Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и методических основ социально-психологического тренинга, знакомство с общими теоретическими основами групповой работы, и типологией социально психологического тренинга.
Задачи работы:
1) Проанализировать в целом систему тренинга, уделить внимание теоретическим основам социально- психологического тренинга;
2) Провести сравнительный анализ между социально-психологическим тренингом и психотерапевтическим тренингом;
3) Изучить существующие классификации СПТ;
4) Выявить типы СПТ и методические основы СПТ.
Введение 3
1 Общее представление о психологическом тренинге
1.1 Краткая история развития групповых методов психотерапии
и практической психологии 5
1.2 Психологический тренинг как метод практической психологии. Специфические черты и основные парадигмы тренинга 9
2 Различные подходы к классификации социально - психологических тренингов
2.1 Классификация социально - психологических тренингов 13
2.2 Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов 17
3. Методические основы социально-психологического тренинга
3.1 Основные методы СПТ 20
3.2 Общие принципы групповой работы и организация тренинговой группы 22
Заключение 27
Глоссарий 29
Список использованных источников 31
2. Принцип персонификации высказываний.
Суть данного принципа состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают в повседневном общении скрывать собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Например, вместо высказываний: «общеизвестно...», «некоторые считают, что...» в группе учат говорить, используя формы: «я считаю, что ...» и т.п.
3. Принцип акцентирования на языке чувств.
Согласно этому принципу,
участники группы должны делать акцент
на эмоциональных состояниях и проявлениях
(своих собственных и
4. Принцип активности.
Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие, основной задачей которого является целенаправленное познание себя, партнера и группы в целом. В обыденной жизни человек под влиянием различных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача тренинга как раз и состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. Именно в связи с этим на занятиях в разумных пределах , поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя.
5. Принцип доверительности.
Данный принцип предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику и, в конечном итоге, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу (например, на «ты»). Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверительность поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать».
6. Принцип конфиденциальности.
Суть этого принципа раскрывается в рекомендации не выносить содержание общения, развивающееся в процессе тренинга, за пределы группы. Это также оказывает содействие установлению близких и доверительных отношений, т.к. участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал; обсуждение же участниками тренинга проблем группы за ее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении данных проблем в пределах самой группы уменьшается, ведь тема в определенной мере исчерпывает себя.
Одной из типичных закономерностей начального периода общения в тренинговой группе является явное либо скрытое противодействие со стороны её отдельных участников, возникающее из-за тревожных ожиданий или очень развитой психологической защиты. Для того чтобы разрушить начальную скованность, можно использовать подгруппы (по 2-4 человека), в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы. 10
Таким образом, принципы работы в группе задают определенный тон и стиль взаимодействия, определяют его нравственные и организационные нормы, что является одним из важнейших условий эффективности тренинговых занятий.
Далее необходимо рассмотреть принципы организации тренинговых групп.
Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. явлений.
Уровень организации работы в значительной мере зависит от того, как практически реализуется принцип психологического взаимодействия. Для достижения положительных личностных изменений, базовой перестройки отношений иногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно - тренинговой группе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодраммы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.
Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.
Благодаря его реализации много проявлений человеческой психики не только возникают перед членами группы в виде теоретических понятий, а и становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.
Существенным является вопрос о комплектовании группы. Желательно проводить предшествующие индивидуальные собеседования со всеми потенциальными участниками.
Формируя группу, лучшее не включать в неё людей с очень стереотипозованной психологической защитой, т.к. занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов. Кроме того, это может отрицательно повлиять на групповой процесс. Также нежелательно участие людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личного развития и идут в группу только с целью «познания метода» или ради приятного времяпровождения.
Отправным пунктом для
обеспечения успешной работы тренинговой
группы выступает принцип
Продолжительность занятий в идеале должна быть определена заранее. Размещать участников во время тренинга лучшее по кругу в мягких креслах. Важно, чтобы каждый из них был уверен, что их не подслушивают.
На начальной стадии обучения важнейшей задачей, которую решает руководитель, является выработка групповых норм и усвоение участниками главных требований тренинга. Руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами и принципами тренингового общения.11
Таким образом, ведущими принципами организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения, а также выработка групповых норм и усвоение участниками главных требований тренинга.
Социально- психологический тренинг это важная сфера современной профессиональной деятельности, а также совокупность методов, характеризующихся рядом особенностей:
- работа ведется с психически здоровыми людьми;
- применяется групповая форма работы;
- используются методы
практической психологии, подразумевающие
активное вовлечение
- в ходе тренинга решаются задачи по развитию и совершенствованию личности в целом и личностных качеств, необходимых для улучшения социального бытия участников.
Основными психологическими механизмами, обеспечивающими развитие и коррекцию поведения, личностных образований человека являются механизмы: конфронтации, корригирующего эмоционального опыта, научение и плацебо- эффект.
Психологическую основу СПТ составляют положения психологической теории деятельности, разрабатываемой отечественными психологами.
Классификационная модель социально - психологического тренинга предполагает систематизацию по трём основным критериям:
Широкий круг задач, решаемых средствами СПТ, определяет разнообразие форм тренинга. Все многообразие форм можно разделить на 2 класса:
1. ориентированные на
развитие специальных умений
или инструментально-
2. нацеленные на углубление
опыта анализа ситуаций
СПТ как форма обучения имеет отличия от традиционных форм:
1. СПТ способствует
не только быстрому
2. Навыки, приобретенные в тренинге, сохраняются и проявляются более эффективно.
3. В очень короткий
срок можно получить опыт
4. Приобретается опыт в эквивалентных жизненных ситуациях, что дает возможность личности реализовать свой опыт непосредственно в деятельности.
5. В тренинге быстрее
идет формирование
6. СПТ создает предпосылки к тому, чтобы человек лучше сохранял свой эмоциональный тонус.
7. Приобретаются знания
в области педагогики и
Эффективное проведение социально- психологического тренинга возможно при строгом соблюдении принципов групповой психологической работы
Подводя итог исследования- анализа научной и методической литературы по проблеме социально-психологического тренинга, можно сказать, что данный метод активного обучения являете одним из наиболее действенных психологических методов помощи как в развитии компетентности в общении, так и саморазвитии человека.
№ п/п |
Понятие |
Содержание |
1 |
Деловая игра |
форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений характерных для данного вида практики |
2 |
Наблюдение |
целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого социального - психологического явления |
3 |
Психологический механизм тренинга |
межличностная обратная
связь позволяющая оптимизирова |
4 |
Ролевая игра |
форма воссоздания ситуации
межличностного общения, понимаемого
в единстве трех его сторон: перцептивной,
коммуникативной и |
5 |
Социальная психология |
отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы |
6 |
Социально-психологический тренинг |
форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитее у личности латентности в общении |
7 |
Тест |
стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для измерения социально-психологических переменных |
8 |
Тестирование |
метод диагностики, который
предполагает стандартизированное
измерение социально- |
9 |
Т- группа |
группа тренинга, создаваемая для воздействия в системе межличностных отношений на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия |
10 |
Тренинги личностного роста |
разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы |
Информация о работе Теоретические основы и типология социально-психологического тренинга