Теоретические основы формирования коммуникативных способностейу младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Объект: процесс формирования коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: условия и средства формирования коммуникативных способностей у младших школьников.
Гипотеза: формирование коммуникативных способностей у младших школьников будет успешнее, если реализуются следующие условия и средства:
- выявляется своевременно коммуникативный опыт младших школьников;
- обеспечивается целенаправленное систематическое просвещение младших школьников по вопросам общения;

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных способностейу младших школьников 1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования коммуникативных способностей у младших школьников 8
1.2. Методы диагностики уровня сформированности коммуникативных способностей у младших школьников 18
1.3. Изучение педагогического опыта по формированию коммуникативных способностей младших школьников 24
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

В исследовании будет приоритетной  позиция А.А. Леонтьева, определяющая общение как  вид деятельности.

Основу позиции  составляют следующие положения:

1. Определяя  деятельность как форму активности (А.Н. Леонтьев), мы не можем  отрицать, что общение тоже есть форма активности субъекта.

2. Процесс общения,  согласно А.А. Леонтьеву, имеет  цель, мотив, результативность, нормативность,  что является условиями любой деятельности.

3. Основные характеристики  деятельности (предметность и субъектность) также можно назвать характеристиками общения, так как социальная обусловленность деятельности человека (предметность) и «обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности» (субъектность) в равной степени характеризуют и процесс общения.

Исходя из деятельностной природы общения, определим его  структурные компоненты (цель, мотив, предмет, продукт, средства общения). Наибольший интерес в этом отношении представляет для нас теория общения, представленная М. И. Митиной. Автор исходит из субъект-субъектной парадигмы, рассматривает общение как психологическую категорию, интерпретирует его как деятельность [32].

Согласно данному  подходу, исследователь выделяет следующие структурные компоненты общения (коммуникативной деятельности):  
- цель общения - налаживание отношений и достижение общего результата;  
- предмет общения — партнер по общению как субъект;  
- мотивы общения - то, ради чего предпринимается общение;  
- средства общения - операции, с помощью которых осуществляется действие общения;  
- продукт общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в общении.

Структура коммуникативной  деятельности, представленная М.И. Митиной, положена в основу нашего исследования. В этой связи, принципиальным для нас является определение сущности понятия коммуникация и его соотношение с понятием «общение».

В психолого-педагогической литературе также существуют различные  подходы к решению данного вопроса. Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании». 
В Советском энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как «общение, передача информации от человека к человеку».

Из данных определений  вытекает, что коммуникация определяется как общение. Также понятие «коммуникация» определяется как «близкое к понятию общения, но расширенное» в словаре практического психолога. Далее поясняется, что коммуникация - это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. В этом же словаре дано определение общения, в котором указанный выше обмен информацией является составной частью общения. Общение - «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера».

Анализ представленных в психологическом словаре определений коммуникации и общения показывает, что коммуникация трактуется как понятие более широкое, чем общение, и в то же время она является (согласно определению) составляющей процесса общения.

С другой стороны, если «коммуникация» определяется как понятие, близкое к «общению», следовательно, оно не сводится только к процессу передачи информации. Поэтому более правомерным будет считать понятия «общение» и «коммуникация» синонимичными.

Более узкое  трактование понятия «коммуникация» представлено в трудах Г.А. Андреевой, А.В. Батаршева, Е.Е.Дмитриевой, Я.Л. Коломинского, В.В. Руденского [13, 22, 34]. Ученые под коммуникацией подразумевают только информационный блок общения.

Такое трактование сущности понятия «коммуникация» слишком узкое. Исходя из определения коммуникации как акта сообщения информации, даваемого данными учеными, мы считаем невозможным осуществление данного акта вне организации процесса взаимодействия, восприятия и понимания партнерами друг друга, то есть вне перцептивного и интерактивного блоков общения (Г.М. Андреева).

Итак, общение, коммуникация и коммуникативная деятельность являются рядоположными понятиями, а любая коммуникативная деятельность индивида обязательно содержит информационный, интерактивный и перцептивный блоки.

Данные положения  были учтены нами при определении  структуры коммуникативных способностей младших школьников. Но, прежде всего, рассмотрим психологическую сущность способностей. Разработкой психологического аспекта проблемы способностей занимались А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов.

Психологическое развитие ребенка начинается с общения: человек обнаруживает способность  к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится очень богатой, позволяющей быстро усваивать вербальный язык общения, использовать звуковую речь. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни.

В общении сначала  через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Психолог М. И. Лисина предлагает свои ступени (4 формы) общения ребенка с окружающими в первые 7 лет жизни:

Ситуативно-личностная (0-6 месяцев) – общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка  и удовлетворение всех его первичных  потребностей;

Ситуативно-деловая (6 месяцев-3 года) – общение, разворачивающееся в ходе совместной со взрослыми деятельности;

Внеситуативно-познавательная (3-4 года) – общение, разворачивающееся  на фоне совметной со взрослым и  самостоятельности ребенка по ознакомлению с физичиским миром;

Внеситуативно-личностная (4-6 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира.

Итак, с поступлением в школу у ребенка происходит ускорение интеллектуального и  личного роста. Содержание общения  становится более разнообразным и углубленным. Цели общения подвергаются дифференциации. Совершенствуются средства и техники. Помимо этого, процесс общения вербализуется, становится более интеллектуализированным, в нем четко различаются и развиваются относительно независимо друг от друга деловое и личностное общение.

Психологическая сущность формирования коммуникативных  способностей младших школьников заключается  в том, что движущими силами, стимулами коллективного познания являются для детей и привлекательность коллективного общения, обучающего взаимодействия, и повышенная эмоциональность коллективного восприятия, и противоречия, расхождения мнений, возникающие в этом процессе. Общая учебная цель побуждает учащихся к преодолению всех трудностей и несоответствий, объединяет в стремлении к общему положительному результату.

Итак, общение  — первый вид деятельности, возникающий  в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается  как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися  людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Общение является одной из самых сложных сторон педагогического труда, так как  через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением — важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Интересны в  педагогическом плане, но менее изучены  и порождают больше разнообразных  проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя.

Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении — это способности  к общению, специфическим образом  выступающие в сфере педагогического  взаимодействия, связанного с обучением  и воспитанием детей.

 

 

1.2. Методы диагностики  уровня сформированности коммуникативных способностей у младших школьников

Психолого-педагогическая диагностика необходима для достижения цели психологического мониторинга - создание условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.

Применение математических методов анализа полученных данных (статистическая обработка, корреляционный анализ) позволило установить, что  успеваемость на уроках письма тесно  взаимосвязана с социометрическим статусом ребенка в классе. Конфликтные, гиперактивные дети хуже усваивают орфограммы, часто допускают ошибки на пропуск и замену букв. Одна из причин – неумение контролировать не только во время учебной деятельности на уроке, но и на перемене, в общении с детьми [14, c. 66].

Для  диагностики  коммуникативных способностей детей  школьного возраста чаще всего используются опросники, но, к сожалению, они разработаны  для более старших возрастов. Можно также разработать анкетные методики, составить анкету правил общения, на сколько  дети умеют общаться. Можно использовать метод опроса, что поводу думает учитель. Провести опрос учителя, использовать метод наблюдения за детьми.

В том случае, если для точной диагностики коммуникативных  проблем клиента и формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно, можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов, рассчитанных на оценку коммуникативных способностей.

Тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей трех – пятилетнего возраста [18,c.77].

 

Исследование  коммуникативных навыков мы провели  при помощи «Методики одномоментных  срезов» (изучение свободного общения  детей).

Исследование  проводится с группой детей на протяжении 3-х дней, через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов – 30-40, минимальное – 20.

Экспериментатор во время свободной деятельности фиксирует все объединения детей, а так же играющих в одиночку. В протоколах ребенок получает свой номер, за которым он закрепляется на протяжении всего исследования.

В исследовании приняли участие 14 школьников.

Графически данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень  развития коммуникативных умений и  навыков детей контрольной и  экспериментальной группы

Как видно из представленных выше таблиц и рисунка, уровень детей обеих групп  довольно низок.

На основе полученных данных нами была разработана система  занятий на формирование коммуникативных  навыков. Работа на формирующем этапе  эксперименте проводилась только с детьми экспериментальной группы.

Сводные результаты диагностики уровня коммуникативных  умений на констатирующем этапе эксперимента.

 

Графически данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень  развития коммуникативных умений и  навыков детей контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента.

Затем были проведены  занятия по развитию коммуникативных  навыков у детей.[29]

 

Краткое описание использованных упражнений для развития коммуникативных способностей

Специальная работа по коррекции коммуникативного поведения младших школьников имеет три основных направления (три цели):

    1. Первое направление реализуется по линии развития у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Другими словами, проводится специальная работа по формированию восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе, развитию делового сотрудничества с ним и общих игровых интересов.
    2. Второе направление состоит в развитии у ребенка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, эмоционально-мимические, пантомимические, жестовые, словесные).
    3. Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, которые возникают не только в результате ознакомления детей с профессиями людей, но, главное, вычленения, осознания и воссоздания и игре различных видов социальных отношений.

Информация о работе Теоретические основы формирования коммуникативных способностейу младших школьников