Теоретические основы формирования коммуникативных способностейу младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Объект: процесс формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Гипотеза: формирование коммуникативных способностей у младших школьников будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:
- выявляется своевременно коммуникативный опыт младших школьников;
- обеспечивается целенаправленное систематическое просвещение младших школьников по вопросам общения;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных способностейу младших школьников 1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования коммуникативных способностей у младших школьников 8
1.2. Методы диагностики уровня сформированности коммуникативных способностей у младших школьников 18
1.3. Изучение педагогического опыта по формированию коммуникативных способностей младших школьников 24
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Задачи, решаемые в ходе коррекционной работы:

    1. развитие социальной направленности детей и социального восприятия, восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
    2. повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи детей (путем специального моделирования ситуаций общения, обучение использованию различных типов коммуникативных высказываний);
    3. овладение «схемой беседы»;
    4. развитие диалогической речи (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», драматизации содержания готовых изображений (картинок, картин), имитационных движений и действий с воображаемыми объектами);
    5. развитие способности отражать коммуникативное содержание (отношения между людьми) в движении, схематическом рисунке,  речи;
    6. развитие понимания мотивов поведения и характеров литературных персонажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);
    7. умение актуализировать в общении содержание своего собственного эмоционального, бытового, игрового, познавательного и межличностного опыта в качестве основного содержания коммуникативного тренинга;
    8. развитие языковой способности (компетентности);
    9. развитие речевого творчества;
    10. развитие связной речи.

В коррекционной  работе принимали участие дети из экспериментальной группы. Занятия  с детьми проводились на протяжении шести месяцев 2 раза в неделю в  рамках «Программы коррекции коммуникативных  навыков».

«Кто я?»

Упражнение используется для знакомства участников тренинга.

Инструкция: Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос «Кто я?» несколько раз.

После этого  участники зачитывают написанное и  дают пояснения.

 «Менялки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те у кого...(светлые волосы, часы и так далее). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

 «Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянутся до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

 «Рукопожатия»

Цель: Формирование круга общения

Инструкция: «Мы  все сейчас будем ходить по комнате (2-5 минут). Задачей является пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал».

Обсуждение: Насколько  ты был общительным, активным или  пожимал руки только тем, кто сам  к тебе подходил? Связано ли твое поведение в упражнении с тем, общительный ты в жизни или замкнутый?

Исследовав коммуникативную сферу дошкольников в процессе наблюдения, мы также констатировали улучшение коммуникативных навыков у школьников-участников экспериментальной группы, которые приняли участие в тренинге. [34]

Эти дети стали  более раскованными в общении, они  легче стали идти на контакт, как  со сверстниками, так и со взрослыми. В поведении детей появилось  больше уверенности, что, возможно, связано  и с созданием более благоприятной  атмосферы в семье, изменением детско-родительских отношений. У данных детей повысился уровень развития речи, они научились выражать свои чувства невербально, адекватно реагировать на чувства других людей.

Итак, можно сделать  вывод, что общительность - это настолько индивидуальная сфера жизнедеятельности человека, что её исследование ассоциируется с поверкой алгеброй гармонии. И, тем не менее, для того, чтобы успешно и плодотворно общаться с детьми, необходимо разобраться в том, что такое общительность вообще, каковы её компоненты. Необходимо попытаться соотнести полученные знания с личностью ребёнка и определить, над какими аспектами общительности надо интенсивно работать, развивать их в школьниках.

 

1.3. Изучение педагогического  опыта по формированию коммуникативных способностей младших школьников

Проблема развития коммуникативных способностей у  младших школьников решается не только на теоретическом, но и на практическом уровне. В связи с чем мы обратились к опыту учителей – практиков.

В педагогическом опыте учителей нас интересовали такие вопросы:

- Какие задачи  ставят перед собой  учителя  по развитию коммуникативных  способностей детей;

- Какие используют  они в этих целях приёмы  и методы воспитательно-образовательной  работы;

- Какие реализуют  подходы к учащимся;

- Какие недостатки  были выявлены в ходе их  работы.

Нами был изучен опыт следующих педагогов:

Майорских Наталья  Анатольевна - дипломант городского конкурса «Воспита-тель года – 2007», концепция  «Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста».

