Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и методических основ социально-психологического тренинга, знакомство с общими теоретическими основами групповой работы, и типологией социально психологического тренинга.
Задачи работы:
1) Проанализировать в целом систему тренинга, уделить внимание теоретическим основам социально- психологического тренинга;
2) Провести сравнительный анализ между социально-психологическим тренингом и психотерапевтическим тренингом;
3) Изучить существующие классификации СПТ;
4) Выявить типы СПТ и методические основы СПТ.
Введение 3
1 Общее представление о психологическом тренинге
1.1 Краткая история развития групповых методов психотерапии
и практической психологии 5
1.2 Психологический тренинг как метод практической психологии. Специфические черты и основные парадигмы тренинга 9
2 Различные подходы к классификации социально - психологических тренингов
2.1 Классификация социально - психологических тренингов 13
2.2 Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов 17
3. Методические основы социально-психологического тренинга
3.1 Основные методы СПТ 20
3.2 Общие принципы групповой работы и организация тренинговой группы 22
Заключение 27
Глоссарий 29
Список использованных источников 31
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Барнаульский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Социальная психология |
Тема |
№99. Теоретические основы и типология социально-психологического тренинга |
Фамилия студента |
Филишова |
Имя студента |
Елена |
Отчество студента |
Анатольевна |
№ контракта |
1540 50070910 02 |
Введение
1 Общее представление о психологическом тренинге
1.1 Краткая история
развития групповых методов
и практической психологии
1.2 Психологический
тренинг как метод
2 Различные
подходы к классификации
2.1 Классификация социально
- психологических тренингов
2.2 Сравнительный анализ социально- психологического
и психотерапевтического тренингов
3. Методические основы социально-психологического тренинга
3.1 Основные методы СПТ
3.2 Общие принципы групповой работы и организация тренинговой группы 22
Заключение
Глоссарий
Список использованных
источников
Приложение А «Цели групповой работы в тренинге» 33
Приложение
Б «Важнейшие тренинговые методы»
В наше время условия окружающей социальной среды требуют огромного психического напряжения, повышения стрессоустойчивости, готовности к быстрым переменам. Такие условия служат причиной увеличения количества людей, нуждающихся в психологической помощи, и как следствие повышается популярность социально - психологического тренинга.
Социально-психологический тренинг в широком смысле — это вся совокупность различных форм групповой работы и видов тренингов, направленных на мобилизацию всего личностного потенциала индивида и, таким образом, способствующих личностному росту [5, C.5].
Социально-психологический
тренинг сегодня все больше проникает
в различные области социальной
практики. Его диагностические,
обучающие и развивающие
Широкий круг задач, решаемых средствами СПТ, и определяет разнообразие его форм. Многообразие видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые берутся за основу при разработке каждого отдельного тренинга. Поставленные цели и задачи различные виды тренинговых групп решают с помощью использования определенных методов, приёмов и техник социально- психологического тренинга. Все вышесказанное определяет актуальность данной курсовой работы.
Объект работы: теоретические основы и типология социально- психологического тренинга.
Предмет: социально-психологический тренинг.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и методических основ социально-психологического тренинга, знакомство с общими теоретическими основами групповой работы, и типологией социально психологического тренинга.
Задачи работы:
1) Проанализировать в целом систему тренинга, уделить внимание теоретическим основам социально- психологического тренинга;
2) Провести сравнительный анализ между социально-психологическим тренингом и психотерапевтическим тренингом;
3) Изучить существующие классификации СПТ;
4) Выявить типы СПТ и методические основы СПТ.
Принимая во внимание задачи, поставленные при выполнении данной работы, применялся теоретический метод исследования - анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
Изученность. Социально- психологический тренинг (СПТ) – это новая сфера деятельности в России. По замечанию И.В. Вачкова: «почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада» [4, c.12]. Однако и в нашей стране появились специалисты - практики мирового уровня, и метод СПТ активно используется в работе с различными группами.
При написании курсовой работы было использовано 20 литературных источников. В основном использовалась учебная литература, работы ведущих специалистов данной области, а именно труды таких авторов как: И. В. Вачков Ю.Н. Емельянова и др.[4, 5, 9 и др.].
Практическая значимость работы заключается в том, что материал может быть использован в дальнейшем как теоретическая база для написания выпускной квалификационной работы, в систематизации теоретических аспектов социально-психологического тренинга, а так же в помощь при организации социально-психологического тренинга.
Композиционно работа состоит из введения, главы 1, главы 2 , главы 3 , заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения А, приложения Б.
1.1 Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии
История становления групповых форм психологической работы неразрывно связано с изменением представлений в обществе о роли социально-психологических знаний, навыков и умений в человеческой жизни. Ещё в глубокой древности философы и политики, жрецы и военноначальники, дипломаты и купцы, настойчиво искали, собирали и использовали знания о закономерностях восприятия и понимания людьми друг друга, о методах выявления неискренности партнеров по общению, о приемах эффективного воздействия на их настроение, желание, побуждения. Такие познания хранились в секрете, на правах тайного оружия и передавались лишь узкому кругу посвященных.
Желание приобщиться
к социально-психологическим
Традиционные методы, прежде всего, направлены на передачу определенной суммы знаний и формирование навыков практической деятельности. Они предполагают предоставление обучаемым готовых решений в качестве образца. Активность обучаемых по своей направленности и содержанию носит преимущественно репродуктивный характер.
До начала ХХ века поведение
людей в группах и способность
групп оказывать
Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области общественных наук, включая К. Левина, создателя теории групповой динамики. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, вызывающие их поведение у других людей. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как тебя видят другие.
Изначально Т-группа определялась
как собрание гетерогенных индивидов,
встретившихся с целью
Уже в 1947 г. в США создается Национальная лаборатория тренинга, существующая и поныне. Первой группой стала группа тренинга базовых умений. Впоследствии результаты ее работы были учтены в практике Т-групп, где управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров стали обучать эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность и др.
В 50-60-е годы наблюдается растущий интерес психологов и психотерапевтов к работе с группами (К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Эллис и др.), и интерес этот был обусловлен успехами психокоррекционной работы в группах, явными преимуществами групповой терапии.
Было выявлено, что СПТ группы (группы социально-психологического тренинга) дают возможность участникам получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих аналогичные проблемы и переживания. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других, в группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучиться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Группа облегчает процесс самоисследования и интроспекции, усиливает уверенность в себе, способствует возникновению ощущения комфортности нахождения с себе подобными.
И. Ялом выделил десять лечебных факторов СПТ групп: сплочённость, внушение надежды, обобщение (человек перестаёт считать свои проблемы уникальными), альтруизм, предоставление информации, множественный перенос (похожесть группы на семью), межличностное обучение (апробирование новых форм поведения), развитие межличностных умений, имитирующее поведение (подражание образцам), катарсис (психологическое очищение, облегчение).
Некоторые из Т-групп были ориентированы на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли ещё в 1954 г. и получили название групп сензитивности.
В 70-х гг. XX в. В Лейпцигском и Йенском университетах под руководством Манфреда Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Практической областью приложения разработанных М.Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.
Первая монография, посвященная
теоретическим и методологическ
Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и т.д.), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название социально - психологический тренинг (СПТ) часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.
В 90-е годы психология становится более
женской наукой, чем когда-либо ранее.
В переломный момент нашей истории
она сознательно или
В это же время, в начале 90-х годов, начали бурно развиваться разнообразные формы «интенсивного» тренинга, в котором люди в буквальном смысле опрокидывались навзничь, сознательно лишались привычных для них внутренних опор, прежних установок, убеждений и предубеждений с помощью методов прямого тактильного и звукового воздействия, зачастую даже не речевого, а музыкального или шумового.
Первые такие опыты были начаты ещё в 60-е годы в так называемой Эсаленской школе В. Шутцем и Ф. Перлзом, основателем гештальт-терапии. Также довольно сильное воздействие на сознание некоторых психологов оказала книга Л. Рейнхарда «Трансформация» о программе просветления Вернера Эрхарда. До сих пор существуют терапевты, использующие данную книгу и тренинг В. Эрхарда как основу для своих тренингов. На сегодняшний день существует и масса других, аналогичных им, движений. При этом далеко не всегда «интенсивным» тренингом занимаются только непрофессионалы.2
Информация о работе Теоретические основы и типология социально-психологического тренинга