Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:53, реферат
Французский философ Ж. Бодрийяр назвал современное общество обществом потребления, члены которого заняты погоней за все новыми объектами потребления, и у этого процесса нет предела - получив желаемое, мы тут же оказываемся разочарованными. Ведь мы стремились не к самой вещи, а к удовлетворению и счастью, которые она, согласно рекламе, должна дать. Однако этого не происходит, а значит, потребление неостановимо, так как основывается на дефиците впечатлений в реальности. Телевидение удачно восполняет этот дефицит, подкидывая нам одну иллюзию за другой.
Введение…………………………………………………………………...3
Телезависимость …………………………………………………………..4
Влияние телевидения на поведение ……………………………………...9
Влияние телевидения на мышление ………………………………..........11
Ребенок и телевизор…………………………………………………….....12
Подросток и телевизор…………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………22
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Телезависимость …………………………………………………………..4
Влияние телевидения на поведение ……………………………………...9
Влияние телевидения на мышление ………………………………..........11
Ребенок и телевизор…………………………………………………
Подросток и телевизор…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Телевидение сегодня такой же привычный атрибут нашей повседневной жизни, как водопроводный кран, газовая плита или коробок спичек. Но феномен его возникновения - уникальное явление в XX веке. Телевидение быстро и умело использовало все самое лучшее, что наработали ранее старшие предшественники: театр, литература, газетно-журнальный мир, радио и кинематограф. Животные, стремясь удовлетворить свои потребности, зачастую подвергают жизнь смертельной опасности. Но это обусловлено физиологической необходимостью. Чрезмерное стремление человека к чему-либо не всегда физиологически оправдано. Азартные игры могут превратить человека в заядлого игрока, спиртное — стать навязчивой идеей… Но среди разных аспектов человеческой деятельности самое популярное времяпрепровождение — сидение у телевизора. Многие люди определяют свое отношение к ТВ как «любовь — ненависть». Но при этом удобнее устраиваются в своих креслах и на диванах и не выпускают из рук пульт дистанционного управления.
Перси Танненбаум из Калифорнийского
университета в Беркли пишет: «Меня неизменно
смущает тот факт, что даже во время интересной
оживленной беседы, если рядом работает
телевизор, я непременно поглядываю на
экран. Это происходит помимо моей воли».
Десятилетиями ученые исследуют воздействие
телевидения на человека. Особенно внимательно
изучают связь между демонстрацией сцен
жестокости на экране с насилием в реальной
жизни. Пытаются понять, почему потребители
информации предпочитают телевидение
газетам и журналам. Исследователи не
говорят о том, что телевизор вообще смотреть
нельзя. Но предостерегают от возможных
проблем телезависимости, при которой
тяжело отвлечься от экрана. Это не
значит, что смотреть телевизор плохо
или вредно. Телевидение обучает, расширяет
кругозор, развлекает, расслабляет, уводит
от гнетущей действительности, позволяет
наслаждаться прекрасным. Однако человек,
понимающий, что надо бы поменьше времени
проводить у экрана, зачастую ничего не
может с собой поделать. А для того, чтобы
иметь шансы на победу в схватке с телеманией,
надо понять, как воздействует на нас телевидение.
Телезависимость.
Термин «телезависимость» («телемания») не очень точен, но он отражает суть реального феномена. Психологи и психиатры формально определяют патологическую зависимость от чего-либо или кого-либо как расстройство, отклонение от нормы, которому соответствуют характерные признаки неадекватной реакции на раздражитель:
-огромное количество времени, уделяемого объекту зависимости;
-использование его чаще, чем обычно принято;
-стремление (либо многократные и безуспешные попытки) сократить общение с ним;
-отказ ради него от исполнения социальных, семейных и профессиональных обязанностей; -жалобы на замкнутость и уход в себя при отказе от контактов с данным объектом зависимости.
И все эти критерии можно применить к любителям подолгу сидеть у телеэкрана.
Сегодня
во всем индустриальном мире 98% семей имеют
телевизор- тех, у кого есть ванны и телефоны,
гораздо меньше. С учетом МТV и СNN, охвативших
весь земной шар, а также Вауwatch с миллиардом
зрителей в 142 странах, телевидение создает
глобальную поп-культуру. Количество времени,
проводимого у телеэкрана, ужасает. В
среднестатистической семье телевизор
работает до семи часов в день: на каждого
члена семьи в среднем приходится по четыре
часа. А это — ровно половина всего свободного
времени, если не считать сна и домашних
дел. Следовательно, к 75 годам 9 лет человек
уже отдал телевидению. Кто-то объясняет
это огромной любовью к ТВ. Но почему тогда
множество зрителей обеспокоено подобной
страстью? Женщины проводят перед телевизором
больше времени, чем мужчины, черные больше
белых, дошкольники и пенсионеры больше
школьников и работающих, а менее образованные
больше тех, кто имеет высшее образование.
Опросы Института Гэллапа 1992 и 1999 годов
показали: по собственной оценке, слишком
много сидят у телеэкрана двое из пяти
взрослых и семеро из десяти подростков.
И другие исследования подтверждают, что
телеманами считает себя приблизительно
10% взрослого населения.
Зависимость от
телевизора- это едва ли не самая распространённая
зависимость жителей городов. Она проявляется
стремлением уйти в просмотр любых телепередач
от жизненных проблем, проведением времени
перед телевизором в ущерб собственному
развитию, работе, семье, близким, раздражительностью,
апатией при невозможности просмотра
телевизора. Состояние телемана, у которого
сломался телевизор, вполне сравнимо с
ломкой наркомана. Еще один признак психологической
зависимости: когда телевизор является
постоянным фоном, человек перестает выделять
в потоке информации важное для себя и
неважное. Телевидение избавляет его от
ответственности за происходящее и при
этом наполняет его жизнь иллюзорными
событиями. Так возникает новый тип человека
- "человек виртуальный", который
теряет критерии оценки происходящего
и в конечном итоге - свою личность. Можно
сказать, что он является тем, что в данный
момент воспринимает.
У телезависимых возникают проблемы во взаимоотношениях в семье. Если телевизор вдруг сломается - наступает непривычная, пугающая тишина. И выясняется, что все члены семьи разобщены, часто не о чем поговорить, нет желания общаться друг с другом. И самое страшное - зависимые постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Мотивируя выводы о вреде телевизора, ученые сослались еще и на то, что при его просмотре человек может находиться в полусознательном состоянии, не воспринимая ничего нового. А ведь наш мозг должен оставаться в постоянной активности, основа которой - непрерывное обучение!
4-х-часовой телевизионный досуг на 70% повышает риск потерять былую остроту зрения. Долгое сидение перед телевизором приводит к гиподинамии и к ожирению. Проведенные в Германии исследования показали, что телевизор резко повышает вероятность развития невроза. Во-первых, человек, страдающий зависимостью, мало времени проводит на свежем воздухе, а это приводит к быстрой утомляемости, нервозности и ощущению беспредельной усталости. Во-вторых, изобилие сцен насилия, которые демонстрируются по телевидению, отрицательным образом сказываются на эмоциональном фоне человека, что тоже способствует развитию неврозов. Просмотр телевизора приводит к затратам энергии. Именно поэтому при длительном просмотре возникает переутомление. Телевизионная программа - калейдоскоп звуков и образов. Для сравнения, просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.
Существует предрасположенность к зависимости от телевизора. Она вероятна для людей, чья жизнь предельно рационализирована и "распланирована", телевидение является инструментом для поддержания душевного равновесия, принося в нее элемент бессознательного. При существующем стремительном темпе жизни горожанам расслабляться таким образом даже необходимо. Но проблема в том, что доля этого бессознательного становится все больше и больше.
Неудивительно, что реакции организма на ТВ и стали предметом сугубо научного изучения. С помощью электроэнцефалографа был проведен мониторинг волн головного мозга. Исследователи зафиксировали перемены электрической сопротивляемости кожи, изменение частоты сердцебиения во время, до и после просмотра телепередач. Опыты ставили не только в стенах лабораторий, но и в естественной среде обитания, применив метод экспериментального моделирования. Телеман вел привычный образ жизни, а при нем постоянно был бипер (устройство, принимающее звуковые сигналы), на который в течение недели 6–8 раз в сутки, поступали сигналы, после которых телезритель должен был описать свое самочувствие. Тот, кто смотрел телевизор, когда поступал сигнал, чувствовал себя расслабленно и пассивно. Энцефалограмма также демонстрировала ослабление ментальной стимуляции во время просмотра телепередач (чего никогда не наблюдалось при чтении!). Но самое удивительное: когда телевизор выключали, чувство релаксации пропадало, а ощущение пассивности оставалось. Исследуемые зрители подтверждали, что ТВ каким-то образом поглощает их энергию, оставляя их опустошенными (опять-таки, в отличие от обычного чтения). А настроение после просмотра остается прежним или незначительно ухудшается.
