Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 20:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, несмотря на это учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться.
Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, несмотря на это учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться.
Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Как регулятор учебной деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы обучаемого и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений.
Необходимо отметить, что проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов обучения школьников, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений, повышения их интеллектуальной активности, более оперативной ориентации в широком информационном поле.
Основные усилия педагогов направлены, прежде всего, на совершенствование методического аппарата учебного процесса, в то время как развитие мотивационной сферы деятельности учащихся относится к самым интимным и трудно осознаваемым сторонам человеческой психики, является важным рычагом активизации учебно-познавательной деятельности.
Проблема развития мотивации учебной деятельности является актуальнейшей проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы. Эта проблема привлекала и привлекает не только ведущих представителей педагогики, но и философии, социологии, психологии.
В исследованиях ученых показана структура мотивации учебной деятельности, механизм возникновения учебных мотивов, а также роль мотивации в осуществлении учебной деятельности. В современный психолого-педагогической литературе проблема мотивации учебной деятельности анализируется с разных позиций, но конкретных исследований, посвященных особенностям мотивации отстающих в обучении школьников практически не уделяется внимание. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью организации специального целенаправленного развития мотивов учебной деятельности отстающих в обучении школьников и фактическим отсутствием психолого-педагогических механизмов решения этой проблемы в педагогическом процессе средней общеобразовательной школы.
Цель работы – изучить особенности мотивационной сферы у отстающих в обучении школьников.
Объект исследования – мотивационная сфера.
Предмет исследования – особенности мотивационной сферы у отстающих в обучении школьников.
Задачи:
1. Изучить мотивацию учебной деятельности как психолого-педагогический феномен.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику отстающих в обучении школьников и рассмотреть особенности их мотивации.
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей мотивационной сферы у отстающих в обучении школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение; синтез; тестирование; количественный и качественный анализ результатов.
Понятие «учебная деятельность» неоднозначно: иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. Согласно Д.Б. Эльконину, это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте1.
Учебная деятельность – проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения. Учебная деятельность состоит из таких компонентов, как учебные цели, мотивы, задачи, операции, анализ результатов. Для формирования полноценной учебной деятельности учащиеся должны систематически решать положительно мотивированные учебные задачи.
Учебная деятельность – это проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения. Для формирования полноценной учебной деятельности учащиеся должны систематически решать положительно мотивированные учебные задачи.
Можно выделить основные характеристики учебной деятельности, отличающие её от других форм учения:
– она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
– в ней осваиваются общие способы действий и научные; в ней осваиваются общие способы действий и научные;
– общие способы действия предваряют решение задач; общие способы действия предваряют решение задач;
– учебная деятельность ведёт к изменениям в самом субъекте, учебная деятельность ведёт к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д. Б. Эльконина, является основной характеристикой;
– активная форма учения есть изменение психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» (И. Лингарт).
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определённых ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. Являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется строением. По К. Прибраму, Ю. Галантеру, Дж. Миллеру, А.А. Леонтьеву строение учебной деятельности составляют наличие мотива, плана (замысел, программы), исполнение (реализация) и контроль2.
Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности (вспомним «закон готовности» Э. Торндайка, мотивацию как первый обязательный этап поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина), но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остаётся внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности3.
Учебная задача предлагается обучающемуся как определённое учебное задание (формулировка которого важна для его решения и результата) в определённой учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом.
В процессе учения проявляется и формируется познавательная деятельность младшего школьника. Они узнают много нового, готовы об этом рассказать, выступить с короткими сообщениями, докладами. Однако младших школьников начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность. Правда, проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мысли-тельной деятельности среднего и старшего школьника. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают младшему школьнику выделить главное, существенное и сделать необходимые обобщения. Так, изучая историю, учащийся довольно подробно рассказывает о восстании под руководством Степана Разина, а вскрыть его социально-историческую сущность затрудняется4.
В отличие от первоклассника, который с большим интересом воспринимает готовый учебный материал, при переходе в среднее звено младший школьник стремится к самостоятельности. Многие предпочитают решить задачу, не списывая решение с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью развивается и критичность мышления ученика. В отличие от первоклассника, который принимает всё на веру, младший школьник при переходе в среднее звено предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ничего не хочет принимать на веру, требует доказательности, убедительности, более глубокой аргументации. Особенно критичен учащийся к самому изложению материала: неправильность речи, фактические ошибки, допущенные учителем, становятся предметом широкого обсуждения, чего, как правило, не случается в первом классе5.
