Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:16, курсовая работа
Детство – особая пора в жизни человека. Именно в детстве закладываются основные знания, умения, навыки, способности, происходит формирование личности. Задача взрослых – облегчить им этот процесс, удовлетворить их природную любознательность, сделать воспитание и обучение легким и приятным.
Тема раннего развития актуальна во все времена, так как дети – это наше будущее, и каким оно будет, во многом зависит от взрослых.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретическое обоснование методов раннего развития ребёнка в семье ……………………………4
1.1. Возрастной портрет ребёнка ……………………………………..4
1.2.1. Сущность раннего развития…………………………………….....7
1.2.2. Методы раннего развития…………………………………..........13
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика представлений родителей о методах развития ребёнка в семье………………………………………………………………..17
2.2. Программа для работы с родителями………………………....19
Итоги, выводы…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23
Приложения……………………………………………………………………..24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое обоснование методов раннего развития ребёнка в семье …………………………………………………………………4
1.1. Возрастной портрет ребёнка ……………………………………..4
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика представлений
родителей о методах развития ребёнка
в семье……………………………………………………………….
2.2. Программа для работы с родителями………………………....19
Итоги, выводы………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Детство – особая пора в жизни человека. Именно в детстве закладываются основные знания, умения, навыки, способности, происходит формирование личности. Задача взрослых – облегчить им этот процесс, удовлетворить их природную любознательность, сделать воспитание и обучение легким и приятным.
Тема раннего развития актуальна во все времена, так как дети – это наше будущее, и каким оно будет, во многом зависит от взрослых.
Данная тема разработана в трудах и методических разработках следующих авторов: Доман Г. Как развить интеллект ребенка / Г. Доман, Дж. Доман, С. Эйзен. Аквариум, 1998 (в книге раскрывается понятие гениальности ребенка), Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет / Н. А. Зайцев. Лань, Санкт-Петербург,1998 (здесь говорится о том, с какого возраста лучше начинать обучение грамоте), Конева Л. С. Современная энциклопедия молодой мамы / Л. С. Конева. Аст, Тверь, 2005 (автор в простой и доступной форме рассказывают о самых важных и ответственных периодах материнства: беременность, рождение ребенка, развитие, питание и воспитание младенцев), Кэндел Э. Р. Биологические основы обучения и индивидуальности (в данном пособии обучение определяется как процесс, при помощи которого индивид приобретает новые знания, а память – как
процесс, позволяющий эти знания не терять со временем), Никитин Б. П. Мы, наши дети и внуки / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина. – М.: Лист, 1997 (в книге мы узнаём об опыте физического, умственного и нравственного воспитания на примере семьи автора).
Объект исследования: раннее развитие ребенка в семье.
Предмет исследования: методы раннего развития ребенка в семье.
Цель исследования: формирование гармонически развитой личности. Задачи исследования.
Поставленная
цель предусматривает решение
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Составить возрастной портрет ребенка.
3. Выявить сущность раннего развития.
4. Описать методы раннего развития.
5. Диагностировать представление родителей о методах развития ребенка в семье.
6. Составить программу для работы с родителями.
Метод исследования: анкетирование.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список используемой литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование методов раннего развития ребенка в семье
1.1 Возрастной портрет ребенка
Раннее детство
(с 1 года до 3 лет) – возраст бурного
развития движений ребенка, овладения
многими новыми действиями, зарождения
и совершенствования новых
Развитие – это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему; степень сознательности, просвещенности, культурности [13, 632].
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка второго – третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы.
Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
Этот принцип называется принципом опосредованного действия: орудие – средство выполнения действия. За орудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний период дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и в пределах технику выполнения этих действий.
В возрасте от 1
года до 3 лет зарождается сюжетно-
Перенос действия на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет» руки кубиком, «измеряет температуру» палочкой. Это – игровые заместители реальных вещей. Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя роль. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет, а затем как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем.
Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую игру полностью завершается в дошкольном возрасте.
В раннем возрасте у ребенка впервые складываются действия, которые с полным основанием можно назвать произвольными. При передвижении в пространстве, в предмет деятельности, игре, рисовании ребенок начинает действовать намеренно: ставить цель и выполнять действия для его достижения. Однако степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена. Это видно на примере рисования: ребенок, высказав намерение нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка.
Таким образом, произвольное управление пока состоит больше в постановке целей, чем в их достижении.
В раннем детстве
внимание у детей полностью
Сознательный контроль над выполнением действий отсутствует. Поэтому их успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка.
Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на третьем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.
Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка.
К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств. Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление – выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок
приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) – отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.
Воображение в раннем возрасте носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал.
Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание – результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.
1.2 Сущность раннего развития
Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Мария Монтессори, Глен Доман, Зайцев И. А., Никитин Б. П., Никитина Л. А. и другие. Они пришли к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии – с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые 3 года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. Мозг новорожденного ребенка – чистый лист бумаги. И оттого, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным будет ребенок.
Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно,- это период от 0 до 3 лет, к трем годам мозг достигает 80% взрослого потенциала, к четырем годам в этот сложный процесс включаются «фронтальные доли» мозга. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.
Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым. А когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Известно, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знание, но когда, чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Зачастую информации слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.
Вскоре приходит
время, когда ребенок обретает способность
принимать самостоятельные реше
Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании. Ребенку в возрасте до трех лет не трудно выучить то, что его интересует, и родителей не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных при этом. Детский мозг до 3 лет способен усвоить систему мышления не только своего родного языка, но и любого другого, причем этот процесс может идти одновременно. Если родители пропустят этот период, им будет гораздо труднее обучить ребенка тому, чему он так легко научится в раннем детстве.
Информация о работе Теоретическое обоснование методов раннего развития ребенка в семье