Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:53, реферат
Французский философ Ж. Бодрийяр назвал современное общество обществом потребления, члены которого заняты погоней за все новыми объектами потребления, и у этого процесса нет предела - получив желаемое, мы тут же оказываемся разочарованными. Ведь мы стремились не к самой вещи, а к удовлетворению и счастью, которые она, согласно рекламе, должна дать. Однако этого не происходит, а значит, потребление неостановимо, так как основывается на дефиците впечатлений в реальности. Телевидение удачно восполняет этот дефицит, подкидывая нам одну иллюзию за другой.
Введение…………………………………………………………………...3
Телезависимость …………………………………………………………..4
Влияние телевидения на поведение ……………………………………...9
Влияние телевидения на мышление ………………………………..........11
Ребенок и телевизор…………………………………………………….....12
Подросток и телевизор…………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………22
Ребенок до 6 месяцев. Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.
Ребенок до 2 лет. Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста. До того, как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает - слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.
Ребенок до 3 лет. В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2-3-летний кроха все понимает, только потому что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему. Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей - озвучить то, что он интуитивно чувствует. "Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет". Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.
Ребенок 3-6 лет. Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он - это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно "понарошку" пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни. Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей. Научив ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, вы поможете ему не путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.
Самыми травмирующими
для детской психики оказываются не любовные
или агрессивные сюжеты (за исключением,
конечно, тяжелой порнографии или брутальных
сцен с расчленениями), а "ужастики",
фантастические фильмы об устрашающем
будущем или сюжеты, связанные с потерями,
расставаниями, одиночеством. Чтобы
ребенок случайно не увидел жестоких сцен,
вы в первую очередь должны позаботиться
о том, чтобы телевизор не работал все
время в фоновом режиме. Когда малыш неуверенно
спрашивает: "Он ведь не по-настоящему
умер?", уверьте его, что он прав, что
перед ним всего лишь картинки, которые
не могут быть до конца правдивыми. Это
сложнее объяснить, если речь идет о фрагменте
документального фильма или новостей.
В этом случае не стоит отрицать, что увиденное
не имеет ничего общего с реальностью.
Объясните, что увиденное - не что иное,
как взгляд режиссера на происшедшее,
а он видит только часть реальности. Более
старшие могут понять, что все изображения
снимаются с определенной целью: напугать,
заставить смеяться, сообщить что-то новое.
К компьютерным и видеоиграм можно применить те же принципы, хотя исследований в этой области проводилось значительно меньше. Игры развлекают и отвлекают от неприятной действительности. Игроки быстро усваивают, что, проводя время у компьютера, они начинают лучше себя чувствовать (таким образом, они и попадают в зависимость). Существенным отличием компьютерного изображения от телевизионного видеоряда в данном случае является интерактивность. Многие видео- и компьютерные игры рассчитаны на постепенное повышение сложности — соответственно, растет и уровень игрока. Теннисисту или шахматисту иногда приходится месяцами подыскивать равного себе партнера, тогда как программные игры могут мгновенно предоставить достойного виртуального противника для оттачивания мастерства. Они доставляют психическое удовольствие — то, что мы называем «приливом». Этот «прилив» сопутствует совершенствованию мастерства в любой сфере деятельности. С другой стороны, длительная активация ориентировочной реакции может сильно истощить нервную систему. Дети начинают жаловаться на усталость, головокружение и тошноту, если играли слишком долго.
В 1997 году был зарегистрирован самый экстремальный случай — в Японии были госпитализированы семьсот ребятишек. Почти всем им поставили диагноз «оптически стимулированный эпилептический удар». Стимулирован он был показом по японскому ТВ видеоигры о «покемонах». Подобные удары настолько серьезны для здоровья, что сегодня компании-производители видео- и компьютерной продукции обязаны в своих инструкциях предостерегать потребителей о возможной опасности. Опрошенные нами родители отмечают, что быстрое мелькание на экране вызывает у детей затруднения при движении, даже если они поиграли не более пятнадцати минут. Однако многие ребята, не имеющие достаточного опыта и не обладающие самоконтролем (а часто и просто оставленные без присмотра), продолжают играть, даже несмотря на эти симптомы. Лэнг и Шиам Сундар из университета штата Пенсильвания изучают проблему влияния интернета на человека. Участники их эксперимента отмечают, что когда перед ними появляются разные версии одного веб-сайта с различным количеством ссылок, у них усиливается чувство контроля и выбора. Но на определенном этапе информации становится так много, что от этого можно устать. Как и в случае с видеоиграми, способность интернет-сайтов удерживать внимание пользователя зависит от интерактивности, а не от стилистических приемов подачи материала. Теперь многие придают виртуальному общению исключительно важное значение, считая его более интенсивным и насыщенным, чем традиционное личное. Проблема контроля времени, проведенного за компьютером или у телевизора, становится все более и более актуальной. Телевизоры и компьютеры теперь доступны каждому. Только интернет и ТВ не должны отрывать у человека значительную часть его свободного времени. В малых дозах телевидение помогает расслабиться и отвлечься от неприятностей. Но если увлечение им мешает человеку познавать новое и вести активный образ жизни — значит, наступает телезависимость. И будет очень непросто вырываться из ее мягких лап.
