Связь тревожности и ценностных ориентаций различного возраста и супружеского стажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Можно с уверенностью сказать, что для большинства людей система ценно-стей – это тот камень преткновения, о который они чаще всего спотыкаются в жизни, получая различные проблемы. Именно система ценностей определяет: куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке и т. д. Это важнейший элемент мировоззрения для собственного развития и здоровья, построения счастливой семьи и успешной профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение
1. Ценностные ориентации
1.1. Понятие и виды ценностных ориентаций
1.2. Особенности ценностных ориентаций в разные возрастные периоды
2. Ценностные ориентации в разные периоды супружеской жизни
2.1. Исследования ценностных ориентаций в семейной жизни
2.2. Исследования ценностных ориентаций молодых и пожилых супружеских пар

3. Тревожность как предмет изучения в психологии
3.1. Понятие, виды и причины тревожности
3.2. Развитие тревожности в разные возрастные периоды
4. Эмпирический раздел
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларус2 - копия - копия.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

     Взаимосвязь ценностей, их содержание и иерархия определяют динамику взаимоотношений членов семьи и семьи как группы в целом [10].

     Многие исследователи относят супружеские отношения к одному из видов взаимодействия. Причиной этого взаимодействия является соответствие, согласованность ценностно-смысловых координат жизненных миров [11;18]. И.Ф. Дементьева отмечает, что объединение людей в браке связано с естественной перестройкой их ценностей и становлением системы общих семейных ценностей.

     Дальнейшее усложнение системной организации совмещенного слоя бытия супругов происходит в процессе взаимодействия, который характеризуется двумя основными взаимосвязанными, но противоположно направленными механизмами:

     - персонализацией как процессом трансляции, передачи ценностно-смысловых характеристик того, что составляет пространство собственного жизненного мира;

     - персонификацией как процессом порождения личностных ценностей за счет проникновения к смыслам и ценностям другого человека в собственный образ мира (В.Е. Клочко) [19].

     Таким образом, процессы персонализации и персонификации как механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, идущие между супругами, обеспечивают расширение совместного, совмещенного пространства, создавая возможность для упрочнения общности супругов. В результате персонализация выступает в качестве показателя степени открытости супругов, в силу чего семья оказывается открытой не только в социальный мир, но и в мир культуры, открытый партнером, что обеспечивает семье потенциал саморазвития как самоорганизующейся системе.

     Принимая во внимание, что семья – это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная постоянно трасцендирующими подсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования [12].

     Важен и интересен вопрос о динамике семейных ценностей супругов с увеличением продолжительности брачных отношений. Эта динамика может различаться у мужчин и женщин в связи с тем, что «истории» людей, живущих вместе, это, как правило, разные истории. Ценности обусловливают ориентации факторов на выполнение определенных ролей в семье, а также обусловливают ожидания, связанные с выполнением семейных ролей партнерами партнершами.

     У женщин некоторые исследователи отмечают более выразительную динамику двух семейных ценностей: как правило, снижается ценность внешней привлекательности и возрастает интимно-сексуальная ценность супружеской жизни. У мужчин изменений в выраженности ценностей меньше, чем у женщин [12].

     Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни.

 

2.2. Исследования ценностных ориентаций молодых и пожилых супружеских пар

  

     С момента заключения брака начинается этап, в течение которого перед молодыми супругами (1-5 лет супружеской жизни) встает ряд задач, связанных с адаптацией к семейной жизни и принятием новых ролей. Функционирование семьи в этот период определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие: личностные особенности супругов (индивидуально-типологические свойства нервной системы, когнитивные и характерологические особенности, система установок на брак, мотивы выбора супруга, ценностные ориентации и т. д.

     В современном обществе основными общечеловеческими ценностными ориентациями являются: семья, здоровье, образование, работа [42].

    В отношении семейных ценностных ориентаций молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

     Молодая семья(1-5 лет супружеской жизни) всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Поэтому, изучая различные аспекты семейной жизни, мы не можем пройти мимо системы ценностных ориентаций молодых супружеских пар [42].

     Изучение динамики ценностей и ценностных ориентаций молодых людей в различных сферах представляет интерес, потому что в ней отражаются изменения в структуре ценностей нескольких поколений. Сравнение данных социологических опросов даже за десятилетний период позволяет проследить, как менялось представление молодежи с течением времени [40].

    Психологические исследования, проведенные в Беларуси в 90-е годы ХХ века показали, что для молодых людей,  проживающих в браке наиболее значимыми ценностными ориентациями являются семья, общение, законность. При этом очевидной является меркантилизация ценностных ориентаций. Согласно результатам исследования, полученным сотрудниками Института социологии Национальной академии наук Республики Беларусь, 61% опрошенных молодых людей, проживающий в браке, убеждены в том, что сегодня в жизни все решают деньги и связи. 65% респондентов ориентированы на хороший заработок, 94% опрошенных ценят инициативу и предприимчивость [29].

     Исследование Л.В. Смагиной (1994) показывает, что ценностные ориентации современных супругов сильно изменились по сравнению с прошлым. Если век назад в брачных отношениях присутствовали понятия морали, идеи социального равенства, долга, жертвенности (частота упоминаний в источниках), то сегодняшние семьи, обращающиеся за психологической помощью, поднимают на щит справедливое распределение меры участия в хозяйственно-бытовых и воспитательных хлопотах, исполнение супружеского долга и неудовлетворенность в сфере сексуальности [29].

     Также условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентаций. Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью. Супруги в процессе семейного взаимодействия стремятся актуализировать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом затруднений: материально-бытовых, эмоционально-психологических, интимно-нравственных, преодоление которых требует от них определенных усилий. Чтобы понять и оценить эти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации с аналогичными понятиями партнера зависит степень удовлетворенности браком. Ценностные ориентации супругов могут не только совпадать, иметь близкую иерархическую структуру, но и взаимодополнять друг друга, компенсируя и сглаживая разногласия в целях [19].

    Ценностные ориентации личности - это представления человека о главных целях жизни  и основных способов достижения этих целей [39].

     В.Д. Шапиро выделил следующие ценностные ориентации  у пожилых людей (55-70 лет):

1) работа  на производстве;

2) полезность  людям, обществу;

3) общественная  работа;

4) сознание  выполняемого долга;

5) общение  с людьми;

6) семья,  дети;

7) внуки;

8) уважение, авторитет, забота окружающих;

9) материальное  обеспечение;

10) хорошее  здоровье;

11) активность, интересный досуг;

12) покой,  отдых;

13) независимость  от окружающих [37].

Социально - психологические потребности (в межличностном общении, престиже, независимости, чутком, заботливом отношении окружающих, потребность  в сохранении здоровья) [37].

     Источник  удовлетворения для пожилых людей заключается не только в их собственном благополучии, моральном  и материальном, но и в благополучии, успехах семьи, близких людей. Ценностная сфера человека меняется с общими тенденциями ценностных изменений поколения. Иерархия ценностей пожилых людей заметно изменилась за последние двадцать лет. Изменения ценностных ориентаций пенсионеров являются адаптивными процессами, причем к переходу от занятости к незанятости (снижение ранга связанных с занятостью ценностей) пожилой человек приспосабливается быстрее, чем к потере авторитета, независимости, материальным затруднениям. Скорее всего, полного обесценивания тех или других ценностей не происходит, меняется лишь их соотношение: значение одних усиливается или ослабляется за счет других. Вероятно, с возрастом они несколько смещаются в сторону покоя и отдыха [38].

     Ценностные ориентации  свидетельствуют не только о готовности пожилых людей что-то делать для семьи, поступаться своими интересами для блага детей. Одинокие пожилые люди сталкиваются с рядом социальных, экономических и психологических проблем, которые они далеко не всегда могут разрешить. Радость постоянного общения с детьми нередко заставляет идти на известные компромисс, ограничивая удовлетворение других  потребностей и беря на себя дополнительные обязанности  по дому. А ведь часто, снимая  с детей нагрузку по дому, пожилые люди сталкиваются с непониманием  со стороны младших родственников ,считающих, что  семья должна составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и воспринимающего его как вклад как нечто само собой разумеющееся [36].

