Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности,
2. Обозначить механизмы влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
3. Подобрать методики по теме исследования.
4. Провести эмпирическое исследование соотношение темперамента на индивидуальный стиль деятельности в профессиональной сфере.
5. Провести анализ и интерпретация результатов исследования эмпирического исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические аспекты проблемы соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности в профессиональной сфере.…..
1.1. Понятие и виды темперамента в психологической литературе.……
1.2. Понятие индивидуального стиля деятельности в психологической литературе…………………………………………………………………..
1.3. Проявление темпераментных особенностей в профессиональной деятельности…………………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………….
Глава II. Эмпирическое изучение соотношения темперамента
и индивидуального стиля деятельности..…………………………………
2.1. Организация и методы исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности……………………………………..
2.2. Результаты исследования темперамента и индивидуального
стиля деятельности и их обсуждение..……………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом в сборе.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

На основании проведенных экспериментов Е.А. Климов пришел к заключению, что производительность профессиональной работы ткачих не зависит от особенностей поведения, считающихся проявлениями подвижности нервных процессов. В тоже время подвижность нервных процессов связана со стилем работы и свойствами темперамента.

Стиль деятельности выступил на первый план и при сравнении результатов работы водителей автобусов – представителей сильной и слабой нервной системы. Не имели аварий и серьезных нарушений не «сильные», как следовало бы надеяться, а «слабые» водители. Последние больше внимания уделяли планированию и организации своей работы: своевременно «проигрывали» маршрут, особенно на сложных участках дороги, чаще проводили технический осмотр автомобилей [17].

Основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.

Индивидуальные особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности (Е. А. Климов), который представляет собой:

      Устойчивую систему приемов и способов деятельности;

      Эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами;

      Эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям;

      Это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека [27].

В общем, индивидуальный стиль деятельности склоняется к так называемому среднему типу. Его существование было установлено во время повторных измерений свойств нервной системы (лабильности, подвижности, динамичности) в одних и тех же исследованиях. Выявилось, что среди групп с высокими, низкими и средними результатами в первом исследовании в дальнейшем наиболее стабильной выявилась средняя группа, тогда как показатели полярных групп изменялись по отношению с исходным уровнем в сторону показателей «средних». Одновременно именно от исходного уровня зависела динамика (направление, величина и скорость) разных психических явлений (от простых реакций до структуры общения). Поэтому стиль деятельности пришлось изменять именно представителям полярных групп.

Во всех упомянутых случаях индивидуальный стиль деятельности имеет как бы компенсаторное значение: уравновешивает качества индивида с требованиями его профессии. В действительности, когда такие требования становятся достаточно высокими (предусматривают быстроту реагирования или большую временную длительность), индивидуальный стиль может не выработаться.

Таким образом, существует круг профессий, которыми невозможно успешно овладеть только за счет индивидуального стиля деятельности. Очевидно, что такие свойства темперамента, как высокая тревожность, ригидность, эмоциональность, низкий темп реакций, не способствуют успешности в экстремальной деятельности, которой, например, является деятельность диспетчера в аэропорту, железной дороге или на предприятиях больших энергосистем; летчика-испытателя; космонавта; горного спасателя. Это относится к спортсменам международного класса, которые во время соревнований испытывают чрезвычайное напряжение физических и психических сил. Здесь необходима профессиональная пригодность – совокупность определенных свойств темперамента индивида, обуславливающие успешность сложной профессиональной деятельности.

М.Р. Щукин проводил эксперименты с целью проследить, существует ли зависимость между ходом ориентировочной деятельности, исполнительной деятельности и подвижностью нервных процессов при усвоении начальных умений и навыков в работе.

