Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель: выявить условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Объект: процесс формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Гипотеза: формирование коммуникативных способностей у младших школьников будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:
- выявляется своевременно коммуникативный опыт младших школьников;
- обеспечивается целенаправленное систематическое просвещение младших школьников по вопросам общения;
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных способностейу младших школьников 1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования коммуникативных способностей у младших школьников 8
1.2. Методы диагностики уровня сформированности коммуникативных способностей у младших школьников 18
1.3. Изучение педагогического опыта по формированию коммуникативных способностей младших школьников 24
Список литературы 29
Задачи, решаемые в ходе коррекционной работы:
В коррекционной работе принимали участие дети из экспериментальной группы. Занятия с детьми проводились на протяжении шести месяцев 2 раза в неделю в рамках «Программы коррекции коммуникативных навыков».
«Кто я?»
Упражнение используется для знакомства участников тренинга.
Инструкция: Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос «Кто я?» несколько раз.
После этого участники зачитывают написанное и дают пояснения.
«Менялки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те у кого...(светлые волосы, часы и так далее). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
«Дракон»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянутся до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Рукопожатия»
Цель: Формирование круга общения
Инструкция: «Мы все сейчас будем ходить по комнате (2-5 минут). Задачей является пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал».
Обсуждение: Насколько ты был общительным, активным или пожимал руки только тем, кто сам к тебе подходил? Связано ли твое поведение в упражнении с тем, общительный ты в жизни или замкнутый?
Исследовав коммуникативную сферу дошкольников в процессе наблюдения, мы также констатировали улучшение коммуникативных навыков у школьников-участников экспериментальной группы, которые приняли участие в тренинге. [34]
Эти дети стали
более раскованными в общении, они
легче стали идти на контакт, как
со сверстниками, так и со взрослыми.
В поведении детей появилось
больше уверенности, что, возможно, связано
и с созданием более
Итак, можно сделать вывод, что общительность - это настолько индивидуальная сфера жизнедеятельности человека, что её исследование ассоциируется с поверкой алгеброй гармонии. И, тем не менее, для того, чтобы успешно и плодотворно общаться с детьми, необходимо разобраться в том, что такое общительность вообще, каковы её компоненты. Необходимо попытаться соотнести полученные знания с личностью ребёнка и определить, над какими аспектами общительности надо интенсивно работать, развивать их в школьниках.
Проблема развития коммуникативных способностей у младших школьников решается не только на теоретическом, но и на практическом уровне. В связи с чем мы обратились к опыту учителей – практиков.
В педагогическом опыте учителей нас интересовали такие вопросы:
- Какие задачи ставят перед собой учителя по развитию коммуникативных способностей детей;
- Какие используют
они в этих целях приёмы
и методы воспитательно-
- Какие реализуют подходы к учащимся;
- Какие недостатки были выявлены в ходе их работы.
Нами был изучен опыт следующих педагогов:
Майорских Наталья
Анатольевна - дипломант городского
конкурса «Воспита-тель года – 2007», концепция
«Развитие коммуникативных
Наиболее показателен опыт Кошелева Н.В. (Использование ИКТ в воспитательной работе школы разновозрастного обучения), Болдашева Г.Н. – педагогов школы № 25 г. Новгорода.
Куликова М.К. («Развитие коммуникативных способностей учащихся») так же занималась изучением коммуникативных способностей школьников и проводила тренинги на базе школы № 45 в Ростове-на-Дону.
Движущимися силами, стимулами
коллективного познания являются для
детей и привлекательность
Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили ранее, при наделении его слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высоком уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту.[25]
Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко тремя разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии получить возможность для разностороннего личностного развития. Необходимо сделать ребенка активным участником сразу нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста.
Актуальность опыта: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.
Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применять на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях.
Для успешного опыта учителя использовали следующие методы:
2. Социальная активность и креативность.
3. Чувство профессионального долга и личная ответственность.
4. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.
5. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).
6. Предметная компетенция в сфере учительской специальности.
7. Профессиональная самореализация.
8. Работа с родителями.
9. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогического коллектива школы.
10. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.
Система работы учителя. Педагогами создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.
Элементы системы: · Отбор дополнительного теоретического материала;
Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;
Использование регионального компонента;
Направленность приемов, форм и методов организации учебно — воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся;
Организации работы с родителями;
Внеклассная работа как средство активизации познавательного интереса школьников;
Кружковая и факультативная работа.
Отбор теоретического материала.
Современные принципы коммуникативного обучения требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении». В своей работе учитель руководствуется следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о ситуативной организации процесса, о новизне и информативности учебного процесса (И. Л. Бим, Е. И. Пассов).
Организация самостоятельной работы учащихся с учебной дополнительной литературой.
Организация различных форм внеклассной работы, позволяющих удовлетворить познавательные интересы, ответить на волнующие вопросы.
Использование на уроках упражнений с использованием таких элементов, как образные сравнения, пословицы, поговорки фразеологические обороты повышает мотивацию обучаемого (загадках, народных приметах, легендах, поверьях, стихах, песнях). [32]
Учитель апробирует собственные элементы педагогической технологии поддержания интереса, заключающиеся в роли и месте эмоционального фактора, принципа сознательного включения чувств в процесс обучения, в этом случае происходит усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной; психомоторной.
Организация самостоятельной работы.
Учитель ставит такие задачи в организации самостоятельной деятельности учащихся, которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дает возможность осуществлять самообучение в нескольких направлениях:
· поддержание и совершенствование достигнутого уровня коммуникативной компетенции;
Поэтапно осуществляет формирование элементов самоконтроля уч-ся:
· научиться понимать и принимать контроль учителя;
· научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников;
· научиться осуществлять самонаблюдения своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.
Работа с родителями.
С родителями проводятся беседы на морально-этические, экологические темы, обсуждаются проблемы подростков в современном обществе. От того, какой пример подают взрослые в своих семьях, зависит уровень культуры ребенка. На родительских собраниях читаются доклады, где даются рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей, проводятся лекции психолога.
В основу обучения
положен принцип коммуникативно-
Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили ранее, при наделении его слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высоком уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту.[27, c.77] Роль педагога в этом процессе является главной, так как именно через учителя происходит процесс познания.