Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности,
2. Обозначить механизмы влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
3. Подобрать методики по теме исследования.
4. Провести эмпирическое исследование соотношение темперамента на индивидуальный стиль деятельности в профессиональной сфере.
5. Провести анализ и интерпретация результатов исследования эмпирического исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические аспекты проблемы соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности в профессиональной сфере.…..
1.1. Понятие и виды темперамента в психологической литературе.……
1.2. Понятие индивидуального стиля деятельности в психологической литературе…………………………………………………………………..
1.3. Проявление темпераментных особенностей в профессиональной деятельности…………………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………….
Глава II. Эмпирическое изучение соотношения темперамента
и индивидуального стиля деятельности..…………………………………
2.1. Организация и методы исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности……………………………………..
2.2. Результаты исследования темперамента и индивидуального
стиля деятельности и их обсуждение..……………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом в сборе.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

96. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97. Часто ли вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были вами допущены?

98. Способны ли вы успешно выполнять длительную трудовую работу?

99. Можете ли вы, недолго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100.                    Часто ли вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

101.                    Легко ли вам, когда вам приходится говорить долго?

102.                    Устаете ли вы, когда вам приходится говорить долго?

103.                    Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104.                    Нравится ли вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105.                    Любите ли вы подолгу бывать наедине с собой?

 

Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал:

1.      предметная эргичность

2.      социальная эргичность

3.      пластичность

4.      социальная пластичность

5.      темп или скорость

6.      социальный темп

7.      эмоциональность

8.      социальная эмоциональность

9.      контрольная «К» (шкала социальной желательности ответов)

 

8 шкал содержат по 12 вопросов, девятая шкала – 9 вопросов.

 

Описание шкал

Предметная эргичность характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности и трудовую деятельность.

Социальная эргичность отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремление к лидерству,  об общительности и вовлеченности в социальную деятельности.

Пластичность отражает степень легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

Социальная пластичность помогает выяснить степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.

Темп характеризует скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

С помощью социального темпа можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

Шкала «эмоциональность» оценивает эмоциональную чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

Социальная эмоциональность отражает чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

Шкала «К» показатель искренности ответов – выявляет степень искажения информации о себе. Считается, что ответы искренни и честны, если «К» не превышает 5 баллов. Результаты испытуемых, получивших высокий  (7 и более) балл по контрольной шкале, не подлежит рассмотрению.

 

Обработка данных опросника

Обработка производится путем сравнения ответов испытуемого с ключевыми. Каждое совпадение ответа с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Уровень каждого из исследуемых свойств темперамента оценивается отдельно.

Показатель менее 3 баллов свидетельствует о низком, 4 – 8 среднем, 9 -12 высоком уровне.

Ключи

1.      шкала предметная эргичность

ответ «ДА»: вопросы 4,8,15,22,42,50, 64,96.

ответ «НЕТ»: 27,83,103.

2 шкала социальная эргичность

ответ «ДА»: вопросы 11,30,57,62,67,78,86.

ответ «НЕТ»: 3,34,74,90,105.

3. шкала пластичность

ответ «ДА»: вопросы 20,25,35,38,47,66,71,76,101,104.

ответ «НЕТ»: 54,59.

4. шкала социальная пластичность

ответ «ДА»: вопросы 2,9,18,26,45,68,85,99.

ответ «НЕТ»: 31,81,87,93.

5. шкала темп или скорость

ответ «ДА»: вопросы 1,13,19,33,46,49,55,77.

ответ «НЕТ»: 29,43,70,94.

6. шкала социальный темп

ответ «ДА»: вопросы 24,37,39,51,72,92.

ответ «НЕТ»: 5,10,16,56,96,102.

7.шкала эмоциональность

ответ «ДА»: вопросы 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97.

8. шкала социальная эмоциональность

ответ «ДА»: вопросы 6,7,21,36,41,48,53,63,75,80,84,100.

9. шкала «К»

ответ «ДА»: вопросы 32,52,89.

ответ «НЕТ»: 12,23,44,65,73,82.

 

 

Приложение 4

Методика «Дифференциально – диагностический опросник (ДДО)»

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

 

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными. или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным. или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.). или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно – популярные книги, статьи. или

5б. Обсуждать художественные пьесы, концерты.

6а. Выращивать молодняк (животных какой – либо породы). или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких – либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). или    

7б. Управлять каким – либо грузовым (подъемным или транспортным) средством  - подъемным краном, трактором, тепловозом и т.д.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.). или 

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. или 

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных. или  

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений. или 

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. или   

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. или  

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые). или

15б. Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице. или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать сними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

 

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из столбцов. Каждый из столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».

 

Название типов профессий по столбцам

I.                            «Человек – природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II.                         «Человек – техника» - все технические профессии.

III.                      «Человек – человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV.                      «Человек – знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V.                        «Человек – художественный образ» - все творческие специальности.

Листок ответов

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Методика для выявления интересов и типологических

особенностей личности К. Юнга

Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.

Инструкция: на каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.

Опросник К. Юнга

1.Что вы предпочитаете:

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги вы предпочитаете читать:

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний героев.

3. Что вы скорее можете допустить в разговоре:

а) опоздание;

б) ошибки.

4. Если вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

5. Как вы сходитесь с людьми:

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли вы себя обидчивым:

а) да;

б) нет.

7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души:

а) да;

б) нет.

8. Считаете ли вы себя:

а) молчаливым;

б) разговорчивым.

9. Откровенны ли вы или скрытны:

а) откровенен;

б) скрытен.

10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний:

а) да;

б) нет.

11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:

а) говорить;

б) слушать.

12. Часто ли вы переживаете недовольство собой:

а) да;

б) нет.

13. Любите ли вы что – нибудь организовывать:

а) да;

б) нет.

14. Хотелось ли вам вести интимный дневник:

а) да;

б) нет.

15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению:

а) да;

б) нет.

16. Легко ли у вас меняется настроение:

а) да;

б) нет.

17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды:

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности