Теоретические основы и типология социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и методических основ социально-психологического тренинга, знакомство с общими теоретическими основами групповой работы, и типологией социально психологического тренинга.
Задачи работы:
1) Проанализировать в целом систему тренинга, уделить внимание теоретическим основам социально- психологического тренинга;
2) Провести сравнительный анализ между социально-психологическим тренингом и психотерапевтическим тренингом;
3) Изучить существующие классификации СПТ;
4) Выявить типы СПТ и методические основы СПТ.

Содержание работы

Введение 3
1 Общее представление о психологическом тренинге
1.1 Краткая история развития групповых методов психотерапии
и практической психологии 5
1.2 Психологический тренинг как метод практической психологии. Специфические черты и основные парадигмы тренинга 9

2 Различные подходы к классификации социально - психологических тренингов
2.1 Классификация социально - психологических тренингов 13
2.2 Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов 17

3. Методические основы социально-психологического тренинга
3.1 Основные методы СПТ 20
3.2 Общие принципы групповой работы и организация тренинговой группы 22

Заключение 27
Глоссарий 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Социальная психология.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

2. Принцип персонификации высказываний.

Суть данного принципа состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые  помогают в повседневном общении скрывать собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Например, вместо высказываний: «общеизвестно...», «некоторые считают, что...» в группе учат говорить, используя формы: «я считаю, что ...» и т.п.

3. Принцип акцентирования на языке чувств.

Согласно этому принципу, участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров  по группе) и во время обратной связи, насколько возможно, использовать язык, фиксирующий такое состояние. Примером данной формы обращения может служить констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения высказывания в подобной эмоционально акцентируемой манере не являются типичными. Соответственно, перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение понимать, четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.

4. Принцип активности.

Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие, основной задачей которого является целенаправленное познание себя, партнера и группы в целом. В обыденной жизни человек под влиянием различных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача тренинга как раз и состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. Именно в связи с этим на занятиях в разумных пределах , поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя.

5. Принцип доверительности.

Данный принцип предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику и, в конечном итоге, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу (например, на «ты»). Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверительность поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать».

6. Принцип конфиденциальности.

Суть этого принципа раскрывается в рекомендации не выносить содержание общения, развивающееся  в процессе тренинга, за пределы  группы. Это также оказывает содействие установлению близких и доверительных отношений, т.к. участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал; обсуждение же участниками тренинга проблем группы за ее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении данных проблем в пределах самой группы уменьшается, ведь тема в определенной мере исчерпывает себя.

Одной из типичных закономерностей начального периода общения в тренинговой группе является явное либо скрытое противодействие со стороны её отдельных участников, возникающее из-за тревожных ожиданий или очень развитой психологической защиты. Для того чтобы разрушить начальную скованность, можно использовать подгруппы (по 2-4 человека), в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы. 10

Таким образом, принципы  работы в группе задают определенный тон и стиль взаимодействия, определяют его нравственные и организационные нормы, что является одним  из важнейших условий эффективности тренинговых занятий.

Далее необходимо рассмотреть  принципы организации тренинговых  групп.

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. явлений.

Уровень организации  работы в значительной мере зависит  от того, как практически реализуется принцип психологического взаимодействия. Для достижения положительных личностных изменений, базовой перестройки отношений иногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно - тренинговой группе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодраммы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.

Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.

Благодаря его реализации много проявлений человеческой психики не только возникают перед членами группы в виде теоретических понятий, а и становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.

Существенным является вопрос о комплектовании группы. Желательно проводить предшествующие индивидуальные собеседования со всеми потенциальными участниками.

Формируя группу, лучшее не включать в неё людей с очень  стереотипозованной психологической  защитой, т.к. занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов. Кроме того, это может отрицательно повлиять на групповой процесс. Также нежелательно участие людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личного развития и идут в группу только с целью «познания метода» или ради приятного времяпровождения.

Отправным пунктом для  обеспечения успешной работы тренинговой  группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта, а работа в ней четко структурирована.

Продолжительность занятий  в идеале должна быть определена заранее. Размещать участников во время тренинга лучшее по кругу в мягких креслах. Важно, чтобы каждый из них был уверен, что их не подслушивают.

На начальной стадии обучения важнейшей задачей, которую  решает руководитель, является выработка  групповых норм и усвоение участниками  главных требований тренинга. Руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами и принципами тренингового общения.11

Таким образом, ведущими принципами организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения, а также  выработка групповых норм и усвоение участниками главных требований тренинга.

 

 

Заключение

 

Социально- психологический  тренинг это важная сфера современной  профессиональной деятельности, а также  совокупность методов, характеризующихся  рядом особенностей:

- работа ведется  с психически здоровыми людьми;

- применяется групповая  форма работы;

- используются методы  практической психологии, подразумевающие  активное вовлечение участников  группы;

- в ходе тренинга  решаются задачи по развитию  и совершенствованию личности  в целом и личностных качеств, необходимых для улучшения социального бытия участников.

Основными психологическими механизмами, обеспечивающими развитие и коррекцию поведения, личностных образований человека являются механизмы: конфронтации, корригирующего эмоционального опыта, научение и плацебо- эффект.

Психологическую основу СПТ составляют положения психологической теории деятельности, разрабатываемой отечественными психологами.

Классификационная модель социально - психологического тренинга предполагает систематизацию по трём основным критериям:

    • цели, которые ставятся перед СПТ;
    • направленность изменений;
    • форма организации тренинга.

Широкий круг задач, решаемых средствами СПТ, определяет разнообразие форм тренинга. Все многообразие форм можно разделить на 2 класса:

1. ориентированные на  развитие специальных умений  или инструментально-ориентированные  тренинги;

2. нацеленные на углубление  опыта анализа ситуаций общения  — повышение адекватности анализа  себя, партнера по общению, групповой  ситуации в целом или личностно-ориентированные тренинги.

СПТ как форма обучения имеет отличия от традиционных форм:

1. СПТ способствует  не только быстрому приобретению  знаний, прежде всего, формируется  способность и готовность человека  быстро без стресса изменять  своё поведение в сложной новой обстановке.

2. Навыки, приобретенные  в тренинге, сохраняются и проявляются  более эффективно.

3. В очень короткий  срок можно получить опыт поведения  в ситуациях типичных для профессиональной  деятельности.

4. Приобретается опыт  в эквивалентных жизненных ситуациях, что дает возможность личности реализовать свой опыт непосредственно в деятельности.

5. В тренинге быстрее  идет формирование мотивационной  сферы личности, её адекватное  отношение к действительности, быстрее  достигается эмоциональная стабильность.

6. СПТ создает предпосылки  к тому, чтобы человек лучше  сохранял свой эмоциональный  тонус.

7. Приобретаются знания  в области педагогики и психологии.

Эффективное проведение социально- психологического тренинга возможно при строгом соблюдении принципов групповой психологической работы

Подводя итог исследования- анализа научной и методической литературы по проблеме социально-психологического тренинга, можно сказать, что данный метод активного обучения являете  одним из наиболее действенных психологических методов помощи как в развитии компетентности в общении, так и  саморазвитии человека.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Содержание

1

Деловая игра

форма воссоздания предметного  и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений характерных для данного вида практики

2

Наблюдение

целенаправленное и  определенным образом фиксируемое  восприятие исследуемого социального - психологического явления

3

Психологический механизм тренинга

межличностная обратная связь позволяющая оптимизировать перцептивный компонент общения

4

Ролевая игра

форма воссоздания ситуации межличностного общения, понимаемого  в единстве трех его сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной

5

Социальная психология

отрасль психологии, изучающая  закономерности социально-психологических явлений, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы

6

Социально-психологический  тренинг

форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитее у личности латентности в общении

7

Тест

стандартизированное, часто  ограниченное во времени испытание, предназначенное для измерения  социально-психологических переменных

8

Тестирование

метод диагностики, который  предполагает стандартизированное  измерение социально-психологических  переменных

9

Т- группа

группа тренинга, создаваемая  для воздействия в системе  межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия

10

Тренинги личностного  роста

разновидность коммуникативных  тренингов, в которых с помощью  различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы

Информация о работе Теоретические основы и типология социально-психологического тренинга