Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель: выявить условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Объект: процесс формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Гипотеза: формирование коммуникативных способностей у младших школьников будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:
- выявляется своевременно коммуникативный опыт младших школьников;
- обеспечивается целенаправленное систематическое просвещение младших школьников по вопросам общения;
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных способностейу младших школьников 1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования коммуникативных способностей у младших школьников 8
1.2. Методы диагностики уровня сформированности коммуникативных способностей у младших школьников 18
1.3. Изучение педагогического опыта по формированию коммуникативных способностей младших школьников 24
Список литературы 29
Содержание
Введение
Ориентация современной
педагогики на гуманизацию воспитательно-
Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей, обучающихся в условиях коррекционно-развивающего обучения (КРО), так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации.
Анализ теории
и практики формирования коммуникативных
способностей младших школьников свидетельствует
о ее существенных недостатках. Ученые
не уделяют должного внимания рассмотрению
структуры коммуникативных способностей
младших школьников, не рассматриваются
педагогические условия и пути формирования
коммуникативных способностей аномальных
детей. Мало внимания уделяется работе
по формированию коммуникативных способностей
младших школьников с учетом их индивидуальных
показателей развития (уровень развития
коммуникативных способностей, наличие
или отсутствие отклонений в психическом
развитии), недостаточно полно используются
возможности таких практико-ориентированных
средств формирования коммуникативных
способностей, как сюжетно-ролевая игра
и тренинг, не уделяется достаточно внимания
и
формированию адекватной самооценки как
одному из условий развития коммуникативных
способностей.
Выявленные недостатки объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью эффективного формирования коммуникативных способностей детей в условиях коррекционно-развивающего обучения и преобладанием авторитарного подхода к практическому решению данной проблемы; между необходимостью обеспечения единства всех структурных компонентов коммуникативных способностей личности и эпизодическим формированием лишь части этих компонентов у младших школьников.
Необходимо обучать младших школьников принципам, правилам общения, развивать коммуникативные способности. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных способностей детей, обучающихся в условиях КРО является одной из приоритетных задач школы по коррекционной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.
Теоретические
основы формирования коммуникативных
способностей личности рассматриваются в трудах отечественных
и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С.
Выготского, А.Б. Добровича, Е.Г. Злобиной,
М.С. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона,
А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Х.Й. Лийметса,
М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Е. Мелибруды,
А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека
и др. Однако, все они не затрагивают проблемы
формирования коммуникативных способностей
в младшем школьном возрасте.
Раскрытию особенностей общения младших
школьников посвящены
исследования отечественных психологов
Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной,
Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший школьный
возраст определяется авторами как важный
этап социализации и развития коммуникативных
способностей ребенка.
Проблемам формирования коммуникативных способностей младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий (1980-2002гг.), среди которых работы Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Л.И. Лежневой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной, А.А. Шустовой, Н.В. Щиголевой и др. В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему исследования: «Формирование коммуникативных способностей младших школьников».
Проблема: Каковы условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Цель: выявить условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Объект: процесс формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Гипотеза: формирование коммуникативных способностей у младших школьников будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:
- выявляется
своевременно коммуникативный
- обеспечивается
целенаправленное
- используются активные формы и методы, обеспечивающие включение младших школьников в коммуникативный процесс (игры, тренинги).
Задачи:
Для решения этих задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение);
Эмпирический (наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование);
Математическая обработка.
Исследование проводилось на базе школы № 101.
Коммуникативные
способности – это индивидуальн
В качестве методологической основы нашего исследования выбран личностно-деятельностный подход. Теоретическая основа исследования определяется гуманистически-ориентированной концепцией, основные положения которой отражены в работах по Митиной [35], а также теорией психического развития ребенка, разработанной в трудах А.Н. Леонтьева [29 ].
Личностно-деятельностный подход разрабатывался в различных аспектах. Идеи личностно ориентированного образования представлены в трудах Н.И. Рогова [38]. Личностный подход в воспитании исследовали И.С. Кон, А.В. Мудрик, и др. А.Н. Леонтьев в своих трудах раскрыл важность и суть деятельностного подхода.[29]
Анализ трудов
данных авторов позволил нам выявить
концептуальные положения личностно-
соответствующих условий; признание уникальности
личности каждого ребенка; создание условий
для личностного самоопределения и самовыражения;
формирование положительно-активного
отношения к окружающему миру (положительно
направленная мотивация пробуждает к
позитивной преобразовательной деятельности);
формирование эмоциональной и мотивационной
готовности личности к процессу воспитания
и самовоспитания; генеральным способом
коррекционно-развивающего воздействия
является организация активной деятельности
ребенка, в процессе которой создается
основа для позитивных сдвигов в развитии
личности ребенка.