Подросток и телевизор.
Представление о жизни подросток получает в семье, школе и от таких же неопытных как он, сверстников. Телевидение — еще один источник знаний о жизни, окно в большой мир. Юноши и девушки в большинстве своем не могут критично осмыслить телевизионную информацию в силу недостатка жизненного опыта. Между тем, по мнению французского социолога Г. Тарда и американского психолога Дж. М. Болдуина подражание ребенка окружающим помогает ему перенять традиции и нормы общества, обеспечивает «пропитывание» окружающей средой на всех этапах развития личности. Подражание- это путь формирования личности. Именно поэтому очень важно, какие передачи смотрят подростки.
Популярными программами молодежного телевидения стали ток-шоу, участники которых обсуждают свои насущные проблемы и жизненные ситуации. Такие передачи нужны. Растущему человеку очень интересен опыт других, на его основе он формирует свои стерео типы поведения, моральные ценности, а через 15- 20 лет эти ценности лягут в основу мировоззрения следующего поколения.
Просмотр ток-шоу (телевизионных тематических дебатов с участием ведущих, известных политиков, специалистов и зрителей) занимает большую часть времени, проводимого подростком у телеэкрана. В среднем молодежь смотрит ток- шоу чаще, чем взрослое население, поскольку у подростков есть острая потребность в приобретении жизненного опыта. Большинство девочек принимают ток- шоу всерьез, с возрастом количество доверчивых зрительниц снижается, но все равно остается еще немало желающих поучиться на ошибках виртуальных героев. Значительная часть девушек заменяет просмотр ток- шоу мелодрамами.
По данным социологических опросов, рейтинг ток- шоу среди подростков выше, чем у взрослого населения, причем он уменьшается в процессе взросления. Больше всего времени на просмотр ток- шоу тратят учащиеся 9-х классов. Юноши и девушки отдают предпочтения разным передачам, но предпочтения эти с возрастом меняются. Но все равно потребность в передачах такого типа в подростковой среде очень велика. Просто молодежи нужны новые ток- шоу более высокого качественного уровня и в то же время интересные подросткам. Также несомненной популярностью в среде подростков пользуются реалити- шоу. В чем секрет этой популярности?
Свои ребята. Считается, что "в телевизор" попадают какие-то исключительные люди - более красивые, умные, крутые, удачливые, талантливые, богатые. Теоретическая же возможность попасть в "Фабрику" была у всех, кто соответствовал требованиям организаторов. Да и само зрелище опровергало звездность героев. Скорее это были люди из толпы, такие же, как пацан с соседней улицы или знакомая девчонка. Мысль, что "я такой же, как и вы, а значит, и для меня - тупого, с плохими отметками и не умеющего связать двух слов - не все в этой жизни потеряно", способна утешить и поднять уровень самооценки.
Радости вуайериста. Вуайеризм, или страсть к подглядыванию, является широко известным и достаточно распространенным феноменом. Видимо, он же лежит в основе популярности телесериалов и мыльных опер, которые дают человеку иллюзию наполненной событиями и персонажами жизни. Во многом это стремление к наблюдению за другими связано с недостатком впечатлений и событий в жизни собственной. Вряд ли активный человек, который увлечен работой, занимается спортом, общается с друзьями, станет часами пристально следить за мающимися от безделья и вяло перебранивающимися героями реал-шоу.
Сюжет рождается на глазах. Говорят, что прямой эфир - это наркотик, так как все, что случится, сразу же видят миллионы зрителей. Вместо жесткого сценария, где все запланировано, мы видим рождение сюжета прямо на наших глазах, причем очарование зрелищу придает элемент неожиданности: события происходят спонтанно, все складывается так, как складывается, и чем дело закончится, никто не знает.
Большое влияние на психику человека, особенно ребенка, имеет телевизионная реклама. Реклама является сегодня не только средством информирования о новой марке потребительских свойствах товара и т.п. но и неотъемлемым элементом массовой культуры. С момента своего возникновения она постоянно отрабатывала способы воздействия на поведение индивида и групп людей и за весьма длинную историю качественно эволюционировала, пройдя путь от информирования к увещеванию и далее — к выработке условного рефлекса, к подсознательному внушению, и, наконец, — к проецированию символического изображения. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. При этом она выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает потребителям систему определенных стандартов, точку отсчета жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений. В.Г. Зазыкин выделяет четыре компонента психологического воздействия рекламы:
1) когнитивный(получение новой информации за счет процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);
2) аффективный (формирование
3) регулятивный (побуждение к конкретным действиям);
4) коммуникативный (интеграция
в процессы информационного
Из множества рекламных средств телевизионная реклама — самая разносторонняя. Ее уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и зрительного воздействия и, во-вторых, огромной аудиторией.
Существует несколько вариантов телерекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование передач и пр. По мнению специалистов, наиболее мощным психологическим воздействием обладают рекламные ролики. С. Г. Кара-Мурза отмечает убаюкивающий эффект телевизионной рекламы, обеспечивающей пассивность восприятия. С его точки зрения, сочетание текста, образов музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.