Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 13:04, дипломная работа
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности,
2. Обозначить механизмы влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
3. Подобрать методики по теме исследования.
4. Провести эмпирическое исследование соотношение темперамента на индивидуальный стиль деятельности в профессиональной сфере.
5. Провести анализ и интерпретация результатов исследования эмпирического исследования.
Введение…………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические аспекты проблемы соотношения темперамента и индивидуального стиля деятельности в профессиональной сфере.…..
1.1. Понятие и виды темперамента в психологической литературе.……
1.2. Понятие индивидуального стиля деятельности в психологической литературе…………………………………………………………………..
1.3. Проявление темпераментных особенностей в профессиональной деятельности…………………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………….
Глава II. Эмпирическое изучение соотношения темперамента
и индивидуального стиля деятельности..…………………………………
2.1. Организация и методы исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности……………………………………..
2.2. Результаты исследования темперамента и индивидуального
стиля деятельности и их обсуждение..……………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………
Приложения
3. Изучение влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
4. Сопоставление полученных данных и анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
На первом этапе проводился отбор испытуемых в две группы в зависимости от типа профессиональной деятельности. На втором этапе были изучены темперамент и индивидуальный стиль деятельности. На третьем этапе исследования была дана характеристика типов темперамента и индивидуального стиля. Выборку составляли лица женского пола в возрасте 30-35 лет. Форма проведения исследования – индивидуальная, проводилось в свободное от работы время испытуемых.
Характеристика выборки
В исследовании принимали участие женщины, занимающиеся различной профессиональной деятельностью, в количестве 60 человек. Они были поделены на две группы согласно занимаемой профессии. В первую группу вошли лица, занимающиеся преподавательской деятельностью (экспериментальная группа), в количестве 30 человек; во вторую (контрольную группу) лица, занимающиеся охранной деятельностью, в количестве 30 человек.
Поставленные цели и задачи определили отбор методов исследования по трём основным направлениям:
Методики стандартизированного самоотчёта:
Опросник структуры темперамента В.М. Русалова;
Методика для выявления интересов и типологических особенностей личности «Опросник Юнга»;
Методика «Дифференциально – диагностический опросник».
Методы математической обработки данных:
данные первичной статистики;
Описание методик, применяемых в исследовании
1. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Опросник предназначен для диагностики свойств темперамента, таких как эргичность, темп, пластичность и эмоциональность.
Инструкция испытуемому: Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый естественный ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Если вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (или галочку) в графе «да» на бланке для ответов возле соответствующего номера вопроса. Если вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) соответственно в графе «нет».
2. Методика для выявления интересов и типологических особенностей личности «Опросник Юнга». Данная методика предназначена для выявления типологических особенностей личности.
Инструкция: на каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.
3. Методика «Дифференциально – диагностический опросник». Методика предназначена для отбора на различные типы профессии в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
2.2. Результаты исследования темперамента и индивидуального стиля деятельности и их обсуждение
Для выявления структуры темперамента женщин, занимающихся преподавательской деятельностью был использован опросник В.М. Русалова.
Мы предположили, влияет ли темперамент личности на его индивидуальный стиль деятельности у женщин, занимающихся преподавательской деятельностью по сравнению с женщинами, занимающиеся охранной деятельностью.
В результате обработки первичных данных по опроснику В. М. Русалова (см. Приложение 1) нами были получены средние значения по восьми основным шкалам и одной дополнительной субшкале в экспериментальной (группа 1) и контрольной (группа 2) группах. Данные представлены в таблице 1.
Название шкалы | Среднее значение (ЭГ) | Стандарт-ное отклонение | Среднее значение (КГ) | Стандарт-ное отклонение |
Предметная эргичность | 7,46 | 1,13 | 8,46 | 1,43 |
Социальная эргичность | 7,23 | 1,25 | 8,33 | 1,93 |
Пластичность | 5,26 | 1,25 | 6,13 | 1,52 |
Социальная пластичность | 6,56 | 1,16 | 9,1 | 1,24 |
Темп или скорость | 6,5 | 1,04 | 8,03 | 2,1 |
Социальный темп | 5,86 | 0,7 | 7,8 | 2,17 |
Эмоциональность | 7,0 | 1,05 | 8,4 | 1,47 |
Социальная эмоциональность | 7,76 | 1,0 | 8,23 | 1,85 |
Шкала «К» | 3,76 | 1,47 | 4,06 | 1,43 |
Анализ данных позволяет говорить, что в экспериментальной части выборки получены умеренные средние значения (6,5) по шкале «темп или скорость». Это может свидетельствовать о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно – двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Умеренное средние значение (5,86) по шкале «социальный темп» позволяет говорить о скоростных характеристиках речедвигательных актов в процессе общения.
Умеренное среднее значение (5,26) по шкале «пластичность» свидетельствует о степени легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
Средние значения, полученные по субшкале «К» (3,76) находится в области низких значений. Данный факт может свидетельствовать о том, что испытуемые экспериментальной группы отвечали на данные вопросы искренне и честно.
Таким образом, анализ средних значений, полученных в экспериментальной группе по опроснику В.М. Русалова, показал, что преобладания какого-либо вида из шкал у женщин – преподавателей не наблюдается, так как все средние значения находятся в области умеренных.
Перейдем к описанию результатов обработки данных первичной статистики по опроснику В.М. Русалова в контрольной группе выборки, которую составили женщины - охранники. Нами были получены следующие средние значения.
