Теоретические основы и типология социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и методических основ социально-психологического тренинга, знакомство с общими теоретическими основами групповой работы, и типологией социально психологического тренинга.
Задачи работы:
1) Проанализировать в целом систему тренинга, уделить внимание теоретическим основам социально- психологического тренинга;
2) Провести сравнительный анализ между социально-психологическим тренингом и психотерапевтическим тренингом;
3) Изучить существующие классификации СПТ;
4) Выявить типы СПТ и методические основы СПТ.

Содержание работы

Введение 3
1 Общее представление о психологическом тренинге
1.1 Краткая история развития групповых методов психотерапии
и практической психологии 5
1.2 Психологический тренинг как метод практической психологии. Специфические черты и основные парадигмы тренинга 9

2 Различные подходы к классификации социально - психологических тренингов
2.1 Классификация социально - психологических тренингов 13
2.2 Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов 17

3. Методические основы социально-психологического тренинга
3.1 Основные методы СПТ 20
3.2 Общие принципы групповой работы и организация тренинговой группы 22

Заключение 27
Глоссарий 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Социальная психология.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2  Психологический тренинг  как метод практической психологии. Специфические черты и основные парадигмы тренинга

 

 

Рассматривая тренинг  как особым образом организованную реальность, ведущие отечественные  специалисты по тренингу определяют его как "совместную предметную деятельность"3. Работами психологов А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выгодского доказано, что психика формируется посредством деятельности, то есть, «в» и «из» деятельности. Их идеи сложились в психологическую теорию деятельности, главным постулатом этой теории является положение о том, что внутренняя психическая деятельность есть преобразованная внешняя материальная деятельность.

Психологи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие исследовали  структурный и функциональный строй  деятельности. Оказалось, что кроме  целей и мотивов деятельность предполагает присутствие предмета деятельности и объекта деятельности, а также наличие у субъекта ориентированной основы деятельности, которая включает образ среды и образ действия.

Разработанный Гальпериным  метод, получивший название «Теория  планомерного (поэтапного) формирования умственных действий» и сотни исследований выполненных на этой базе, убедительно показали, что новые виды умственных действий первоначально должны быть усвоены во внешней, материальной (материализованной) форме, а затем они постепенно приобретут форму внутреннюю психическую.

Формирование заданного  действия по мысли Гальперина должно обязательно проходить следующие  этапы:

1. формирование мотивационной  основы действий;

2. знакомство с овладеваемой  деятельностью;

3. формирование  действия  в материальной (материализованной) форме с опорой на ориентировочную основу деятельности и предмет действия;

4. выполнение действия с опорой  на громкую социализованную (понятную  другому человеку) речь;

5. выполнение действия с опорой  на громкую внешнюю речь «про  себя»;

6. выполнение действия с опорой на «скрытую речь», то есть умственный этап – свернутое действие. Результатом такого обучения являются сформированные действия с заданными параметрами по критериям обобщенности, прочности, разумности и сознательности.

Таким образом, вырисовывается  общая психологическая схема социально -психологического тренинга, как составляющей активного социально -психологического обучения :

- создание мотивации к тому  или иному личностному изменению;

- показ в явной форме путей  и способов личностной трансформации;

- тренировка личности в практической  реализации этих способов до  достиже-ния необходимого уровня их эффективности (Приложение А).

Тренинговая группа становится для  участников своеобразной моделью того или иного социально - психологического явления, проблемы и одновременно – лабораторией по его коррекции, доведению до нормы. В процессе тренинга участники преднамеренно сталкиваются с теми же проблемами, которые беспокоят их в реальной жизни и пытаются разрешить их. При этом в отличие от реальной жизни, в тренинге имеется возможность многократно повторять попытки достичь эффективного результата, при этом не бояться за негативные последствия[8, С. 47 ]. 

В социально - психологическом тренинге основными психологическими механизмами, производящими личностные трансформации выступают: конфронтация, корригирующий эмоциональный опыт, научение и плацебо - эффект.

Механизм конфронтации состоит  в столкновении человека с зеркальным «Я», то есть с сознанием того как  его оценивают в конкретной ситуации окружающие. Это столкновение становится возможным благодаря обратной связи, в безоценочных вербальных и невербальных реакциях, демонстрируемых образцах эффективного поведения других участников тренинга. В результате получения, осмысления обратной связи человек осознает, что те или иные схемы его действий в жизненных ситуациях неэффективны. Это побуждающет человека к изменению моделей своего поведения.

Механизм корригирующего эмоционального опыта состоит в переживании  участником занятий своего прошлого, текущего и потенциального опыта, в принятии его или восстании против него в условиях действенной эмоциональной поддержки группы. Пережитая трагедия в условиях выраженного переживания снимает накал её травмирующего воздействия в силу регулирующего влияния на поведение, чувства человека.

Механизм научения проявляется  в формировании привычек и стереотипов  человека в типичных ситуациях. Такое  научение происходит несколькими способами: в процессе многократных попыток эффективно разрешить ту или иную ситуацию; путем наблюдения и присвоения эффективных моделей поведения других участников; методом инсайта и др. [12, С. 86]. 

Таким образом, психологический  механизм тренинга - межличностная  обратная связь, позволяющая оптимизировать перцептивный компонент общения.

Тренинга, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

  1. тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего;
  2. тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
  3. тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
  4. тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены  в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания  ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. "Тренер" делегирует "тренируемым" только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений [19, С.172].

Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы [16, С.21].

Итак, упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Вследствие этого можно считать, что даже жестко манипулятивные внешне приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

2 Различные подходы к классификации социально- психологических тренингов

 

2.1. Классификация социально - психологических тренингов

 

 

На сегодняшний день существует множество различных  определений  и классификаций понятия "тренинг". В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission ,MSC) предложила следующее рабочее определение: "Тренинг - это запланированный заранее процесс, цель которого состоит в изменении отношения, знаний или поведения участников с помощью обучающего опыта. Кроме того, данный процесс направлен на развитие навыков выполнения определенной деятельности» [13, С.34].

Другое определение  тренинга дает доктор психологических наук Емельянов Ю.Н: "Термин "тренинг" в структуре русской психологической речи долен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности ,в частности, общением " [9, С.56].

Приведем еще несколько  определений.

"Тренинг - любая  спланированная последовательность  действий, предназначенная и направленная  на то, чтобы помочь индивиду  либо группе людей научится  эффективно выполнять работу  или задание" [11, С.8].

"Тренинг - это процесс  ,посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы ,вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной компетентности" [9, С.18].

Если же обратится  к "Большому толковому психологическому словарю, составленному Артуром Робертом, мы увидим такое определение тренинга: "Тренинг вообще - это любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) либо участие в некоторой сложной , требующей умений деятельности" [17, С.427].   

В связи с таким  многообразием всевозможных формулировок тренинга, существует и ряд их классификаций, которые зачастую очень сильно разнятся между собой.

Например, классификация  разновидностей Т-групп: общее развитие индивидуума, формирование и исследование межличностных отношений, улучшение деятельности организаций и коллективов путем оптимизации трудовых отношений [8,С.20].

     Классификация, представленная в книге В.Ю. Большакова: «Существует масса разновидностей тренинга, наиболее известные из них: Т-группы; перцептивный тренинг; поведенческий тренинг; ролевой тренинг; видеотренинг и т.п.» [3, С.10].

В. Сороченко в статье «Всё, что нужно знать о психологических тренингах» называет следующие: коммуникативные тренинги; тренинги личностного роста;

бизнес - тренинги.4

Задачей коммуникативных  тренингов является постановка поведенческих  навыков, т.е. обучение эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности общения в реальной жизни. На таких тренингах участники практикуются в решении сложных проблем, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга пробуют налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне.

Е.А. Иноземцева предлагает систематизацию социально - психологического тренинга по трём основным критериям:

    • цели, которые ставятся перед СПТ;
    • направленность изменений;
    • форма организации тренинга5.

В зависимости от того, на какую цель делается акцент в  тренинге, их условно можно подразделить на два типа:

1. Личностно-ориентированные тренинги — тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы.

2. Инструментально-ориентированные тренинги. Сюда относится непосредственно социально-психологический тренинг поведения.   Цель данного группового подхода — изменение установок и как следствие этого последующее изменение поведения (целью СПТ поведения не может быть личность).

 К инструментально-ориентированным  тренингам можно отнести следующие  виды тренинга:

• тренинги, направленные на модификацию определенного аспекта  поведения, например (СПТ поведения, как правило, в таком широком виде встречается не часто, тренеры стараются делать программы на определенные виды поведения);

• тренинг для руководителей  — направлен на организационное  поведение;

• тренинг-программа  аргументированного поведения;

• тренинг-программа  для преодоления страха перед публичным выступлением;

• тренинг стратегии  решения конфликта;

• тренинг для управляющих;

• тренинг делового общения;

Информация о работе Теоретические основы и типология социально-психологического тренинга