Теоретические основы социологии и психологии управления: теория ролей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

В этой контрольной работе мы постараемся выяснить, как распределяются роли между людьми, как характер человека влияет на его работоспособность, какие качества улучшают рабочий процесс, что влияет на умение управлять людьми, насколько может быть ответственен человек в коллективе , может ли он ответить за свои поступки, кого обвиняет он в своих неудачах. Эта тема несомненно важна, так как работодателю нужно знать, кого он принимает к себе на работу, сможет ли справиться этот человек с данным видом деятельности, сможет ли он четко организовать рабочий процесс.

Содержание работы

Ведение 3
1 Теоретические основы социологии и психологии управления: теория ролей
1.1 Теория ролей и их классификация 4
1.2 Ролевой набор и идентификация с ролью и статусом 10
2 Практическая часть.
2.1 Исследование черт характера (тесты) 13
2.2 Исследование доминирующего инстинкта(тест) 20
2.3 Исследование деловых ролей (тест) 26
2.4 Исследование уровня субъективного контроля(тест) 31
2.5 Экспертное заключения для прохождения социально-психологической адаптации. 37
2.6 Анкета для подбора кадров 38
Заключение 39
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социология и психология управления.docx

— 88.60 Кб (Скачать файл)

Итак, для чего же нужны статусы и роли, какую социальную функцию они выполняют? Они упорядочивают отношения между людьми и делают их поведение предсказуемым. Не будь такой предсказуемости, жизнь превратилась бы в хаос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.2иРолевой набор и идентификация с ролью и статусом

 

         Ролевой набор

         Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение со студентами.

Первая заключается в соблюдении формальных, норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т.д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, какие складываются у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему.

Такую готовность принято называть установкой.

Итак, обобщим вышесказанное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие ролевого набора. Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Идентификация с ролью и статусом

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому, что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ними.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное - дистанционированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают.

Другие предпочитают свободную одежду - свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно - сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы - члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Студент и профессор - не только разные статусы, но и разные ранги в статусной иерархии. Профессор стоит выше, студент - ниже.

Когда профессор держится на равных, со студентами, он символически сокращает межстатусную дистанцию. Но когда студенты, не чувствуя реально существующей разницы между рангами, переходят на «ты», это называется фамильярностью - неуместно развязным, слишком непринужденным поведением по отношению к старшим по возрасту или превосходящим по статусу людям.

Поскольку последние допускают фамильярность, это свидетельствует об очень низком уровне идентификации человека со своим статусом.

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень идентификациии с ним. Тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символических атрибутов (орденов, медалей, формы, титулов) отличить его от других статусов.

Некоторые роли, а их большинство - пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д., - являются личностно не значимыми для человека.

Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «я». Их потеря переживается особенно глубоко - как внутренняя трагедия.

Мужчина - производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается как крушение личности. У безработного изменяется стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей.

Статус безработного вносит серьезные изменения в весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности - самоуважение и самооценка.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково - с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли).

Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами - носителями разных, но функционально связанных статусов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2 Практическая част

 

          2.1 Тест «Хороший ли у вас характер?»

Инструкция. Вам  предлагается ответить "да" или "нет" на следующие вопросы:

    1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер? нет
    2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности? нет
    3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам? да
    4. Неприятно ли вам, когда незнакомый человек говорит вам «ты»? нет
    5. Способны ли вы ударить собаку или кошку? нет
    6. Часто ли вы принимаете лекарство? нет
    7. Часто ли вы меняете магазин, в который ежедневно ходите за продуктами? да
    8. Тяготят ли вас общественные обязанности? нет
    9. Способны ли вы ждать более пяти минут опаздывающего на свидание партнера, не проявляя при этом нетерпения? да
    10. Способны ли вы ждать телефонного звонка, не проявляя беспокойства? нет
    11. Часто ли вам в голову приходит мысль о вашей невезучести? нет
    12. Сохранилась ли у вас фигура по сравнению с прошлыми годами? да
    13. Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивание друзей? да
    14. Нравится ли вам семейная жизнь? да
    15. Злопамятны ли вы? нет
    16. Находите ли вы, что все время стоит погода, не типичная для данного сезона? да
    17. Случается ли вам быть с самого утра в плохом настроении? да
    18. Раздражает ли вас современная живопись, музыка, танцы, одежда? нет
    19. Надоедает ли вам присутствие в доме чужих детей более часа? да

Обработка результатов:

Поставьте себе по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

          Поставьте себе по одному очку за каждый положительный ответ на вопросы: 3, 9, 10, 13, 14, 19.

