Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности,
2. Обозначить механизмы влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
3. Подобрать методики по теме исследования.
4. Провести эмпирическое исследование соотношение темперамента на индивидуальный стиль деятельности в профессиональной сфере.
5. Провести анализ и интерпретация результатов исследования эмпирического исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические аспекты проблемы соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности в профессиональной сфере.…..
1.1. Понятие и виды темперамента в психологической литературе.……
1.2. Понятие индивидуального стиля деятельности в психологической литературе…………………………………………………………………..
1.3. Проявление темпераментных особенностей в профессиональной деятельности…………………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………….
Глава II. Эмпирическое изучение соотношения темперамента
и индивидуального стиля деятельности..…………………………………
2.1. Организация и методы исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности……………………………………..
2.2. Результаты исследования темперамента и индивидуального
стиля деятельности и их обсуждение..……………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом в сборе.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы 3, мы видим, что испытуемые контрольной группы отдают предпочтение таким профессиям, которые связанны с растениеводством, животноводством; с техникой; связанные с обсчетами, цифровыми буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, а также профессии связанные с творчеством.

Таким образом, на рисунке 1, мы видим, что испытуемые обеих групп выбирают те профессии, которые наиболее больше подходят им по темпераменту.

Рисунок 1. Распределение средних значений в экспериментальной и контрольной группах выборки

Из рисунка видно, что средние значения выборки экспериментальной группы по шкале «Человек - природа» несколько выше, чем значения контрольной группы, в то время как по шкале «Человек – техника» в контрольной группе выше, чем в экспериментальной группе.

Таким образом, гипотеза о том, проявляется ли темперамент в его индивидуальном стиле деятельности, нашла свое подтверждение.

С помощью методики для выявления интересов и типологических особенностей личности К. Юнга, мы определяем, какие особенности личности преобладают у испытуемых в экспериментальной и контрольной группах (таблица 4).

Таблица 4

Сравнительные результаты в экспериментальной и контрольной группе по методике выявления интересов и типологических особенностей

личности К. Юнга

№ п\п

Экспериментальная группа

Типологические особенности

Контрольная группа

Типологические особенности

1

50

амбоверсия

65

амбоверсия

2

50

амбоверсия

80

экстраверсия

3

65

амбоверсия

40

амбоверсия

4

50

амбоверсия

35

интроверсия

5

30

интроверсия

45

амбоверсия

6

75

экстраверсия

45

амбоверсия

7

40

амбоверсия

80

экстраверсия

8

60

амбоверсия

40

амбоверсия

9

40

амбоверсия

60

амбоверсия

10

50

амбоверсия

50

амбоверсия

11

75

экстраверсия

35

интроверсия

12

45

амбоверсия

40

амбоверсия

13

85

экстраверсия

80

экстраверсия

14

45

амбоверсия

85

экстраверсия

15

35

интроверсия

75

экстраверсия

16

60

амбоверсия

65

амбоверсия

17

70

экстраверсия

35

интроверсия

18

45

амбоверсия

50

амбоверсия

19

50

амбоверсия

70

экстраверсия

20

35

интроверсия

30

интроверсия

21

40

амбоверсия

60

амбоверсия

22

65

амбоверсия

35

интроверсия

23

45

амбоверсия

40

амбоверсия

24

75

экстраверсия

45

амбоверсия

25

80

экстраверсия

85

экстраверсия

26

65

амбоверсия

85

экстраверсия

27

35

интроверсия

75

экстраверсия

28

40

амбоверсия

45

амбоверсия

29

85

экстраверсия

55

амбоверсия

30

45

амбоверсия

60

амбоверсия

Σ

1630

 

1690

 

Сред-нее

54,3

 

109,03

 

 

Таким образом, мы видим из таблицы 4, что у испытуемых в экспериментальной и контрольной группе преобладающими типологическими особенностями является амбоверсия, т.е. эти люди имеют средние показатели по шкале экстраверсии.

Подводя итог проведенному исследованию, можно говорить о том, что наша гипотеза «Проявляется ли темперамент личности и индивидуальный стиль деятельности в профессиональной деятельности» нашла свое подтверждение.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1.     Особенности тем­перамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. п.

2.     Поскольку характеристики темперамента определяют динамику психических процессов, то можно было бы предположить, что темперамент определяет успешность деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. Среди свойств темперамента выделяются сензитивность, реактивность, активность, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость.

