Теоретические основы изучения тревожности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлением (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. А.М. Прихожан определяет тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты изучения тревожности детей в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………..6
§1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы тревожности и специфики ее проявления………………………………………………………...6
§1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста…………………………12
§1.3 Теоретические подходы к коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17
Глава II. Диагностика тревожности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...22
Заключение………….……………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая по тревожности.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Психологическая коррекция различается по видам  и формам.

По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.

По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная; директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная; специальная.

Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое  воздействие в целом сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. [9, с.23]

Р.В. Овчарова, основываясь  на причинах неэффективности родительских отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность  родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности  родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

Когнитивно-поведенческий тренинг  осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

Обоснование метода: семья – целостная система. И  именно поэтому проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря  психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить  эффективность занятий.

А.А. Осипова  выделяет как средство коррекции  – социально-психологический тренинг.

Под социально-психологическим  тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах  групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.

Социально-психологический  тренинг – один из методов активного  обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы

В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.

Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных отношений В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие на его самосознание через уровень его развития.

Методы коррекции  органического уровня: фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон.

Методы коррекции  индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и  адекватных защитных проявлений (игровая  терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д.).

Методы коррекции  личностного уровня: упражнение типа «Вживание в образ», терапевтическое  общение, а также эффективные  проективные методики: рисование  страхов, составление рассказов  по специальным картинкам и так далее.

Для того, чтобы снизился уровень тревожности, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушенко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

Проблема, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

Подводя итог первой главе нашего исследования, следует отметить то, что под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

Так, какой он, тревожный ребёнок? Тревожный ребёнок  имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения  в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического  характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияв целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Диагностика тревожности у детей старшего дошкольного возраста

 

Во второй главе  нашего исследования мы решили познакомиться  с некоторыми методами диагностики  тревожности детей старшего дошкольного  возраста.

 

Тест  тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

Цель: определение общего уровня тревожности ребенка.

Тест позволяет  выявить тревожность по отношению  к ряду типичных для ребенка жизненных  ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается  как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и  подобных ситуациях. Повышенный уровень  тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет с  нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.

Каждый рисунок  выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для мальчика (на рисунках - мальчики). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Для избежания персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется названия лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные  высказывания ребенка можно зафиксировать  в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется  индекс тревожности (ИТ) ребенка, который  равен процентному отношению  числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

 

число негативных выборов

ИТ = -------------------------------- х 100%

Общее число  выборов

 

По индексу  тревожности дети подразделяются на три группы:

а) высокий уровень  тревожности (ИТ выше 50 %);

б) средний уровень  тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

в) низкий уровень  тревожности (ИТ до 20 %).

Наряду с  количественным, тестом предусматривается  и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 6,4 (Одевание) и 6,6 (Укладывание спать в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия.

 

Графическая методика «Кактус»

Методика предназначена  для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой  карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке  результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим  методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме  того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. Характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам  обработанных данных по рисунку можно  диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое  количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу  иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный  в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру  или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение  «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление  к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего  кактуса.

Отсутствие  стремления к домашней защите, чувство  одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

 

 

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Методика была разработана А.М. Прихожан в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954). Предмет диагностики: Выявление  тревожности как относительно устойчивого образования.

Методика предназначена  для учащихся 6-9 лет. 2 набора по 12 рисунков размером 18х13 см в каждом. Набор А  для девочек, набор Б - для мальчиков. Проводится с каждым испытуемым индивидуально.

Краткое описание: Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Обработка и  интерпретация результатов:

Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 - тренировочная, 12 выполняет буферную функцию и  предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное.

Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10. Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (напр., на картинке 6 выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Информация о работе Теоретические основы изучения тревожности детей старшего дошкольного возраста