          Подсчитайте очки. Если вы набрали свыше 15 очков, то у вас покладистый характер, и вы преисполнены доброжелательного отношения к людям. Если в результате получилось от 8 до 15 очков, то вы не лишены недостатков, но с вами можно ладить. При результате ниже 8 очков вашим друзьям можно посочувствовать.

         Результат: по результатам пройденного  теста, испытуемый получил 13 баллов, что говорит о его небольшой  конфликтности ,но в целом спокойности и сговорчивости с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Тест «Сильный ли у вас характер?»

 

Инструкция. Предлагаемый ниже тест позволяет выявить силу вашего характера. Отвечая на поставленные вопросы, необходимо выбрать наиболее оптимальный (лично для вас) вариант ответа(выбранный вариант ответа выделен жирным шрифтом):

1. Часто ли вы задумываетесь  над тем, какое влияние оказывают  ваши поступки на окружающих?

а) очень редко;

б) редко;

в) достаточно часто;

г) очень часто.

2. Случается ли вам  говорить что-либо такое, во что  вы сами не верите (из-за упрямства, наперекор другим, либо из "престижных" соображений)?

а) да;

б) нет.

3. Какие из нижеперечисленных  качеств вы более всего цените  в людях:

а) настойчивость;

б) широту мышления;

в) эффектность, умение "показать себя".

4. Имеете ли вы склонность  к педантизму?

а) да;

б) нет.

5. Быстро ли забываете  о неприятностях, которые случаются  с вами?

а) да;

б) нет.

6. Любите ли анализировать  свои поступки?

а) да;

б) нет.

7. Находясь в кругу  лиц, хорошо вам известных:

а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б) остаетесь самим собой.

8. Приступая к трудному  заданию, стараетесь ли не думать  об ожидающих вас трудностях?

а) да;

б) нет.

9. Какое из перечисленных  ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит вам:

а) мечтатель;

б) "рубаха-парень";

в) усерден в труде;

г) пунктуален, аккуратен;

д) "философ" в широком смысле этого слова;

е) суетный человек.

10. При обсуждении того  или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.

11. Какое чувство вызывает  у вас неожиданный вызов к  руководителю?

а) раздражение;

б) тревогу;

в) озабоченность;

г) равнодушие.

12. Если в пылу полемики  ваш оппонент "сорвется" и допустит  личный выпад против вас, как вы поступите?

а) ответите ему в том же тоне;

б) проигнорируете этот факт;

в) демонстративно оскорбитесь;

г) предложите сделать перерыв.

13. Если ваша работа  забракована, это вызовет у вас:

а) досаду;

б) стыд;

в) гнев.

14. Если вы попадаете  впросак, кого вините в первую  очередь:

а) себя самого;

б) "фатальное невезение";

в) прочие "объективные обстоятельства".

15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди - будь  то руководители, коллеги или  подчиненные – недооценивают  ваши способности и знания?

а) да;

б) нет.

16. Если ваши друзья  или коллеги начинают над вами  подтрунивать, то вы:

а) злитесь на них;

б) стараетесь ретироваться;

в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г) отвечаете смехом и, как говорится, "ноль внимания";

д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.

17. Если вы спешите и  вдруг на обычном месте не  находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п.), то вы:

а) будете продолжать поиск молча;

б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;

в) уйдете без нужной вам вещи.

18. Скорее всего вас выведет из равновесия:

а) длинная очередь в приемной;

б) толчея в общественном транспорте;

в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.

19. Закончив спор, продолжаете  ли вести его мысленно, приводя  все новые и новые аргументы  в защиту своей точки зрения?

а) да;

б) нет.

20. Если для выполнения  срочной работы вам представится  возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете?

а) человека исполнительного, но безынициативного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Информация о работе Теоретические основы социологии и психологии управления: теория ролей