Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель: выявить условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Объект: процесс формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Гипотеза: формирование коммуникативных способностей у младших школьников будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:
- выявляется своевременно коммуникативный опыт младших школьников;
- обеспечивается целенаправленное систематическое просвещение младших школьников по вопросам общения;
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных способностейу младших школьников 1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования коммуникативных способностей у младших школьников 8
1.2. Методы диагностики уровня сформированности коммуникативных способностей у младших школьников 18
1.3. Изучение педагогического опыта по формированию коммуникативных способностей младших школьников 24
Список литературы 29
В исследовании будет приоритетной позиция А.А. Леонтьева, определяющая общение как вид деятельности.
Основу позиции составляют следующие положения:
1. Определяя
деятельность как форму
2. Процесс общения,
согласно А.А. Леонтьеву,
3. Основные характеристики деятельности (предметность и субъектность) также можно назвать характеристиками общения, так как социальная обусловленность деятельности человека (предметность) и «обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности» (субъектность) в равной степени характеризуют и процесс общения.
Исходя из деятельностной природы общения, определим его структурные компоненты (цель, мотив, предмет, продукт, средства общения). Наибольший интерес в этом отношении представляет для нас теория общения, представленная М. И. Митиной. Автор исходит из субъект-субъектной парадигмы, рассматривает общение как психологическую категорию, интерпретирует его как деятельность [32].
Согласно данному
подходу, исследователь выделяет следующие
структурные компоненты общения (коммуникативной
деятельности):
- цель общения - налаживание отношений
и достижение общего результата;
- предмет общения — партнер по общению
как субъект;
- мотивы общения - то, ради чего предпринимается
общение;
- средства общения - операции, с помощью
которых осуществляется действие общения;
- продукт общения - образования материального
и духовного характера, создающиеся в
общении.
Структура коммуникативной деятельности, представленная М.И. Митиной, положена в основу нашего исследования. В этой связи, принципиальным для нас является определение сущности понятия коммуникация и его соотношение с понятием «общение».
В психолого-педагогической
литературе также существуют различные
подходы к решению данного вопроса. Так, в словаре
иностранных слов коммуникация (communicatio)
определяется как «акт общения, связь
между двумя или более индивидами, основанные
на взаимопонимании».
В Советском энциклопедическом словаре
коммуникация трактуется как «общение,
передача информации от человека к человеку».
Из данных определений вытекает, что коммуникация определяется как общение. Также понятие «коммуникация» определяется как «близкое к понятию общения, но расширенное» в словаре практического психолога. Далее поясняется, что коммуникация - это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. В этом же словаре дано определение общения, в котором указанный выше обмен информацией является составной частью общения. Общение - «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера».
Анализ представленных в психологическом словаре определений коммуникации и общения показывает, что коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения.
С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Поэтому более правомерным будет считать понятия «общение» и «коммуникация» синонимичными.
Более узкое
трактование понятия «
Такое трактование сущности понятия «коммуникация» слишком узкое. Исходя из определения коммуникации как акта сообщения информации, даваемого данными учеными, мы считаем невозможным осуществление данного акта вне организации процесса взаимодействия, восприятия и понимания партнерами друг друга, то есть вне перцептивного и интерактивного блоков общения (Г.М. Андреева).
Итак, общение, коммуникация
и коммуникативная деятельность
являются рядоположными понятиями,
а любая коммуникативная
Данные положения
были учтены нами при определении
структуры коммуникативных
Психологическое развитие ребенка начинается с общения: человек обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится очень богатой, позволяющей быстро усваивать вербальный язык общения, использовать звуковую речь. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни.
В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.
Психолог М. И. Лисина предлагает свои ступени (4 формы) общения ребенка с окружающими в первые 7 лет жизни:
Ситуативно-личностная (0-6 месяцев) – общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей;
Ситуативно-деловая (6 месяцев-3 года) – общение, разворачивающееся в ходе совместной со взрослыми деятельности;
Внеситуативно-познавательная (3-4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совметной со взрослым и самостоятельности ребенка по ознакомлению с физичиским миром;
Внеситуативно-личностная (4-6 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира.
Итак, с поступлением в школу у ребенка происходит ускорение интеллектуального и личного роста. Содержание общения становится более разнообразным и углубленным. Цели общения подвергаются дифференциации. Совершенствуются средства и техники. Помимо этого, процесс общения вербализуется, становится более интеллектуализированным, в нем четко различаются и развиваются относительно независимо друг от друга деловое и личностное общение.
Психологическая сущность формирования коммуникативных способностей младших школьников заключается в том, что движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия, и повышенная эмоциональность коллективного восприятия, и противоречия, расхождения мнений, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель побуждает учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату.
Итак, общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается
как вид деятельности, направленной
на обмен информацией между
Общение является одной из самых сложных сторон педагогического труда, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением — важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Интересны в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя.
Коммуникативные
способности, проявляющиеся в педагогическом
общении — это способности
к общению, специфическим образом
выступающие в сфере
Психолого-педагогическая диагностика необходима для достижения цели психологического мониторинга - создание условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.
Применение математических
методов анализа полученных данных
(статистическая обработка, корреляционный
анализ) позволило установить, что
успеваемость на уроках письма тесно
взаимосвязана с
Для диагностики
коммуникативных способностей детей
школьного возраста чаще всего используются
опросники, но, к сожалению, они разработаны
для более старших возрастов.
Можно также разработать
В том случае,
если для точной диагностики коммуникативных
проблем клиента и
Тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей трех – пятилетнего возраста [18,c.77].
Исследование коммуникативных навыков мы провели при помощи «Методики одномоментных срезов» (изучение свободного общения детей).
Исследование проводится с группой детей на протяжении 3-х дней, через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов – 30-40, минимальное – 20.
Экспериментатор
во время свободной деятельности
фиксирует все объединения
В исследовании приняли участие 14 школьников.
Графически данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень развития коммуникативных умений и навыков детей контрольной и экспериментальной группы
Как видно из представленных выше таблиц и рисунка, уровень детей обеих групп довольно низок.
На основе полученных данных нами была разработана система занятий на формирование коммуникативных навыков. Работа на формирующем этапе эксперименте проводилась только с детьми экспериментальной группы.
Сводные результаты диагностики уровня коммуникативных умений на констатирующем этапе эксперимента.
Графически данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Уровень развития коммуникативных умений и навыков детей контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента.
Затем были проведены занятия по развитию коммуникативных навыков у детей.[29]
Краткое описание использованных упражнений для развития коммуникативных способностей
Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения младших школьников имеет три основных направления (три цели):