Теоретические подходы к рассмотрению конфликтного поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:15, реферат

Описание работы

Актуальность практического изучения конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением "худой мир лучше доброй ссоры", люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым "выводом" из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения. Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются овладевать искусством управления ими.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….………..3
1. Теоретические подходы к рассмотрению конфликтного поведения человека………….3
2. Характеристика негативных психических состояний……………………………………11
3. Влияние негативных психических состояний на конфликтное поведение человека…..15
Заключение……………………………………………………………………………………..17
Литература………………………………………………………………………….………….18

Файлы: 1 файл

конфликт.docx

— 60.99 Кб (Скачать файл)

Анализируя стратегию  сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые  обстоятельства.

• Особое место  в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет  конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

• Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном  процессе сотрудничества играют подчиненную  роль, они в большей степени  выступают психологическими факторами  развития взаимоотношений между  субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в  адекватной ситуации.

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия  сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить  возникшую проблему.

Во многих учебных  пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей [3; 4]:

ü  демонстративный тип обладает следующими характеристиками - хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

ü  ригидный - подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

ü  неуправляемый - импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков

ü  сверхточный - скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

ü  "бесконфликтный" - неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

2. Характеристика  негативных психических состояний

Каждый человек  ежедневно испытывает различные  психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом – трудно и неэффективно. Выделяют общие психические состояния  и эмоциональные состояния.

Проблема состояния  и сам термин "состояние" давно  привлекает умы представителей философии, естественных и гуманитарных наук. Впервые вопрос о понятии "состояние" поставил Аристотель, определив его  как вид качества, которое легко  поддается измерению, но отличается от свойств вещества [8].

Как правило, для  оценки состояния используют несколько  показателей этого явления. Таким  образом, в отношении конкретного  психического качества термин "состояние" используется как интегральный показатель, характеристика проявления этого качества.

Различные авторы дают разные определения понятия "психическое  состояние". Некоторые из них, как например Джемс, о теории которого уже упоминалось выше, идентифицирует понятие "состояние" и "процесс", другие, например, Рибо, - сводят понятие "психическое состояние" к понятию "состояние сознания", третьи, так или иначе, связывают психические состояния с характеристиками эмоциональной сферы (А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, А.А. Смирнов и др.).

В отечественной  науке, вопрос о различных состояниях психики человека впервые детально рассматривался в клинической и  общей психопатологии, особенно в  связи с отклоняющимся поведением. Термин "состояние психики" используется для характеристики, т.е. выделения наиболее выраженных проявлений психической сферы человека: состояние возбуждения и торможения; различные градации состояния бодрствования; состояния ясности или помрачения сознания; состояния подъема или упадка духа, утомления, апатии, сосредоточенности, удовольствия-неудовольствия, раздражительности, страха и т.д. В тоже время еще В.М. Бехтерев отмечал, что состояние психической сферы не просто характеристика: от того, в каком состоянии находится человек, зависит реакция на тот или иной стимул, его поведение [1].

Общепризнанным  является положение Д.Н. Левитова, который считает, что психическое состояние – "Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности" [6]. Обосновывая такое толкование психического состояния, им затрагивается вопрос о термине "состояние", выделяется четыре значения этого термина: 1) временное положение, в котором кто-нибудь, что-нибудь находится; 2)звание; 3) наличие чего-либо; 4) готовность к действию. И как отмечает автор,- "несомненно, только первое значение адекватно психическому состоянию" [5]. Таким образом, психическое состояние – временная (на каком-то отрезке времени) характеристика психической деятельности (функционирование психики).

Психические состояния, как и прочие явления психической  жизни, имеют свою причину, которая  заключается чаще всего в воздействии  внешней среды. По существу, любое  состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности.

Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов  и видов деятельности человека.

На основании  современных исследований можно  утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических  состояний либо их совокупностей. Психические  свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности  деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний: психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации [4].

Из всего обширнейшего пространства психических состояний  человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.

Типичные положительные  психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся  к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это  обучение или профессиональная деятельность).

Типично положительными состояниями повседневной жизни  являются радость, счастье, любовь и  многие другие состояния, имеющие яркую  положительную окраску. В учебной  или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др. Состояние  заинтересованности создает мотивацию  к успешному осуществлению деятельности, которая, в свою очередь, приводит к  работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей. Состояние  творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно  усиливает сосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта, обостряет восприятие, усиливает  воображение, стимулирует продуктивное (творческое) мышление. Решительность  в данном контексте понимается как  состояние готовности к принятию решения и приведению его в  исполнение. Но это ни в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность, готовность к мобилизации высших психических  функций, актуализации жизненного и  профессионального опыта.

К типично отрицательным  психическим состояниям относятся  как состояния, полярные типично  положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.

Стресс – состояние  напряжения – совокупность защитных физиологических реакций, наступающих  в организме человека в ответ  на воздействие различных неблагоприятных  факторов. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. при этом различные его формы – импульсивная, тормозная, генерализованная – приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения [7]. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Например, состояние матери, узнавшей, что ее сын, считавшийся погибшим на войне, в действительности жив, – это положительный стресс. Психолог Г. Селье, исследователь стрессовых состояний, предлагал положительные стрессы называть евстрессами, а отрицательные – дистрессами. Однако в современной психологической литературе термин "стресс" без уточнения его модальности употребляется для обозначения отрицательного стресса.

Фрустрация –  состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная  его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это  реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации "обманутых ожиданий" (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принять прохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз – вода отключена на ближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом, поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью. Но очень сильная потребность осталась неудовлетворенной. Это и есть состояние фрустрации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.

Психическая напряженность  – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как  реакция на личностно сложную  ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью  следующих факторов:

ü  человек не обладает достаточным количеством информации, чтобы выработать оптимальную модель поведения, принять решение (например, юноша любит девушку, но слишком мало знаком с нею, чтобы спрогнозировать ее реакцию на его попытки ухаживания или объяснения, поэтому при встрече с ней он будет испытывать состояние напряженности).

Информация о работе Теоретические подходы к рассмотрению конфликтного поведения человека