Связь тревожности и ценностных ориентаций различного возраста и супружеского стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Можно с уверенностью сказать, что для большинства людей система ценно-стей – это тот камень преткновения, о который они чаще всего спотыкаются в жизни, получая различные проблемы. Именно система ценностей определяет: куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке и т. д. Это важнейший элемент мировоззрения для собственного развития и здоровья, построения счастливой семьи и успешной профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Ценностные ориентации
1.1. Понятие и виды ценностных ориентаций
1.2. Особенности ценностных ориентаций в разные возрастные периоды
2. Ценностные ориентации в разные периоды супружеской жизни
2.1. Исследования ценностных ориентаций в семейной жизни
2.2. Исследования ценностных ориентаций молодых и пожилых супружеских пар

3. Тревожность как предмет изучения в психологии
3.1. Понятие, виды и причины тревожности
3.2. Развитие тревожности в разные возрастные периоды
4. Эмпирический раздел
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларус2 - копия - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

     Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л. И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» [6].

     Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей [39].

     Для этого возраста помимо традиционных ценностных ориентаций социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентаций важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями. Однако процесс становления системы ценностных ориентаций может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов [2;27].

      Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости, показатель меры социальности. Взрослость рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентации и картины мира [8].

     Ценностная система подвергается развитию и изменению и в зрелом возрасте. В зрелом возрасте практически каждый человек проходит этап переоценки своих ценностных ориентаций и пересмотра планов. Важно, наверное, другое: результат этого пересмотра и процесс его течения. Обычно, если человек достаточно здоров и, следовательно, достаточно гибок, то к возрастному кризису он подходит «во всеоружии», то есть, обладая по большей части тем, о чем он мечтал в более ранний период и будучи вполне социально адаптированным, и тогда этот самый кризис проходит достаточно мягко, и результатом его, вероятнее всего, будет некоторое смещение акцентов, например, с карьеры на семью, и появление новых более дальних планов, возможно, к этому добавится еще некоторое изменение образа жизни, ведущее к более творческой адаптации и более полной самореализации. Так, в возрасте 30 лет человек анализирует и, при необходимости, корректирует свою жизнь [39].

     Личностное акме как одна из важнейших составляющих вершины зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценностные ориентации, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действенно отстаивать [39].    

     В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и, с точки зрения которой, решаются многие жизненные вопросы».  По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность. Противоречивость в ценностных ориентациях, напротив, влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека. Неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм, безликость человека [8;39].

     Так же, ценностные ориентации  регулируют выработку жизненной  позиции и программ жизнедеятельности,  создание образа будущего, перспективы  развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели [8].

     Ценностные ориентации пожилых людей отражают самые разнообразные потребности, которые присущи и людям среднего возраста, и молодежи. Специфическими для пожилого возраста являются только ориентация на освобождение от дел и на внуков. Источник удовлетворения для пожилых людей заключается не только в собственном благополучии, но и в благополучии, успехах семьи, близких людей [20].

    В.Е. Халина полагает, что необходимо обратить внимание на ценностные ориентации именно пожилых людей. Её интересовали отношения пожилого человека со значимыми другими, а также влияние ценностных ориентаций как составляющей Я концепции пожилого человека на восприятие им значимого другого. Значимый другой – личность, отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей. Существующие определения личностной значимости можно разделить на две основные парадигмы, первая из которых описывает значимость другого через те изменения, которые он произвел в данном индивиде, а вторая ориентирована на соотнесение и определенное совпадение характеристик значимого другого и ценностно потребностной сферы индивида [20].

     В.Е. Халиной представляется чрезвычайно важным сделать акцент на системе ценностей пожилых людей, которая составляет основу их отношений к другим людям, к самим себе, основу мировоззрения и жизненной концепции [20].

     В.Д.Шапиро выделил следующие ценностные ориентации у пожилых людей: работа на производстве, полезность людям, обществу,  общественная работа, сознание выполняемого долга,   общение с людьми, семья, дети,  внуки,  уважение, авторитет, забота окружающих, материальное обеспечение,  хорошее здоровье, активность, интересный досуг,  покой, отдых,  независимость от окружающих [37].

     Специфическими для пожилого возраста являются только ориентация на освобождение от дел и на внуков. Источник удовлетворения для пожилых людей заключается не только в собственном благополучии,  но и в благополучии, успехах семьи, близких людей.  Ценностная сфера человека меняется с общими тенденциями ценностных изменений поколения [36].

      Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам и т. д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в экзистенциально и морально окрашенных ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ценностные ориентации в разные периоды супружеской  жизни

 

    2.1. Исследования ценностных ориентаций в семейной жизни

 

     Ценности человека определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро жизненной активности человека.

     Исследования показывают, что ценности современных супругов сильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачных взаимоотношениях присутствовали понятия морали, идеи, социального равенства, долга, жертвенности, то сегодняшние семьи ставят во главу угла справедливое распределение меры участия в хозяйственно-бытовых и воспитательных хлопотах, исполнение супружеского долга. Несомненно, ценности личности человека, формирующиеся в процессе его жизнедеятельности, оказывают влияние на всю его жизнь, в том числе и на взаимоотношения в собственной семье. Ведь семья – это социальная группа, ведущая деятельность которой – сохранение, развитие и передача из поколения в поколение общечеловеческих ценностей [10].

     Поэтому ценности супругов, как жизненные, так и семейные, приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определенную роль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий, складывании типа семейной системы.

     Ценностная система личности — сложное идеальное образование нашего сознания и самосознания. Социологам и психологам еще предстоит многое изучить в данной области. Отметим, что в социологии принято говорить не о системе ценностей личности, а о системе ценностных ориентации, но мы полагаем, что это одно и то же [10].

     Система ценностей дает возможность личности решить, что для нее значимо и важно в брачной и семейной жизни. Такими ценностями могут быть: дети, их здоровье и благополучие; любовь, ласка, нежность, заботливость со стороны партнера; материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье как свое собственное, так и другого партнера; хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками той и другой стороны; возможность всецело отдаваться любимому творчеству, любимой профессии, профессиональный успех и карьера.

     Система ценностей личности определяет направленность поведения, деятельности. Зная систему ценностей данного индивида, т.е. то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, можно предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнера [11].

     Когда молодые люди вступают в брак, то у них должен пройти какой-то период времени, и немалый, чтобы произошла взаимная притирка взглядов. Мы называем данный процесс взаимной адаптацией в области индивидуальных систем ценностей. Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определенные ценности [11].

     В качестве ценностей может выступать буквально все, что связано с удовлетворением самых разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных.

     Система ценностных ориентаций семьи не является постоянной на протяжении всего ее жизненного цикла. Общесемейные ценности не всегда включают у себя ценностные ориентации каждого из супружества. Диапазон ценностных ориентаций отдельных лиц семьи может быть более широкий от общесемейных. Чем более широкий объем индивидуальных ценностей супружества, тем более в них возможностей для взаимопонимания, т.е. для единства [18].

     Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентаций. Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью. Супруги в процессе семейного взаимодействия стремятся актуализировать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом затруднений: материально-бытовых, эмоционально-психологических, интимно-нравственных, преодоление которых требует от них определенных усилий. Чтобы понять и оценить эти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации с аналогичными понятиями партнера зависит степень удовлетворенности браком.

     Анализируя данные, по которым люди составляют представление друг о друге (статусе, общности интересов и т.п.), можно сформировать следующий список основных сфер интересов-спутников обычного современного человека: профессия, семья, увлечения, уклад семьи, образование, отдых, общение с животными, жилище, гуманизм и стремление его проявлять, вера, здоровье, материальное благополучие. На их основе можно выделить основные ценности, которые могут быть характерны для типичной семьи:

1) Любовь как форма реализации своих духовных потребностей;

2) Забота о близких;

3) Возможность быть объектом заботы, поддержки;

4) Дети;

5) Продолжение рода;

6) Здоровье;

7) Интересное совместное времяпрепровождение;

8) Сексуальная удовлетворенность;

9) Совместное ведение хозяйства как вариант комфорта, обустройство жилища;

10) Отдых физический, психологический;

11) Финансовая поддержка и др. [10].

     Перечисленные ценности и стремление ориентироваться на них отражают образ жизни человека, представляя различные сферы жизнедеятельности: духовную, интеллектуальную, материальную, витальную. Семья в своем развитии проходит определенные стадии, составляющие вместе жизненный цикл. Смена стадий основана на возрастных изменениях (прохождение через возрастные кризисы), а также рождении детей, внуков и сфере деятельности, связанной с их выращиванием и первичной социализацией.

     Иерархия ценностей для каждого человека может быть разная. Когда люди образуют семью, то несовпадение иерархий ценностей каждого из ее членов может стать причиной конфликтов в семье и даже ее распада. В то же время, такое несовпадение может и сплотить ее членов, обогатить, позволить семье стать, например, более духовно наполненной.

Информация о работе Связь тревожности и ценностных ориентаций различного возраста и супружеского стажа