Телевизионная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:53, реферат

Описание работы

Французский философ Ж. Бодрийяр назвал современное общество обществом потребления, члены которого заняты погоней за все новыми объектами потребления, и у этого процесса нет предела - получив желаемое, мы тут же оказываемся разочарованными. Ведь мы стремились не к самой вещи, а к удовлетворению и счастью, которые она, согласно рекламе, должна дать. Однако этого не происходит, а значит, потребление неостановимо, так как основывается на дефиците впечатлений в реальности. Телевидение удачно восполняет этот дефицит, подкидывая нам одну иллюзию за другой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Телезависимость …………………………………………………………..4
Влияние телевидения на поведение ……………………………………...9
Влияние телевидения на мышление ………………………………..........11
Ребенок и телевизор…………………………………………………….....12
Подросток и телевизор…………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

телевизионная зависимость.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

            Впоследствии Роберт Д. Макилрет из университета в Манитобе занимался углубленным изучением зависимых от телевизора людей. Он обнаружил, что они чаще других впадают в тоску, бывают рассеянны, раздражены, им труднее концентрировать внимание. Пристрастие к ТВ они объясняют желанием отвлечься от неприятных мыслей и чем-то заполнить свободное время. Другие исследования показали, что телеманы реже участвуют в общественных мероприятиях или в спортивных соревнованиях, зато чаще страдают ожирением, чем те, кто смотрит телевизор умеренно.

             Возникает вопрос — какова взаимосвязь между двумя явлениями? Обращаются ли люди к ТВ от тоски и одиночества или же длительный просмотр телепередач приводит их к этому? Джером Л. и Дороти Сингер из Йельского университета предположили, что чрезмерное увлечение телепередачами мешает человеку концентрироваться, а также снижает самоконтроль и повышает нетерпимость к обычным жизненным проволочкам. Более 25 лет назад в университете Британской Колумбии психолог Теннис М. Макбет Уильямс проводил исследования среди членов горной общины, в которой сначала не было телевидения, а потом появилось кабельное. Со временем у взрослых и детей стал понижаться творческий подход к решению житейских проблем, ослабевало стремление достичь намеченную цель.

           Некоторые ученые видят четкую параллель между ТВ и наркотиками: заядлые телеманы, оторванные от любимого экрана, также испытывают нечто вроде симптомов абстиненции. Около сорока лет назад Гари Ф. Стейнер  из Чикагского университета удалось собрать интересные воспоминания людей, у которых сломался телевизор: «Вся семья ходила потерянная, как обезглавленные курицы». — «Это было ужасно. Мы ничего не делали — ни я, ни мой муж. Только разговаривали». — «Я все время плакала. Дети меня раздражали, мои нервы были на пределе. Я пыталась заинтересовать их играми, но не смогла».

             Проводились эксперименты с семьями, которым предлагали на время (неделю, месяц) отказаться от телевизора. Многие согласившиеся в итоге не выдерживали положенный срок и выходили из эксперимента. В конце исследования Чарльз Виник (Charles Winick) из Нью-Йоркского городского университета пришел к такому заключению: «Самыми трудными для большинства испытуемых были первые три-четыре дня, даже для тех семей, где телевизор смотрели минимально и где люди занимались и другими делами. Более чем в половине случаев в эти дни привычный семейный уклад нарушался, у домочадцев возникали трудности со свободным временем, наблюдались проявления беспокойства и агрессивности… Несемейные люди ощущали раздражение. Как правило, к началу второй недели у большинства проявлялась тенденция к адаптации».          

         Систематической статистики подобных случаев нет. Даже несмотря на то, что у многих   зрителей ТВ действительно наблюдается зависимость от длительного просмотра передач, не все ученые готовы идти так далеко, чтобы называть эту привычку пагубной. В 1998 году Роберт Д. Макилрет сказал, что «вытеснение других видов деятельности просмотром телепередач может считаться социально значимым явлением, однако не является серьезным клиническим отклонением». Он добавил, что нельзя говорить о телезависимости, если семена телемании находят плодородную почву, то есть, если человек ранее страдал от депрессий и социальных фобий. Однако существует ли формально диагноз телезависимость или нет, миллионы людей во всем мире не перестают чувствовать, что не могут без труда контролировать количество времени, проведенное ими у  телеэкрана. 

 

Влияние телевидения  на поведение.

        Какие типы социального поведения моделируются при постоянном просмотре телепрограмм? Начиная с 1967 года Джордж Гербнер и его помощники  из Пенсильваннского университета просматривали сетку вещания США в прайм- тайм и субботние утренние развлекательные программы. И  они обнаружили, что две из каждых трех программ содержали сюжеты насилия. Это ведет к тому, что к  моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия.