Для большинства  из пожилых людей семья по-прежнему является центром их интересов, ценностных ориентаций, важнейшей сферой  деятельности. Отношение семьи  к пожилому человеку во многом служит показателем ее сплоченности и стабильности. Благоприятная семейная среда может обеспечить активный, разносторонний и полноценный образ жизни пожилого человека, способствовать его долголетию [37].

     Итак, по мнению отечественных ученых В.В.Болтенко и В.Д.Шапиро, у пожилых людей, особенно на начальном этапе после выхода на пенсию, сохраняются ценностные ориентации присущие более молодым людям [37].

     В целом семья остается уникальным ,ничем не заменимым источником поддержки и помощи пожилым  и старым людям. Она разделяет  с обществом ответственность за их социальное функционирование, материальное благополучие, физическое и моральное здоровье [38].

     У молодых и пожилых людей ведущими  ценностными ориентациями выступают: здоровье, работа  и семья. Однако, иерархия данных ценностных ориентаций в разных возрастах  различна. Так, для молодых людей основным является работа, далее идут семья и здоровье. Пожилые люди на первое место ставят семью, а здоровье  и работа занимаю второе и третье место соответственно. Также следует отметить и различие  в удовлетворении данных ценностных ориентаций. Стремление молодых людей к работе выражается через желание  получить хорошее образование и сделать успешную карьеру. Пожилые же люди видят работу как общественно-полезный труд. Здоровье, например, для пожилых людей как ценностная ориентация – это стремление к отдыху, умиротворению, размеренной жизни. Здоровье молодых, как ценностная ориентация, это активный образ жизни, возможность весело проводить время с друзьями и не уставать.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

 

3.1.Понятие, виды и причины  тревожности

 

    Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности в психологии, как в научном, так и в клиническом плане впервые была поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда [33;34 ].

    З. Фрейд считал, что понимание тревожности имеет большое значение в психической жизни человека, поэтому он неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию, особенно внимательно относясь к причинам и функциям тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, содержание тревожности - переживание неопределенности и чувство беспомощности. Он выделял три основных вида тревожности:

  1. Объективную (реальный страх) - на опасность во внешнем мире;
  2. Невротическую - как на опасность неопределяемую и неизвестную;
  3. Моральную тревожность - «тревожность совести» [3].

     З. Фрейд  выдвинул две точки  зрения на тревожность. Первая  из них заключалась в том, что тревожность возникает в результате вытеснения влечений. Эта точка зрения относилась исключительно к сексуальному влечению и носила характер чисто физиологической интерпретации, так как основывалась на вере в то, что если разрядка сексуальной энергии встречает препятствие, то эта энергия будет порождать в теле физическое напряжение, которое трансформируется в тревожность. Согласно его второй точке зрения, тревожность - или то, что мы называем невротической тревожностью - возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение или следование которым создаст внешнюю опасность. Эта вторая интерпретация, которая является психологической, относится не к одному только сексуальному влечению, но также к агрессивным побуждениям. В этой интерпретации тревожности З. Фрейда занимает вовсе не вытеснение влечений или отсутствие их вытеснения, а лишь страх перед теми влечениями, следование которым сопряжено с внешней опасностью [3].

    Концепция К. Хорни основывается  на представлении, что эти две  точки зрения  Фрейда должны  быть интегрированы для понимания  картины в целом. К. Хорни - одна из создателей неофрейдизма, и ее социокультурную концепцию личности отличает отказ от упрощенного биологизма, присущего теории З. Фрейда. Основу сущности человека она видит в его врожденном чувстве тревоги. Младенец начинает испытывать тревогу с самых первых минут своего рождения, своего существования вне чрева матери. Это чувство тревоги фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности - "базальной тревогой". Внутреннее беспокойство порождает желание избавиться от него, что и является основной глубинной мотивацией поведения. Именно базальная тревога заставляет человека стремиться к безопасности, строить свое поведение таким образом, чтобы не провоцировать ее усиления [35].

Информация о работе Связь тревожности и ценностных ориентаций различного возраста и супружеского стажа