Сопоставляя данные таблицы 1, мы можем утверждать, что полученные средние значения в контрольной группе (6,13) по шкале «пластичность» находятся в области умеренных значений. Это свидетельствует о степени легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
Умеренное среднее значение (7,8) по шкале «социальный темп» позволяет говорить о скоростных характеристиках речедвигательных актов в процессе общения.
Среднее значение по шкале «темп или скорость» (8,03) также находится в области умеренных значений. Это может свидетельствовать о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно – двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Умеренное среднее значение (4,06), полученное по субшкале «К», свидетельствует о том, что испытуемые в контрольной группе также отвечали на вопросы честно и открыто.
Таким образом, анализ средних значений, полученных в контрольной группе, показал, что преобладания какой – либо из шкал не выявлено.
Подводя некоторые итоги, мы можем отметить, что анализ средних значений экспериментальной и контрольной групп не выявил преобладания какого - либо вида из шкал.
Далее мы проверим наши гипотезы с помощью методики «Дифференциально – диагностический опросник». Результаты проведенного исследования приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Сравнительные результаты по методике «Дифференциально – диагностический опросник» в экспериментальной группе
№ п\п | Чловек-природа | Человек -техника | Человек- Человек | Человек-знак | Человек-художественный образ |
1 | 2 | 2 | 7 | 4 | 5 |
2 | 5 | 2 | 7 | 2 | 4 |
3 | 3 | 2 | 5 | 5 | 4 |
4 | 3 | 2 | 4 | 5 | 6 |
5 | 6 | 5 | 5 | 4 | 0 |
6 | 7 | 2 | 5 | 3 | 3 |
7 | 6 | 4 | 3 | 3 | 4 |
8 | 2 | 6 | 6 | 3 | 2 |
9 | 2 | 5 | 6 | 3 | 4 |
10 | 3 | 4 | 5 | 1 | 7 |
11 | 5 | 0 | 6 | 4 | 5 |
12 | 2 | 5 | 7 | 2 | 4 |
13 | 4 | 1 | 6 | 5 | 4 |
14 | 3 | 5 | 5 | 3 | 4 |
15 | 4 | 4 | 1 | 4 | 7 |
16 | 3 | 6 | 2 | 4 | 1 |
17 | 5 | 4 | 2 | 8 | 0 |
18 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 |
19 | 4 | 5 | 7 | 2 | 0 |
20 | 6 | 2 | 0 | 0 | 1 |
21 | 4 | 7 | 1 | 2 | 1 |
22 | 5 | 3 | 2 | 2 | 0 |
23 | 6 | 2 | 2 | 1 | 4 |
24 | 4 | 5 | 5 | 1 | 3 |
25 | 7 | 5 | 2 | 0 | 1 |
26 | 1 | 0 | 6 | 5 | 2 |
27 | 2 | 5 | 0 | 6 | 3 |
28 | 7 | 2 | 1 | 0 | 5 |
29 | 4 | 5 | 4 | 4 | 0 |
30 | 4 | 0 | 2 | 3 | 6 |
Σ | 123 | 104 | 117 | 90 | 91 |
Сред-нее | 4,1 | 3,46 | 3,9 | 3,0 | 3,03 |
Станд откл. | 1,6 | 1,9 | 2,2 | 1,8 | 2,1 |
Как видно из таблицы 2, мы видим, что испытуемые экспериментальной группы отдают предпочтение таким профессиям, которые связанны с растениеводством, животноводством; с техникой и связанные с обслуживанием людей, с общением.
Таблица 3
Сравнительные результаты по методике «Дифференциально – диагностический опросник» в контрольной группе
№ п\п | Чловек-природа | Человек -техника | Человек- Человек | Человек-знак | Человек-художественный образ |
1 | 7 | 5 | 0 | 2 | 3 |
2 | 4 | 5 | 2 | 1 | 2 |
3 | 5 | 5 | 2 | 1 | 3 |
4 | 4 | 4 | 6 | 1 | 3 |
5 | 6 | 7 | 5 | 0 | 2 |
6 | 4 | 3 | 2 | 0 | 5 |
7 | 0 | 1 | 2 | 6 | 7 |
8 | 6 | 4 | 4 | 3 | 1 |
9 | 6 | 4 | 5 | 3 | 5 |
10 | 2 | 5 | 2 | 4 | 4 |
11 | 2 | 5 | 2 | 2 | 3 |
12 | 0 | 3 | 0 | 0 | 4 |
13 | 0 | 4 | 2 | 2 | 5 |
14 | 3 | 4 | 1 | 2 | 4 |
15 | 3 | 2 | 3 | 5 | 3 |
16 | 5 | 2 | 3 | 5 | 1 |
17 | 6 | 4 | 4 | 7 | 0 |
18 | 4 | 6 | 4 | 6 | 7 |
19 | 4 | 4 | 5 | 4 | 2 |
20 | 2 | 3 | 5 | 4 | 1 |
21 | 1 | 3 | 1 | 2 | 0 |
22 | 4 | 5 | 1 | 3 | 6 |
23 | 6 | 2 | 2 | 3 | 4 |
24 | 2 | 7 | 2 | 4 | 2 |
25 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 |
26 | 0 | 4 | 2 | 7 | 5 |
27 | 1 | 6 | 0 | 3 | 4 |
28 | 2 | 6 | 1 | 0 | 4 |
29 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 |
30 | 3 | 7 | 5 | 5 | 0 |
Σ | 97 | 129 | 80 | 94 | 98 |
Сред-нее | 3,2 | 4,3 | 2,6 | 3,1 | 3,2 |
Станд откл. | 2,06 | 1,5 | 1,6 | 2,06 | 1,9 |
Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности