Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 20:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образования. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Но, несмотря на это учителя сталкиваются с нежеланием ребенка учиться.
Таблица демонстрирует устойчивое превышение числа учащихся с I типом мотивации в экспериментальных классах.
Исследование также показало необходимость решительных мер по повышению психологической грамотности учителя. Нуждаются в отработке механизмы взаимодействия учителя со школьным психологом и администрацией школы, успешное функционирование которых и позволяет создать необходимые организационно-педагогические условия для обеспечения деятельности по повышению мотивации к учебе.
В целом предложенная модель психолого-педагогической деятельности по повышению мотивации к учебе учащихся начальных классов была в ходе эксперимента наполнена конкретным, практическим содержанием, что дало учителю не только целевые установки, но и средства для достижения поставленных целей.
Каждый преподаватель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
На первый взгляд, проблема одна – ребенок с трудом усваивает программные знания и получает низкие отметки. Это, естественно, волнует и огорчает родителей, учителей и самого ребенка. Однако, если приглядеться пристальнее, неуспеваемость – сложнейшая социально-психологическая ситуация, в которую включен сам ребенок и все его ближайшее окружение. Без должной коррекционной работы эта ситуация неразрешима.
С очевидными позитивными переменами, пришедшими в систему школьного обучения, связан и ряд трудностей, наиболее болезненно отразившихся именно в начальной школе: значительно увеличился объем обязательной информации, а следовательно, и темп освоения программы; вместе с тем, технологии преподавания и обучения в основе своей остаются неизменными, что обусловлено как низкой технической оснащенностью школ, так и сложностями системы повышения профессиональной квалификации учителей. Все перечисленные факторы часто приводят к возникновению противоречия между познавательными процессами ребенка и требованиями школьной системы.
Конечно, познавательные возможности ребенка сугубо индивидуальны, однако давно доказан тот факт, что формирование познавательной деятельности в рамках систематического обучения подчинено строгим законам, имеет свои этапы, перескочить которые невозможно. Дети, пришедшие в первый класс, различны по многим параметрам, но условия их обучения одинаковы, поэтому все они имеют равные шансы на успех. Отставание в обучении, таким образом, это не просто низкие оценки, – это сложная комплексная проблема, решение которой подчас не зависит от желания или нежелания самого ребенка. Поэтому важнейшая задача родителей и учителей состоит в том, чтобы вовремя обратиться к специалисту-психологу.
Проведенный анализ литературы позволил разработать модель обучения младших школьников с пониженной или искаженной (т.е. основанной на внешних стимулах) мотивацией, которая включает четыре основных этапа:
1) психолого-педагогическая
диагностика и анализ причин
снижения или искажения
2) планирование (проектирование) коррекционной деятельности;
3) собственно
деятельность по
4) анализ результатов.
Опытно-экспериментальную базу исследования составила средняя общеобразовательная школа № 56 (г. Новосибирск). Различными видами эксперимента были охвачены 106 школьников (учащихся 1-4 классов), которые по данным педагогов и результатов отстают в обучении, и 16 учителей.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что в первом классе почти треть школьников (28,2%) имеют первый тип мотивации, но, тем не менее, отстают в учебе. Это говорит о том, что для них характерны внутренняя познавательная мотивация и положительно эмоционально окрашенное отношение к учебе. Но отставание в обучении может быть вызвано тем, что они еще не «втянулись» в учебную деятельность. Динамика по классам показала, что происходит снижение отстающих в учебе школьников с I типом мотивации. Для значительного количества второклассников (40,5%), третьеклассников (44,7%) и четвероклассников (38,5%), отстающих в обучении, характерен IV тип мотивации, который выражен во внешней мотивация и отрицательно эмоционально окрашенного отношения к учебе.
В соответствии с предложенной нами моделью образования учащихся начальной школы с пониженной мотивацией к обучению после диагностики было осуществлено планирование коррекционной работы: разработаны общие психолого-педагогические рекомендации по работе с учащимися с различными типами мотивации; эти рекомендации индивидуализированы на основе разработанной автором «личной мотивационной карточки учащегося»; на основе деятельностного (продуктивного) подхода перестроены содержание и методика преподавания учебных предметов; использовались мотивационные приемы; учитывались мотивационные различия между учащимися, выявленные на стадии констатирующего эксперимента.
Результаты проведенного исследования были подвергнуты масштабной экспериментальной проверке. Исследование показало необходимость решительных мер по повышению психологической грамотности учителя. Нуждаются в отработке механизмы взаимодействия учителя со школьным психологом и администрацией школы, успешное функционирование которых и позволяет создать необходимые организационно-педагогические условия для обеспечения деятельности по повышению мотивации к учебе.
1 Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2004. – С.86.
2 Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 398 с.
3 Булатова О.В., Солянова Е.С. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте // Вестник Югорского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 66-69.
4 Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся. – М.: Академия, 2003. – 218 с.
5 Козлова Н.А. Мотивация учебной деятельности у младших школьников при переходе в среднее звено общеобразовательной школы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 26. – С. 29-33.
6 Волков Б. С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.
7 Акимов А.И. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема // Педагогический журнал Башкортостана. – 2006. – № 7. – С. 31-38.
8 Ермекбаева Л.К. Психолого-педагогические проблемы в обучении детей младшего школьного возраста // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2012. – Т. 18. – № 2. – С. 128-135.
9 Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины. – СПб.: Знание, 2003. – С.22.
10 Турбовской Я.С. Почему школьники плохо учатся, или неуспеваемость как закономерность // Образование и общество. – 2012. – № 6. – С. 66-76.
11 Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся. – М.: Академия, 2003. – 218 с.
12 Кулагина И.Ю., Гани С.В. Условия развития учебной мотивации в начальных классах // Психология обучения. 2011. – № 2. – С. 13-23.