        Размышляя по поводу своих подсчетов, проводимых им уже 22 года, Гербнер сетует: «В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток зримого насилия... просачивающийся в каждый дом через мерцающие экраны телевизоров в виде сцен безупречно отрежиссированной жестокости». Примеров воспроизведения преступлений, показанных по телевидению, множество. В опросе 208 заключенных каждые 9 из 10 допускали: телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальным трюкам. А каждые 4 из 10 сказали, что пытались совершить некоторые преступления, увиденные когда-то на экране телевизора.

         Для изучения влияния телевидения на преступность исследователи используют корреляционные и экспериментальные методы. Один из методов, обычно применяемый в исследованиях по психологии школьников, предназначен для выяснения, предопределена ли агрессивность школьников содержанием просмотренных телепрограмм. До некоторой степени это именно так. Чем больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок. Но возможно, что причинно- следственные отношения могут действовать и в противоположном направлении, и агрессивные дети предпочитают смотреть агрессивные программы. Или это какой-то третий фактор, например, низкий интеллект, предрасполагает некоторых детей и к предпочтению агрессивных программ, и к совершению агрессивных поступков.

         Ученые осуществляют проверку этих альтернативных объяснений. Они исследуют влияние «скрытого третьего фактора» путем статистического исключения некоторых из «подозреваемых» факторов. Например, английский ученый Уильям Бельсон изучал 1565 лондонских мальчиков. В отличие от тех из них, кто смотрел незначительное количество передач, содержащих сцены жестокости, смотревшие их в большом количестве совершали почти вполовину больше правонарушений  в течение последних шести месяцев.

         Бельсон также изучал вероятные третьи факторы, такие как численность семьи. Сравнение телеманов и «балующихся» с учетом упомянутых потенциальных третьих факторов показывало, что различия между ними сохраняются. Это дало Бельсону основания предполагать, что у телеманов отклонения в поведении действительно происходят благодаря телевидению. Аналогичным образом Л. Ирон и Р. Хьюсманн обнаружили, что интенсивность просмотра фильмов со сценами насилия у 875 восьмилетних детей коррелировала с агрессивностью даже после исключения третьих факторов. Более того, когда они повторно обследовали этих же детей в 19- летнем возрасте, оказалось, что просмотр боевиков в 8 лет в умеренной степени предопределяет агрессивность в 19 лет, но агрессивность в 8 лет не предопределяет увлечение телебоевиками в 19 лет. Это означает, что не агрессивные наклонности делают людей любителями «крутых» фильмов, а напротив, что «крутые» фильмы способны спровоцировать человека на совершение насилия. 

          Таким образом, эти и другие исследования подтвердили, что наблюдение насилия усиливает агрессию. В новаторских экспериментах А. Бандуры и Р. Уолтерса наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось просмотром этих же действий взрослого, заснятых на кинопленку, и это давало тот же эффект. Вывод, сделанный Главным медицинским управлением и перечисленными исследователями, состоит не в том, что телевидение и порнография являются определяющими причинами социального насилия в большей степени, чем синтетические заменители сахара являются определяющей причиной раковых заболеваний. Скорее речь идет о том, что телевидение является одной из причин, даже если это только один ингредиент сложного рецепта по изготовлению насилия, как и синтетические заменители сахара, потенциально поддается контролю. Получив совладение корреляционных и экспериментальных доказательств, исследователи задумались над тем, почему наблюдение насилия дает такой результат. Рассмотрим три возможности. Одна состоит в том, что социальное насилие вызывается не наблюдением насилия как  таковым, а возбуждением как следствием наблюдения  насилия. Возбуждение обычно нарастает лавинообразно и последовательно заряжает  энергией различные виды поведения. Другое направление показывает, что наблюдение насилия растормаживает. В эксперименте Бандуры  взрослый, ударив куклу кулаком, как бы продемонстрировал ребенку допустимость подобных вспышек, что привело к ослаблению торможения у ребенка. Наблюдение насилия программирует зрителя на агрессивное поведение, активируя  мысли, связанные с насилием. Масскультурные отображения насилия также вызывают подражание. Дети в экспериментах Бандуры повторяли специфическое поведение, будучи его живыми свидетелями. Коммерческая телеиндустрия требует немедленной дискуссии по вопросу о том, что телевидение толкает зрителей на повторение увиденного: оно рекламирует модель  для употребления. Телевизионные критики соглашаются: они озабочены тем, что в телевизионных программах  насилия в четыре раза больше, чем проявлений нежности, и что во всех других отношениях телевидение моделирует  нереальный мир. Телевидение может отражать лишь мифологию, но не реальное состояние конкретной культуры.

 

 

Влияние телевидения  на мышление.

         Исследователи  когнитивных влияний наблюдения сцен насилия занимаются следующими  вопросами:  Снижает ли  чувствительность к жестокости продолжительное наблюдение подобных сцен? Искажает ли это  восприятие реального мира?

          Если взять какой-нибудь эмоционально возбуждающий стимул, например неприличное слово, и долго повторять его, то эмоциональная реакция на него постепенно будет «притухать». Есть все основания полагать, что наблюдение тысяч актов жестокости приводит к тому же самому эмоциональному окоченению. Наиболее частой реакцией будет: «Это меня совершенно не волнует». Именно такую реакцию наблюдали Виктор Клайн и его коллеги, когда измеряли уровень физиологического возбуждения у 121 мальчика из штата Юты во время просмотра жестокого боксерского поединка. По сравнению с мальчиками, проводящими мало времени у экрана  телевизора, те, для кого это вошло в привычку, реагировали скорее безразличием, чем беспокойством. Конечно, эти мальчики отличались не только тем, что проводили перед экраном разное количество времени. Но аналогичная потеря чувствительности, что-то вроде психического окоченения, наступала при эксперименте  по влиянию на зрителей просмотра сцен сексуального насилия у тех молодых людей, которые смотрели более хлесткие фильмы.              На самом ли деле воображаемый телевизионный мир формирует наши представления о реальном мире? Джордж Гербнер и его коллеги из Пенсильваннского университета  полагают, что в этом отношении телевидение оказывает весьма мощное влияние. Проведенные ими опросы, как среди подростков, так и среди взрослых, показали: телеманы чаще, чем «балующиеся» преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и опасались, что на них будет совершено нападение. Аналогичным образом национальный  опрос американских детей в возрасте от 7 до 11 лет показал: телеманы чаще признавались в наличии у них страхов относительно того, что «кто-нибудь может проникнуть в дом» или что «кто-то  может напасть, когда ты выходишь на улицу». Взрослые менее склонны смешивать телепреступления  с тем, что происходит под окнами их дома. Те американцы, кто смотрит криминальные драмы, считают Нью- Йорк местом опасным для жизни.

 

 

                                              Ребенок и телевизор.

      У детей правильно  назвать телеманию  болезнью одиночества. Ребенок, который чувствует, что всем вокруг постоянно не до него, привязывается к телевизору просто потому, что он "общительнее" других игрушек. Если человек ежедневно или почти каждый день проводит перед телевизором не менее 2 - 3 часов можно говорить о зависимости. У детей это время меньше минимум на 50%.

       Длительное сидение перед экраном телевизора приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют. Развиваются психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана. Телевидение моделирует поведение ребенка, заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы. Показывая насилие даже в "мультиках", оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. Просмотр телевизионных передач, ток-шоу, не требует особой концентрации внимания, а посему, дети становятся ленивыми и пассивными во всех допустимых смыслах этого слова. Ученные склонны считать, что феномен "детской невнимательности" в определенной степени связан именно со злоупотреблением просмотра телевизора.  Все дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребенка. 

        Никогда не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы никак не можете этого сделать, предложите ему игру, в которую он может играть один, отправьте его в гости к соседскому ребёнку! Рано или поздно малыш сам обнаружит, что с помощью телевизора можно в какой-то мере компенсировать одиночество и скуку, но это будет сделано не с вашей подачи. Для того, чтобы объяснить ребенку место телевидения в жизни людей, можно подчеркнуть "суррогатность" общения с ним. Если ребенок поссорился с другом и не хочет мириться, но при этом просит вас поиграть с ним, можете предложить ему посмотреть телевизор со словами: "Я сейчас не могу играть с тобой. Ты мог бы пригласить Петю, но он тебе не нравится, вот и смотри теперь мультики".

      Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

       Еще одна опасность телевидения - в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах - думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации "общения" с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять. Такая форма взаимодействия привлекательна и для детей, и для взрослых. Взрослыми руководит желание снять с себя на какое-то время ответственность за происходящее и окунуться в круговорот событий, а для детей это состояние является вполне привычным, поскольку они пока еще ни за что не отвечают, не влияют на ситуацию, которую выстраивают другие.

Информация о работе Телевизионная зависимость