При высокой степени критичности по отношению к другим у учащегося почти отсутствует критичность в оценке своей собственной мысли. У него редко возникают сомнения по поводу написанного сочинения или подготовленного им выступления. Они встречают с неохотой и явным сопротивлением необходимость лишний раз обдумать, взвесить, проверить выводы, а в связи с этим и исправить уже выполненное задание.
Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения.
Среди благоприятных: положительное отношение к школе у большинства младших школьников; полное доверие к учителю; острая потребность в новых впечатлениях; естественная любознательность.
Неблагоприятные условия: неустойчивое внимание; неустойчивые интересы; несформированность воли.
Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут указаний учителя, нервничают, работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе6.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной зависимости с внешними проявлениями школьных трудностей.
Так, например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители, может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем Невнимательность ученика, особенно если она проявляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может также приводить к невнимательности. А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, приводящих к неуспеваемости, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина – несформированность мыслительной операции анализа.
Такое сложное соотношение между внешними проявлениями трудностей в обучении и причинами, их вызывающими, делает необходимым не только хорошее понимание учителем этих связей, но и владение специальными психодиагностическими методиками для их эффективного выявления.
Однако отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делает его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной. В большинстве случаев учитель не обращается к практическому психологу и сам пытается решить проблемы неуспеваемости, пользуясь при этом традиционным способом работы со слабоуспевающими учащимися – проводит с ними дополнительные занятия, состоящие, в основном, в повторе и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил учителя и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае, они могут привести к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.
Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей7.
Известно, что в основе неуспеваемости лежат, по крайней мере, две группы совершенно различных причин. Первую группу составляют недостатки программ и методов преподавания, перегрузка учащихся непосильным объемом знаний, неразработанность методов обучения. С этими причинами борется педагогическая наука, стремясь обеспечить пересмотр программ и разработку методов преподавания на научной основе. Вторую группу составляют причины, связанные с психологическими особенностями учащихся, мешающие некоторой их части усваивать программу массовой школы, даже если учитель использует наиболее современные методы преподавания.
Современная психология, внимательно изучая причины школьной неуспеваемости, выделяет, по крайней мере, пять совершенно различных групп учащихся, которые по разным причинам не справляются с программой массовой шкоды.
Задача, стоящая перед психологом, заключается в том, чтобы поставить достаточно точный диагноз тех причин, которые в каждом конкретном случае лежат в основе неуспеваемости. Это задача тем более важна, что как судьба этих различных групп детей, так и пути ликвидации их неуспеваемости неодинаковы8.
Остановимся на краткой характеристике тех причин, которые могут приводить к отставанию в обучении, и на основных группах отстающих в обучении детей.
Первую группу неуспевающих детей составляют нормальные, но педагогически запущенные дети. К этой группе детей относятся учащиеся, которые в силу каких-либо причин (длительная болезнь) долго (4–6 недель) не могли посещать школу. За это время сверстники ушли далеко вперед, и если, вернувшись в школу, дети не получат должной помощи в виде дополнительных индивидуальных занятий, то они окажутся не в состоянии идти вровень с классом. Не располагая нужными знаниями и умениями, которыми овладели его одноклассники, ребенок этой группы будет обречен на дальнейшее отставание, его понятия и умственные действия не смогут формироваться в нужном плане. Естественно, что через некоторое время ребенок, не получив нужной помощи, начнет эмоционально отрицательно относиться к дальнейшим занятиям и станет тем «интеллектуально пассивным» ребенком (Л.С. Славина), который окажется не в состоянии успешно справляться с предлагаемыми ему заданиями9. Он с успехом может продолжать занятия в массовой школе, если его проблемы будут своевременно ликвидированы путем индивидуальных занятий, и снова получит веру в свои силы, столь необходимую для дальнейшей учебы. Тщательное индивидуальное психологическое исследование может легко установить потенциальную сохранность таких детей и вовремя сигнализировать учителю о необходимости специальной работы с ними.