В психологической науке представлено несколько видов концепций, описывающих суть темперамента. Теории гуморального направления Гиппократа-Галена связывали темперамент с преобладанием жидкостей в организме. В конституциональных теориях (Э.Кречмер, У.Шелдон) темперамент связывался с морфологическими особенностями организма. В теории высшей нервной деятельности тип темперамента связывался с типом нервной системы, который складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Факторные теории предполагают существование определенной совокупности факторов, которые, образуя относительно устойчивую характеристику индивида, не связаны с интеллектуальными способностями и, как правило, не подвергаются значительным изменениям под влиянием социального опыта (Л. Тэрстоун, Г. Айзенк).

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Каждый тип темперамента различается разным уровнем выраженности силы, уравновешенности, подвижности.

В психологической практике для диагностики темперамента применяются разные методики. Тип темперамента позволяют установить опросник Я. Стреляу и опросник Г. Айзенка. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств темперамента. Знание типа темперамента и умение определить  тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны  определенные свойства человека.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельности различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогеннными факторами, педагогическими воздействиями.

Таким образом, можно говорить о том, что от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно – психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» социально ничтожная личность. Подводя итоги выше сказанному, можно говорить о том, что темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности взаимосвязаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.                  Асмолов А. Г., Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.:  «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416с.

2.                  Айсмантас Б.Б., Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

3.                  Барлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2004.- 351c.:- (Серия «Учебник нового века»).

4.                  Ждан А. Н. История психологии. – М.,2004.

5.                  К. Юнг «Психологические типы» под общей редакцией В. Зеленского, Москва, издательская фирма «Прогресс - Универс», 2003.

6.                  Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: «Хэлтон», 1998. с. 123-124.

7.                  Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.

8.                  Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание. Личность. М., 2002.

9.                  Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для вузов/ под ред. Л.М. Митиной. – М.: Академия. 2005. – 335с.

10.             Максимов С. В. Методика Т. Лири в исследовании представлений человека о себе и о других // Методы исследования межличностного восприятия. – М.,  2004. – c. 89-102.

11.             Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 2000.

12.             Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М.: Просвещение, 1964.

13.             Немов Р.С. «Психология»3 тома  Москва, 2005.

14.             Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные пси хологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 2003.

15.             Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2005.

16.             Ольшанский В.Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений. // Психологическая диагностика: проблемы и исследования. – М., 1981. – C. 167-187.

17.             Основы профессиональной ориентации: Уч. Пособие для вузов / Б.С. Волков. – М., 2007. – 332с. 

18.             Психология индивидуальных различий. Тексты /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 2006.

19.             Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича,  Е. М. Борисовой. 2-е изд.,  испр., М.:  Изд - во  УРАО, 2000 - С. 142 - 171.

20.             Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002.- Т.2. - С. 54-65.

21.             Психологический словарь / под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко и других, Москва, «Педагогика-Пресс», 2003.

22.             Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2007.

23.             Рубинштейн, С.Л. Типы темперамента в практической психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн, Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов. – СПб. – 2003. – 288 с.

24.             Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 2002.

25.             Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / Пер. с пол. под общ ред. И. В. Равич-Щербо. — М.: Прогресс, 1982.

26.             Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. – «Речь». – 2004. – 350с.

27.             Столяренко Л. Д. Основы психологии. 6-е изд., пеерераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н\Д: Феникс,2003. – 672с.

28.             Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – C. 235-261.

29.             Споджвелидзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.

30.             Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. М., 1990.

31.             Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

32.             Теории личности / Л. Хьелл,  Д. Зиглер.  3-е  изд.  СПб.: Питер. 2003. - С. 270-274.

33.             Управленческая психология: Учебник для вузов / А.В. Морозов. – М.: Академия «Проект», 2006. – 287с.

34.             Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / Серия «Учебники для высшей школы». Ростов н/Д.:  Феникс. 2004. - С. 213 -231.

35.             Якунин ВУ.А. История психологии: Учебн. пособие. – СПб: изд-во Михайлова В. А., 2001. – 379с.

36.             Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 2000. – 608 с.

37.             Хаккер В. Инженерная психология и психология труда: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности. Пер. с нем. / под ред. В.Ф. Венды, А.А. Крылова. М.: Машиностроение, 1985.

38.             Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Изд-е 2-е доп. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

39.             Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности