Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и методических основ социально-психологического тренинга, знакомство с общими теоретическими основами групповой работы, и типологией социально психологического тренинга.
Задачи работы:
1) Проанализировать в целом систему тренинга, уделить внимание теоретическим основам социально- психологического тренинга;
2) Провести сравнительный анализ между социально-психологическим тренингом и психотерапевтическим тренингом;
3) Изучить существующие классификации СПТ;
4) Выявить типы СПТ и методические основы СПТ.
Введение 3
1 Общее представление о психологическом тренинге
1.1 Краткая история развития групповых методов психотерапии
и практической психологии 5
1.2 Психологический тренинг как метод практической психологии. Специфические черты и основные парадигмы тренинга 9
2 Различные подходы к классификации социально - психологических тренингов
2.1 Классификация социально - психологических тренингов 13
2.2 Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов 17
3. Методические основы социально-психологического тренинга
3.1 Основные методы СПТ 20
3.2 Общие принципы групповой работы и организация тренинговой группы 22
Заключение 27
Глоссарий 29
Список использованных источников 31
• тренинг уверенности в себе;
• тренинг социальных навыков и т.д.
Тренинги личностного роста – это разновидность коммуникативных тренингов, в которых с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои комплексы. Такой тренинг актуализирует переживания, смутно ощущаемые людьми как препятствия жизненного успеха и профессионального продвижения. С помощью других участников кто-то один вытаскивает наружу свои неосознаваемые страхи, избавляясь от внутренних барьеров и узнавая, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять положительные качества, сформировать более адекватную оценку своих способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки в общении.
Существуют различные
типы групп личностного роста,
Таким образом, можно сделать вывод, что широкий круг задач, решаемых средствами СПТ, определяет разнообразие форм тренинга. Все многообразие форм можно разделить на 2 класса :
1. ориентированные на развитие специальных умений;
2. нацеленные на углубление
опыта анализа ситуаций
Конечно же, невозможно за те несколько дней, которые длится тренинг, сделать из участников «мастеров общения» или «гроссмейстеров влияния». Те мыслительные схемы и стереотипы поведения, которые формировались на протяжении всей жизни, нельзя поменять за два дня. Нужна упорная и систематическая работа над собой. Цель коммуникативных тренингов – показать, как это делается, и дать импульс для дальнейшего развития. При этом подразумевается, что участники будут самостоятельно продолжать отработку полученных навыков и после тренинга, пока они не превратятся в автоматический, естественный способ поведения.6
Таким образом, при разнообразных формулировках понятия тренинг, существует и ряд классификаций СПТ, которые зачастую очень сильно разнятся между собой. Средствами СПТ решается широкий круг задач, которые определяют разнообразие форм тренинга.
2.2 Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов
Возникновение психологического тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекцией. Вместе с тем необходимо обозначить различие между этими понятиями.7
Под психотерапией в
настоящее время принято понима
Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).
В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?
Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом8.
Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.
В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта.
Основными целями тренера, или ведущего, и в социально-психологическом тренинге (СПТ), и в психотерапевтическом (ПТТ) в первую очередь является, конечно же, реализация обозначенных в тренинге целей. Однако наполнение этих понятий в СПТ и в ПТТ будет разным.
Если для первой разновидности тренингов (СПТ) это приобретение участниками определённых навыков, обучение новым стратегиям действия, моделирование и отработка определённых ситуаций и т.п., т.е. научение чему-то новому, то в ПТТ это прежде всего осознание горизонтов своего развития и более глубокая проработка какой-то определённой внутренней психологической проблемы (реже –комплекса проблем).
Для получения результата участниками тренинга (как СПТ, так и ПТТ) необходимо, чтобы каждый из них сформулировал свою собственную цель, а также следовал принципам добровольности, осознанности (заинтересованности в собственных изменениях) и полезности лично для себя данного тренинга. Тем не менее можно выделить типовые цели участников тренингов.
Результатами участников социально-психологического тренинга являются:
1.Развитие способности адекватно понимать себя и других;
2.Овладение приемами
расшифровки психологических
3.Обучение эффективным
приемам межличностного
4.Овладение определенными социально-психологическими знаниями;
5.Формирование социально-
В то же время для участников психотерапевтического тренинга необходимым результатом окажется умение справляться с высокой интенсивностью и стремительностью изменений в окружающем мире, осознание своих глубинных проблем и вариантов их преодоления, избавление от страхов, комплексов и блоков с выстраиванием более ответственного отношения к своей жизни и, как следствие, раскрытие новых возможностей или новое применение своих внутренних ресурсов.
Общими результатами для групп как в СПТ, так и в ПТТ, является сплочённость, объединение вокруг определённой проблемы (задачи) и взаимовыручка, взаимоусиление всех участников.
Таким образом, можно выделить основные различия между СПТ и психокоррекцией. Во - первых, тренинговая работа не связана собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Во-вторых, в тренинге уделяется внимание развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.
3.1 Основные методы СПТ
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов социально-психологического тренинга (Приложение Б). К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно - ролевые игры (Л.А. Петровская, Г.А. Ковалев, Т.С. Яценко, И.В.Вачков и др.) [5, С. 51].
Ситуационно-ролевая
игра как форма социально-
По существу ролевая игра- это дискуссия, но в лицах, в которой участники разыгрывают роли персонажей ситуации в соответствии со своими представлениями о взглядах и моделях поведения лиц, которых им поручено изображать.
Преимущество этого метода состоит в том, ситуацию в игре можно разыгрывать сколько угодно раз до тех пор пока участники не будут удовлетворены качеством той или иной роли. В игре также наличествуют две составляющие: необходимая мотивация и позитивный эмоциональный тонус. Именно в игре возможен переход от психологической работы над людьми к психологической работе с людьми. Известны различные виды игр. Среди наиболее распространенных можно назвать: ситуационно - ролевые, организационно - деятельностные, организационно – мыслительные, организационно – коммуникативные, операциональные, деловые, сюжетно - ролевые игры и др. (Приложение Б)
В настоящее время в нашей стране зарегистрировано более 200 наименований деловых игр различных типов (ученых, исследовательских, управленческих и производственных).
Групповая дискуссия- это совместное обсуждение какого либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непсредственного общения[5, С. 52].
Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эгововлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.
Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность её применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, психотерапевтической, творческой и других видах деятельности. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могли выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи, казусы или кейсы из профессиональной практики.
Помимо профессиональных, управленческих и научно- технических проблем предметом дискуссии могут быть и межличностные отношения самих участников.
Дискуссионные методы могут быть в форме: диалога, групповой дискуссии («круглый стол»), «мозгового штурма», анализа конкретной ситуации или инцидента и других.
Актуальным остается замечание Г.Н. Андреевой о том, что «навык ведения групповой дискуссии - обязательное условие успешного руководства группой со стороны руководителя, потому тренинг в этой его форме особенно целесообразен для руководителей»9.
Промежуточное положение занимает метод группового обсуждения проблемных ситуаций в его различных модификациях. Здесь возможна как ориентация на задачу (например: разбор случаев из производственной практики), так и ориентация на межличностные отношения (например: «метод конструктивных конфликтов»). При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества. Метод помогает решать следующие задачи:
- обучать участников анализу реальных ситуаций, а также навыку отделять важное от второстепенного и формулировать проблемы;
- прививать умение слушать и взаимодействовать с другими участниками;
- моделировать особо сложные ситуации, когда самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы. Здесь важно показать, что именно коллектив является основой в принятии большинства решений;
- продемонстрировать
характерную для большинства
проблем многозначность
Таким образом, можно заметить, что методы, упражнения, приемы «являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего"[5, С.55].
3.2 Общие принципы групповой работы и организация тренинговой группы
Важнейшим условием
эффективности тренинговых
К числу наиболее важных относятся:
1. Общение по принципу «здесь и теперь».
Для многих участников характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Однако главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, базирующаяся на доверительном межличностном общении.
Информация о работе Теоретические основы и типология социально-психологического тренинга