Опираясь на
данные положения личностно-
В психолого-педагогической и философской литературе нет единого мнения по вопросу определения сущности понятия «общение». Существует несколько подходов к трактовке данного понятия. Так, Дружинин А.Н. определяет общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга [19]. Последователь его учения Я.Л. Коломинский определяет общение как «информационное и предметное взаимодействие» [25].
А.А. Бодалев вносит в данное определение эмоциональный компонент. Он рассматривает общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми [9] .
В.Н. Панферов уточняет
определение общения, трактуя его
как «взаимодействие людей, содержанием
которого является взаимопонимание и обмен информацией с помощью
различных средств коммуникаций в целях
установления взаимоотношений, благоприятных
для процесса совместной деятельности»
[21].
Как видно,
автор считает общение
Она определяет
общение как конкретизацию
Подходы В.М. Соковина
и А.С. Золотняковой отличаются рассмотрением
общения как сложного явления, определение
которого не сводится к какой-либо одной
дефиниции. Так, В.М. Соковин представляет
общение как способ объединения людей
в общество, как форму отношений общественных
индивидов; как форму организованных общностей
и один из способов общественного бытия
индивидов. Автор указывает на двойственную
природу общения: с одной стороны, оно
упорядочено и организовано сложившимися
в обществе формами общения, с другой -
включено в деятельность индивида и всегда
индивидуально [33].
А.С. Золотнякова считает общение социально и личностно-ориентированным процессом, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы [12].
Как видно,
общение понимается автором
Наиболее часто употребляемым в современной
научной литературе является определение,
данное Б.Д. Парыгиным, рассматривающим
общение как «сложный многогранный процесс,
который может выступать в одно и тоже
время и как процесс взаимодействия индивидов,
и как информационный процесс, и как отношение
людей друг к другу, и как процесс их воздействия
друг на друга, и как процесс их сопереживания
и взаимного понимания друг друга. Данное
определение ориентирует на системное
понимание сущности общения, его многофункциональность
и деятельностную природу.
Аналогичное понимание процесса общения
представлено в работах Г.М. Андреевой.
Она определяет общение как интегративную
систему тесно
связанных между собой блоков: коммуникативного
(обмен информацией); интерактивного (взаимодействие
партнеров); перцептивного (восприятие
и взаимопонимание человека человеком)
[1].
Деятельностный подход к трактовке понятия «общение» представлен в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна и др. [5;6;55;59;81;82;83;87;125].
Л.С. Выготский
еще в 30-е годы назвал общение
первым видом человеческой деятельности.
Б.Г. Ананьев выделял общение в качестве основного вида деятельности
наряду с трудом и познанием.
Определяя общение как один из видов деятельности,
А.А. Леонтьев подчеркивал, что данное
утверждение не означает выделение общения
в качестве самостоятельной деятельности
- «общение может входить в иную деятельность...
При этом его деятельностная природа не
изменяется, изменение касается лишь места
его в структуре деятельности» [29].
Кроме того, процесс
общения, по мнению ученого, имеет цель
(самостоятельную или
Б.Ф. Ломов категорически отрицает определение
общения как вида деятельности, аргументируя
это тем, что общение связывает субъекта
не с объектом, как это происходит во время
деятельности, а с другим субъектом. Таким
образом, автор определяет общение как
«взаимодействие субъектов» [30].
В целом развитие коммуникативных способностей может осуществляться
двумя путями: 1) введением специальных учебных курсов; 2) максимальным использованием учебных ситуаций в создании «поля общения». Приемы развития коммуникативных способностей можно подразделить на невербальные и вербальные. К первым относятся: визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз), акустические (интонация, паузы и логические ударения), тактильные (дистанция, прикосновение).
Ко вторым: умение задавать вопросы с «открытым лицом»; определение педагогом собственной позиции как нейтральной, что дает возможность обучающимся во врем занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без боязни, что их одернут, остановят; готовность к анализу и самоанализу занятия; ведение заметок, способствующих отслеживанию течения занятия, его кульминации, результативности и пр.
С одной стороны, если общение - это взаимодействие, то возникает вопрос: каким образом осуществляется данное взаимодействие субъектов? Мы считаем невозможным такое взаимодействие субъектов вне совместной деятельности. С другой стороны, общение действительно может быть элементом предметной деятельности. Тогда нужно говорить о соотношении коммуникативной деятельности, являющейся синонимом общения (Л.И. Лисина) с предметной деятельностью.