Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:35, курсовая работа
Актуальность исследования: как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлением (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. А.М. Прихожан определяет тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты изучения тревожности детей в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………..6
§1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы тревожности и специфики ее проявления………………………………………………………...6
§1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста…………………………12
§1.3 Теоретические подходы к коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17
Глава II. Диагностика тревожности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...22
Заключение………….……………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………32
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты
изучения тревожности детей в старшем
дошкольном возрасте…………………………………………………………
§1.1 Теоретические подходы к
изучению проблемы тревожности и специфики
ее проявления……………………………………………………
§1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста…………………………12
§1.3 Теоретические подходы к
коррекции тревожности детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………………
Глава II. Диагностика тревожности
у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
Заключение………….………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Актуальность исследования: как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлением (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
А.М. Прихожан определяет тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».
По мнению А.М. Прихожан, «закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождая, в свою очередь, негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности».
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.
Исследуя возрастную динамику тревожности, Лаврентьева Т.В. говорит о том, что шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.
Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Цель исследования: изучить существующие теоретические подходы к изучению проблемы тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: теоретические основы изучения тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами сформулирован ряд конкретных задач:
1. Провести анализ психолого-пегогической литературы по обозначенной проблеме исследования.
2. Выявить причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть теоретические подходы к коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить методы диагностики тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, занимающихся проблемой диагностики тревожности детей (А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие.).
Теоретическую базу исследования составили труды ученых посвященные изучению тревожности детей: А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие.
Метод исследования:
- теоретические методы: изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, метод теоретического анализа.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении различных подходов в психологии и педагогике к проблеме тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: исследования состоит в изучении методов диагностики тревожности детей старшего дошкольного возраста, работа может быть использована в практике работы педагогов-психологов.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава I. Теоретические аспекты изучения тревожности детей в старшем дошкольном возрасте
§1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы тревожности и специфики ее проявления
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес - волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. [24, с.11]
Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение. [11, с.17]
Понятие «тревожность»
многоаспектно. В словарях оно отмечается
с 1771 г. Существует много версий, объясняющих
происхождение этого термина. Большинство
исследователей сходятся во мнении о
том, что рассматривать это понятие
В психологическом
словаре «тревожность»
По мнению Р.С.
Немова, тревожность определяется как
свойство человека приходить в состояние
повышенного беспокойства, испытывать
страх и тревогу в
В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий». [10, с.33]
Определенный
уровень тревожности –
Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.
В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.
Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
- с процессом обучения – учебная тревожность;
- с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
- с общением – межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности, рассматриваются и её уровневое строение. И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая
особенность может иметь
Проявления
тревожности в различных
Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [26].
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Информация о работе Теоретические основы изучения тревожности детей старшего дошкольного возраста