Выполнение поставленного задания, которое требовало развитой ориентировочной деятельности и умелых исполнительных действий, протекало по-разному в зависимости от определенных свойств темперамента. Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов выполняли задание быстрее, чем инертные. По мере повторения действий различия уменьшались, становясь несущественными. Процесс усвоения у инертных более растянут во времени. Сравнивая способ выполнения действий у подвижных и инертных получены такие результаты: у подвижных несомненно ценным качеством является быстрое усвоение материала и выполнение различных заданий, однако очень часты пропуски элементов задания из-за тенденции быстрее выполнить его; у инертных – медленное усвоение, а также выполнение задания является нежелательным, но пунктуальность выполнения усвоенного задания является ценным свойством.

Я. Стреляу отмечает, что человеческие действия разделяются на главные, т.е. непосредственно ведущие к достижению определенной цели (получению результата), и вспомогательные, т.е. влияющие на протекание главных действий [25].

Функция вспомогательных действий заключается в организации условий для выполнения главных действий: их обеспечении, упрощении, подготовке, сокращении, контроле и т.п. По числу и типу вспомогательных действий существуют значительные различия между людьми, даже при условии, что они обладают одинаково высокой мотивацией и все в равной степени стремятся к хорошим результатам. Как у взрослых, так и у учеников, стиль деятельности проявляется только в тех ситуациях, где существует свобода выбора способов выполнения действий или условий, средств, ведущих к достижению цели. Экспериментально подтверждено, что если человеку навязывать организацию деятельности, противоречащую возможностям, обусловленным свойствами темперамента, и не допускающую никаких изменений, то это, как правило, ведет к снижению производительности его труда, а часто даже к деструктивному поведению. Таким образом, навязывание определенной модели деятельности может отрицательно сказаться на результатах этой деятельности. Это происходит в тех случаях, когда навязываемая модель не соответствует индивидуальному стилю деятельности.

На внешние проявления темперамента человека, несомненно, накладывает определенный отпечаток культура, обучение и воспитание. В результате этого в наблюдаемых извне динамических особенностях социального поведения человека мы имеем дело не с так называемым чистым темпераментом, а с чем-то иным, обозначаемым как индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – это такие индивидуальные системы приемов и способы действия, которые характерны для данного человека и целесообразны для достижения успешного результата.

Но вместе с тем, индивидуальный стиль деятельности можно определять по - разному: и относительно самостоятельно, и в его сравнении с темпераментом человека. Самостоятельное определение индивидуального стиля деятельности выглядит следующим образом. Это – характерный для человека способ поведения в типичных жизненных ситуациях, которые, в свою очередь, могут быть двух видов: ситуация деятельности и ситуация общения. Определение индивидуального стиля деятельности в его сравнении с темпераментом выглядит несколько по-другому. В этом случае индивидуальный стиль деятельности понимается как результат приспособления индивидуального типа темперамента человека к особенностям его деятельности и общения с людьми или к условиям, в которых они протекают. Эти оба определения являются правильными, только в них акцентируется внимание на разных аспектах одного и того же явления.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента, сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в том случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.

Итак, ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы [8]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

1.  Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2.  Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов.

Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач игрового характера.             

Темперамент человека не определяет социально-нравственной ценности его как личности. Люди совершенно различного темперамента могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью и наоборот.

Темперамент не определяет так же черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь. От темперамента зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления. Например, общительность у сангвиника проявляется в легком и быстром завязывании знакомства, у флегматика – в длительности  и устойчивости его привязанности к своим друзьям и знакомым, в стремлении к привычному для него кругу людей и т.д. темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют. Поэтому в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать не желательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Темперамент не определяет уровня общих или специальных (например, профессиональных) способностей. Те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней и в других при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат, какому либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений темперамента. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определенного индивидуального стиля не изменяет самого темперамента, так как индивидуальный стиль – это совокупность вариантов деятельности наиболее удобных для человека при имеющемся у него темперамента.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Однако есть профессии, предъявляющие к определенным свойствам темперамента очень высокие требования (например, требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакции). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с темпераментом пригодным для данной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Проявление темпераментных особенностей в профессиональной деятельности

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, хотя, как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей.

Так, динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, некритической ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Так экспериментальным путем было установлено, что существует зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этом случае рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности