Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности,
2. Обозначить механизмы влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
3. Подобрать методики по теме исследования.
4. Провести эмпирическое исследование соотношение темперамента на индивидуальный стиль деятельности в профессиональной сфере.
5. Провести анализ и интерпретация результатов исследования эмпирического исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические аспекты проблемы соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности в профессиональной сфере.…..
1.1. Понятие и виды темперамента в психологической литературе.……
1.2. Понятие индивидуального стиля деятельности в психологической литературе…………………………………………………………………..
1.3. Проявление темпераментных особенностей в профессиональной деятельности…………………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………….
Глава II. Эмпирическое изучение соотношения темперамента
и индивидуального стиля деятельности..…………………………………
2.1. Организация и методы исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности……………………………………..
2.2. Результаты исследования темперамента и индивидуального
стиля деятельности и их обсуждение..……………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом в сборе.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

3.                  Изучение влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности.

4.                  Сопоставление полученных данных и анализ результатов исследования.

Этапы исследования:

На первом этапе проводился отбор испытуемых в две группы в зависимости от типа профессиональной деятельности. На втором этапе были изучены темперамент и индивидуальный стиль деятельности. На третьем этапе исследования была дана характеристика типов темперамента и индивидуального стиля. Выборку составляли лица женского пола в возрасте 30-35 лет.  Форма проведения исследования – индивидуальная, проводилось в свободное от работы время испытуемых.

Характеристика выборки

В исследовании принимали участие женщины, занимающиеся различной профессиональной деятельностью, в количестве 60 человек. Они были поделены на две группы согласно занимаемой профессии. В первую группу вошли лица, занимающиеся преподавательской деятельностью (экспериментальная группа), в количестве 30 человек; во вторую (контрольную группу) лица, занимающиеся охранной деятельностью, в количестве 30 человек.

 

 

Поставленные цели и задачи определили отбор методов исследования по трём основным направлениям:

Методики стандартизированного самоотчёта:

                          Опросник структуры темперамента В.М. Русалова;

                          Методика для выявления интересов и типологических особенностей личности «Опросник Юнга»;

                          Методика «Дифференциально – диагностический опросник».

Методы математической обработки данных:

        данные первичной статистики;

 

Описание методик, применяемых в исследовании

1. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Опросник предназначен для диагностики свойств темперамента, таких как эргичность, темп, пластичность и эмоциональность.

Инструкция испытуемому: Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены  на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Если вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (или галочку) в графе «да» на бланке для ответов возле соответствующего номера вопроса. Если вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) соответственно в графе «нет».

2. Методика для выявления интересов и типологических особенностей личности «Опросник Юнга». Данная методика предназначена для выявления типологических особенностей личности.

Инструкция: на каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.

3. Методика «Дифференциально – диагностический опросник». Методика предназначена для отбора на различные типы профессии в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности и их обсуждение

Для выявления структуры темперамента женщин, занимающихся преподавательской деятельностью был использован опросник В.М. Русалова.

Мы предположили, влияет ли темперамент личности на его индивидуальный стиль деятельности у женщин, занимающихся преподавательской деятельностью по сравнению с женщинами, занимающиеся охранной деятельностью.

В результате обработки первичных данных  по опроснику В. М. Русалова (см. Приложение 1) нами были получены средние значения по восьми основным шкалам и одной дополнительной субшкале в экспериментальной (группа 1) и контрольной (группа 2) группах. Данные  представлены в таблице 1.

Таблица 1
Средние значения по опроснику В.М. Русалова в экспериментальной и контрольной группах

Название шкалы

Среднее

значение

(ЭГ)

Стандарт-ное отклонение

Среднее

значение

(КГ)

Стандарт-ное отклонение

Предметная эргичность

7,46

1,13

8,46

1,43

Социальная эргичность

7,23

1,25

8,33

1,93

Пластичность

5,26

1,25

6,13

1,52

Социальная пластичность

6,56

1,16

9,1

1,24

Темп или скорость

6,5

1,04

8,03

2,1

Социальный темп

5,86

0,7

7,8

2,17

Эмоциональность

7,0

1,05

8,4

1,47

Социальная эмоциональность

7,76

1,0

8,23

1,85

Шкала «К»

3,76

1,47

4,06

1,43

Произведенные расчеты  позволили нам выделить области значений, являющиеся низкими, средними и высокими для данных выборок.

Анализ данных позволяет говорить, что в экспериментальной части выборки получены умеренные средние значения (6,5) по шкале «темп или скорость». Это может свидетельствовать о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно – двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

Умеренное средние значение (5,86) по шкале «социальный темп» позволяет говорить о скоростных характеристиках речедвигательных актов в процессе общения.

Умеренное среднее значение (5,26) по шкале «пластичность» свидетельствует о степени легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

Средние значения, полученные по субшкале  «К» (3,76)  находится в области низких значений. Данный  факт может свидетельствовать о том, что испытуемые экспериментальной группы отвечали на данные вопросы искренне и честно.

Таким образом, анализ средних значений, полученных в экспериментальной группе по опроснику В.М. Русалова, показал, что преобладания какого-либо вида из шкал у женщин – преподавателей не наблюдается, так как все средние значения находятся в области умеренных.

Перейдем к описанию результатов обработки данных первичной статистики по опроснику В.М. Русалова в контрольной группе выборки, которую составили женщины - охранники.  Нами были получены следующие средние значения.

Сопоставляя данные таблицы 1, мы можем утверждать, что полученные средние значения в контрольной группе (6,13) по шкале «пластичность» находятся в области умеренных значений. Это  свидетельствует о степени легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

Умеренное среднее значение (7,8) по шкале «социальный темп» позволяет говорить о скоростных характеристиках речедвигательных актов в процессе общения.

Среднее значение  по шкале «темп или скорость» (8,03) также находится в области умеренных значений. Это может свидетельствовать о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно – двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

Умеренное среднее значение (4,06), полученное по субшкале «К», свидетельствует о том, что испытуемые в контрольной группе также отвечали на вопросы честно и открыто.

Таким образом, анализ средних значений, полученных в контрольной группе, показал, что преобладания какой – либо из шкал не выявлено.

Подводя некоторые итоги, мы можем отметить, что анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп не выявил преобладания какого - либо вида из шкал.

Далее мы проверим наши гипотезы с помощью методики «Дифференциально – диагностический опросник». Результаты проведенного исследования приведены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Сравнительные результаты по методике «Дифференциально – диагностический опросник» в экспериментальной группе

№ п\п

Чловек-природа

Человек -техника

Человек- Человек

Человек-знак

Человек-художественный образ

1

2

2

7

4

5

2

5

2

7

2

4

3

3

2

5

5

4

4

3

2

4

5

6

5

6

5

5

4

0

6

7

2

5

3

3

7

6

4

3

3

4

8

2

6

6

3

2

9

2

5

6

3

4

10

3

4

5

1

7

11

5

0

6

4

5

12

2

5

7

2

4

13

4

1

6

5

4

14

3

5

5

3

4

15

4

4

1

4

7

16

3

6

2

4

1

17

5

4

2

8

0

18

4

4

3

1

1

19

4

5

7

2

0

20

6

2

0

0

1

21

4

7

1

2

1

22

5

3

2

2

0

23

6

2

2

1

4

24

4

5

5

1

3

25

7

5

2

0

1

26

1

0

6

5

2

27

2

5

0

6

3

28

7

2

1

0

5

29

4

5

4

4

0

30

4

0

2

3

6

Σ

123

104

117

90

91

Сред-нее

4,1

3,46

3,9

3,0

3,03

Станд откл.

1,6

1,9

2,2

1,8

2,1

 

Как видно из таблицы 2, мы видим, что испытуемые экспериментальной группы отдают предпочтение таким профессиям, которые связанны с растениеводством, животноводством; с техникой и связанные с обслуживанием людей, с общением. 

Таблица 3

Сравнительные результаты по методике «Дифференциально – диагностический опросник» в контрольной группе

№ п\п

Чловек-природа

Человек -техника

Человек- Человек

Человек-знак

Человек-художественный образ

1

7

5

0

2

3

2

4

5

2

1

2

3

5

5

2

1

3

4

4

4

6

1

3

5

6

7

5

0

2

6

4

3

2

0

5

7

0

1

2

6

7

8

6

4

4

3

1

9

6

4

5

3

5

10

2

5

2

4

4

11

2

5

2

2

3

12

0

3

0

0

4

13

0

4

2

2

5

14

3

4

1

2

4

15

3

2

3

5

3

16

5

2

3

5

1

17

6

4

4

7

0

18

4

6

4

6

7

19

4

4

5

4

2

20

2

3

5

4

1

21

1

3

1

2

0

22

4

5

1

3

6

23

6

2

2

3

4

24

2

7

2

4

2

25

2

4

3

5

3

26

0

4

2

7

5

27

1

6

0

3

4

28

2

6

1

0

4

29

3

5

4

4

5

30

3

7

5

5

0

Σ

97

129

80

94

98

Сред-нее

3,2

4,3

2,6

3,1

3,2

Станд откл.

2,06

1,5

1,6

2,06

1,9

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности