Теоретические основы изучения тревожности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлением (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. А.М. Прихожан определяет тревожность как «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты изучения тревожности детей в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………..6
§1.1 Теоретические подходы к изучению проблемы тревожности и специфики ее проявления………………………………………………………...6
§1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста…………………………12
§1.3 Теоретические подходы к коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...17
Глава II. Диагностика тревожности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...22
Заключение………….……………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая по тревожности.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

С целью выявления  тревожного ребенка используется также  следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).

Признаки тревожности:

1. Не может  долго работать, не уставая.

2. Ему трудно  сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание  вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время  выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается  чаще других.

6. Часто говорит  о напряженных ситуациях.

7. Как правило,  краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что  ему снятся страшные сны.

9. Руки у него  обычно холодные и влажные.

10. У него  нередко бывает расстройство  стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает  хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое  вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен,  легко расстраивается.

16. Часто не  может сдержать слезы.

17. Плохо переносит  ожидание.

18. Не любит  браться за новое дело.

19. Не уверен  в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться  с трудностями.

Суммируйте  количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.

Средняя - 7-14 баллов.

Низкая - 1-6 баллов.

 

Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка.

«Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно – минус».

1. Не может  долго работать не уставая.

2. Ему трудно  сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание  вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время  выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается  чаще других.

6. Часто говорит  о возможных неприятностях.

7. Как правило,  краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что  снятся страшные сны.

9. Руки обычно  холодные и влажные.

10. Нередко бывает  расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12 Не обладает  хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое  вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен,  легко расстраивается.

16. Часто не  может сдержать слезы.

17. Плохо переносит  ожидание.

18. Не любит  браться за новое дело.

19. Не уверен  в себе, своих силах.

20. Боится сталкиваться  с трудностями.

Обработка данных по анкете проводится следующим образом. Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Если по анкете набрано 15-20 баллов, то это говорит  о высоком уровне тревожности, 7-14 баллов - о среднем, 1-6 баллов - о низком.

Для сопоставления  со своими данными наблюдения попробуйте заполнить анкету самостоятельно и  сравнить с результатами, полученными от родителей или воспитателя.

Таким образом, тревожность у детей выражается в неблагоприятном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.

 

Заключение.

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Психологи отмечают следующие черты, которые могут  характеризовать тревожного ребенка: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться  на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность  за все происходящее, они склонны  винить себя во всех неприятностях, случающихся  с их близкими. Даже если внешне это  никак не проявляется, это прорывается в беседе.

Нередко тревожные  дети демонстрируют неадекватно  высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что  часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция.

Так же реакция  психологической защиты может проявляться в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

Реакция психологической  защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также  вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мир фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности. Отрыв от реальности в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют 6ничегог общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.

Замечено, что  интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков  и девочек различны. В дошкольном и дошкольном возрасте мальчики более  тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. - М.: Педагогика, 1990.

3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. … канд. псих. наук. - М., 1986. - 206 с.

4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.

5. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Третье издание. - СПб.: Союз, 1997.

6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987. - 160с.

7. Козлова Е. В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 1997, с. 16-20.

8. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности. // Семья и школа. - 1988, № 9.

9. Кравцова М. Тревожные дети // Школьный психолог. 2003. - № 19.

10. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей Психологическая наука и образование, - 1988. - № 2, с. 15.

11. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

12. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Триволта, 1996.

13. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания.- М.: Педагогика, 1981. - 76 с.

14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский. - Самара, 1998. - 672 с.

15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая природа и возрастная динамика. - М. - Воронеж, 2000.

16. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект): Дис....д-ра психол. наук. - М., 1996.

17. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996.

18. Псих. словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-иссл. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

19. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике. - М.: Медицина, 1970.

20. Славина Е.А. Родительские представления и установки: понятие, виды, структура // Семейная психология и семейная терапия, 2001. - № 3.

21. Семейное воспитание. Хрестоматия / сост. П.А. Лебедев. - М.: ACADEMIA. 2001. - 408 с.

22. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике./Ростов-на-Дону, 2001.

23. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. - М., 1992.

24. Шапарь О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001.


Информация о работе Теоретические основы изучения тревожности детей старшего дошкольного возраста