Наиболее показателен  опыт  Кошелева Н.В. (Использование  ИКТ в воспитательной работе школы  разновозрастного обучения), Болдашева  Г.Н. – педагогов школы № 25 г. Новгорода.

Куликова М.К. («Развитие коммуникативных способностей учащихся») так же занималась изучением коммуникативных способностей школьников и проводила тренинги на базе школы № 45 в Ростове-на-Дону.

Движущимися силами, стимулами  коллективного познания являются для  детей и привлекательность коллективного  общения, обучающего взаимодействия, и повышенная эмоциональность коллективного восприятия, и противоречия, расхождения мнений, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель побуждает учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату.

Вне общения со взрослыми  людьми и другими детьми ребенок  вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили ранее, при наделении его слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высоком уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту.[25]

Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко тремя разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии получить возможность для разностороннего личностного развития.  Необходимо сделать ребенка активным участником сразу нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста.

Актуальность опыта: формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.

Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применять на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях.

Для успешного опыта учителя использовали следующие методы:

      1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.

 

 2. Социальная активность и креативность. 

3. Чувство профессионального  долга и личная ответственность. 

4. Занятия по самообразованию и самовоспитанию. 

5. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал). 

6. Предметная  компетенция в сфере учительской специальности.

7. Профессиональная  самореализация. 

8. Работа с родителями.

9. Сотрудничество  с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогического коллектива школы. 

10. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.

Система работы учителя. Педагогами создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.

Элементы системы: · Отбор дополнительного теоретического материала;

Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;

Использование регионального компонента;

Направленность  приемов, форм и методов организации учебно — воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся;

Организации работы с родителями;

Внеклассная работа как средство активизации познавательного интереса школьников;

Кружковая и факультативная работа.

Отбор теоретического материала.

Современные принципы коммуникативного обучения  требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении». В своей работе учитель руководствуется следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о ситуативной организации процесса, о новизне и информативности учебного процесса (И. Л. Бим, Е. И. Пассов).

Организация самостоятельной  работы учащихся с учебной дополнительной литературой.

Организация различных  форм внеклассной работы, позволяющих  удовлетворить познавательные интересы, ответить на волнующие вопросы.

Использование на уроках упражнений с использованием таких элементов, как образные сравнения, пословицы, поговорки фразеологические обороты повышает мотивацию обучаемого (загадках, народных приметах, легендах, поверьях, стихах, песнях). [32]

Учитель апробирует собственные элементы педагогической технологии поддержания интереса, заключающиеся  в роли и месте эмоционального фактора, принципа сознательного включения чувств в процесс обучения, в этом случае происходит усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной; психомоторной.

Организация самостоятельной работы.

Учитель ставит такие задачи в организации самостоятельной деятельности учащихся, которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дает возможность осуществлять самообучение в нескольких направлениях:

· поддержание  и совершенствование достигнутого уровня коммуникативной компетенции;

Поэтапно осуществляет формирование элементов самоконтроля уч-ся:

· научиться  понимать и принимать контроль учителя;

· научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников;

· научиться  осуществлять самонаблюдения своей  учебной деятельности, анализ, корректировку  и оценку.

Работа  с родителями.

С родителями проводятся беседы на морально-этические, экологические темы, обсуждаются проблемы подростков в современном обществе. От того, какой пример подают взрослые в своих семьях, зависит уровень культуры ребенка. На родительских собраниях читаются доклады, где даются рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей, проводятся лекции психолога. 

В основу обучения положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Данный принцип реализуется через преодоление противоречия между обучением в «жизнеподобных» ситуациях и необходимыми другими упражнениями. Поэтому учитель направляет внеклассную работу на усвоение, как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого учащегося.

Вне общения со взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили ранее, при наделении его слишком большими полномочиями и властью над личностью, а также при недостаточно высоком уровне собственного развития ребенка может препятствовать его дальнейшему росту.[27, c.77] Роль педагога в этом процессе является главной, так как именно через учителя происходит процесс познания.

Информация о работе Теоретические основы формирования коммуникативных способностейу младших школьников