь тревожности и ценностных ориентаций различного возраста и супружеского стажа