Зрители говорят, что, едва загорается телеэкран, они моментально расслабляются. Поэтому люди и связывают ТВ с отдыхом и снятием напряжения. Причем, ощущение релаксации сохраняется на протяжении всего просмотра. Но стоит выключить «ящик» — и тут же происходит «принудительное» возвращение в реальность со всеми ее проблемами. Схожим образом действуют наркотики. Транквилизатор, покидающий организм слишком быстро, вызывает больше зависимости, чем тот, который выводится медленно. Точно так же зритель не выключает идущую программу — подсознательно он понимает, что ощущение релаксации ослабнет, если экран погаснет. Результаты телеопытов с применением метода экспериментального моделирования в естественной среде обитания показывают: чем дольше люди сидят у экрана, тем меньше радости они от этого получают. Телезависимые участники исследования — те, кто смотрит передачи более четырех часов в сутки, — получают от этого меньше удовлетворения, чем те, кто уделяет просмотру телепрограмм менее двух часов. В ряде случаев удовольствие от передач телеманам портят приступы беспокойства и вины из-за непродуктивно потраченного времени. Ученые Японии, Великобритании и Соединенных Штатов обнаружили, что такое чувство вины гораздо чаще одолевает представителей среднего класса, чем более высокие слои населения.
Почему же телевидение так привлекает нас? Частично это происходит из-за нашей биологической ориентировочной реакции. Впервые это понятие было описано физиологом И. П. Павловым в 1927 году. Ориентировочная реакция — это наша инстинктивная визуальная или слуховая реакция на внезапный или же неизвестный ранее раздражитель. Это врожденная восприимчивость к потенциальной угрозе. Типичные проявления такой реакции — поворот глаз в сторону источника раздражения, расширение кровеносных сосудов мозга, замедление сердечной деятельности и сокращение кровеносных сосудов в основных группах мышц. Альфа-волны на несколько секунд блокируются, затем снова возвращаются к нормальному ритму, что определяется общим уровнем ментального раздражения. Мозг фокусируется на восприятии большей информации, а тело находится в состоянии покоя.
В 1986 году Байрон Ривз из Стэнфордского университета, Эстер Торсон из Миссурийского университета и их коллеги начали изучать влияние обычных телевизионных приемов на активацию ориентировочной реакции. Повышают ли зрительский интерес быстрая смена кадров, оригинальный монтаж, внезапные шумы? Наблюдая за деятельностью мозга зрителей, исследователи выяснили, что эти приемы могут подстегивать непроизвольные реакции и повышать зрительский интерес. Уникально не содержание, а форма подачи материала.
Отчасти ориентировочная реакция объясняет следующие замечания зрителей: «если телевизор работает, я не могу оторвать глаз от экрана», «мне не хотелось бы смотреть телепрограммы по столько часов кряду, но я ничего не могу с собой поделать», «телевизор меня просто гипнотизирует». После того как Ривз и Торсон опубликовали результаты своих исследований, ученые пошли еще дальше. Исследовательская группа Энни Лэнг из Индианского университета показала, что после воздействия внезапного раздражителя сердечная деятельность замедляется на 4–6 секунд. Перегруженность рекламных и музыкальных роликов стилистическими приемами оказывает сильное и постоянное действие на ориентировочную реакцию. Номинальная частота подачи этих приемов равна одной единице в секунду. Также они исследовали проблему влияния аудиовизуальных образов на память. Участники одного из экспериментов смотрели программу, а потом заполняли анкету. Особенности съемки (одновременно несколькими камерами с разных точек) и монтажа положительно влияли на информационную память, приковывая внимание к экрану. В определенном смысле схожий эффект производит частая смена кадров. Но если показатель частоты выше 10 единиц в 2 минуты, эффект узнавания резко ослабевает.
Режиссеры образовательных программ для детей обнаружили, что телевизионные приемы помогают при обучении. Однако слишком быстрая смена кадров перегружает мозг. Основная цель музыкальных клипов и рекламных роликов, в которых используется резкая смена не связанных между собой сцен, — удержание внимания зрителя. Люди могут запомнить название продукции или музыкальной группы, а детали рекламы как таковой пропустить мимо ушей. Ориентировочная реакция ослабевает. Зрители по-прежнему прикованы к экрану, но ощущают усталость, не получая взамен никакого психологического удовлетворения.
Применение экспериментального моделирования в исследованиях дает те же результаты. Иногда и название продукции трудноуловимо. Сегодня многие ролики упоминают рекламируемый продукт косвенно, как бы вскользь. Часто за интересным сюжетом трудно уловить суть. Впоследствии невозможно вспомнить, о какой продукции шла речь. И все же рекламодатели уверены — если им удалось завладеть вниманием зрителя, то, придя в магазин, он непременно выберет их товар. Это, говоря образно, подсознание напомнит оглохшему от информационного шума телезрителю, что где-то он уже слышал это название, отчего-то он его знает.
Метод экспериментального моделирования позволяет исследовать практически все сферы деятельности повседневной жизни человека — работу, еду, чтение, общение, занятия спортом и т. д. Известно, что телеманы относятся к жизни не так, как обычные люди. Часто у них возникают затруднения при общении с окружающими, они чувствуют безразличие к своей работе. Телеманы, вне зависимости от возраста, ощущают беспокойство, тревогу, чувствуют себя более несчастными, чем обычные зрители, когда им нечего делать или приходится остаться наедине с собой.