Теоретическое обоснование методов раннего развития ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Детство – особая пора в жизни человека. Именно в детстве закладываются основные знания, умения, навыки, способности, происходит формирование личности. Задача взрослых – облегчить им этот процесс, удовлетворить их природную любознательность, сделать воспитание и обучение легким и приятным.
Тема раннего развития актуальна во все времена, так как дети – это наше будущее, и каким оно будет, во многом зависит от взрослых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретическое обоснование методов раннего развития ребёнка в семье ……………………………4
1.1. Возрастной портрет ребёнка ……………………………………..4
1.2.1. Сущность раннего развития…………………………………….....7
1.2.2. Методы раннего развития…………………………………..........13
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика представлений родителей о методах развития ребёнка в семье………………………………………………………………..17
2.2. Программа для работы с родителями………………………....19
Итоги, выводы…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23
Приложения……………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 5 курс .doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Музыкальный слух, физические способности формируются  как раз в этом возрасте. Примерно в это же время развивается  и основа эстетического восприятия – сенсорная реакция.

Развитие характера и музыкальное восприятие формируется в большей степени под влиянием привычек родителей. Поэтому считается, что ребенок, воспитанный мамой, у которого нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха. Родители должны давать малышу слушать правильную музыку, ведь он может запомнить и точно воспроизвести неправильную мелодию.

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы наполнить  мозг ребенка информацией или  научить читать и писать в раннем возрасте. Для этого нет специальных  программ, и только то, как ведут  себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать его личность. Так, ребенок, воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, а воспитанный небрежным человеком будет небрежным. Хотя ведущая роль в воспитании принадлежит матери, отцы должны быть друзьями и помощниками жене. Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только усилиями матери.

Талантливые люди, рожденные в многодетных семьях, добивались выдающихся успехов, в частности, потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет, окруженный детьми, и благодаря этому стимулируется развитие каждого. Человек должен всегда искать гармонию между общественным и индивидуальным. Достижение этого баланса во многом зависит от раннего развития. Известно, что можно достичь его только на базе сформированного стереотипа мышления, который включает право на уважение к себе и чувство ответственности к обществу. Такой стереотип можно создать на основе детского общения. Вмешиваться в ссоры детей – это значит помешать развитию интеллекта жить в коллективе. У детей своя логика. Здесь нет места взрослой логике. Ссоры – первый урок жизни в социуме.

Считается, что  злоба и зависть ребенка –  это выражение его бессилия. Не имея возможности выразить свои чувства словами, ребенок выражает чувства эмоционально. Специалисты по детской психологии, выделили следующие причины детской раздражительности:

  1. физическое состояние, вызванное болезнью;
  2. голод и усталость;
  3. сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;
  4. недостаток физических упражнений и накопившаяся неизрасходованная энергия;
  5. желание настоять на своем;
  6. подражание раздражительным родителям [8, 16-17].

Из этого  списка видно, что причины раздражительности  ребенка нужно искать в его  окружении и воспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым. Родителям необходима твердость характера, чтобы отличить обоснованное требование от каприза, а недостаток такой разумной твердости калечит личность ребенка. То есть любое проявление характера у ребенка обязательно имеет свои причины, цель родителей – устранить причину расстройства малыша, а не подавлять ее.

Существует  утверждение, что главное правило, которого необходимо придерживаться при воспитании двух- и трехгодовалых детей, - это стимулирование и стремление к порядку. Интерес – лучшее побуждение к действию. Принуждение – худший способ обучения. Например, если у ребенка возникает интерес к стирке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания учителей.

Главная задача родителей, если они хотят обучить  чему-то ребенка – пробудить интерес. Вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу письма. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги.Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Детские психологи  и специалисты, исследовавшие образование  таких понятий у ребенка, как  «хорошо» и «плохо», пришли к выводу, что «хорошо» для ребенка – это то, что интересно и завлекательно. Это соединение  понятий «хорошо» и «плохо» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже он считает, что «хорошо» - это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение, и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то правильно, и не приятные, когда плохо. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания [16, 9-11].

Интерес – лучший стимулятор. Но интерес ребенка к  чему-то одному быстро пропадает, поскольку  любопытство его безгранично. Среди  множества интересных вещей в  окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему все-такинеобходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но у него должен быть шанс развить их.

Важным условием любого значительного достижения является интуиция. Она перекрывает все пять чувств и таким образом является самым древним и фундаментальным чувством. Ребенок до 3 лет очень близок к животному: он еще не способен логически мыслить и полагаться на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума. Более того, поскольку интуиция – это совокупность всех пяти чувств, ее развитие обостряет и все чувства.

Необходимо как можно  раньше дать ребенку карандаши. В возрасте около 1 года ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния. То есть ребенок входит в стадию самоутверждения.

Важно разумно  направлять поступки ребенка, поскольку  от этого зависит его будущая  способность к творчеству. Все, что ребенок делает руками – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, - развивает его интеллект и творческие задачи. Если родители будут поминутно останавливать свое дитя, то все равно тем самым помешают развитию его творческих склонностей. Когда детям для рисования предлагают листы бумаги только стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть стандартного размера и что родители хотят от них именно этого.

Ребенок видит  огромный мир, когда он впервые берет в руки карандаши и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Поэтому желательно давать ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.

Специалисты по дошкольному  воспитанию считают, что, отказываясь  удовлетворить любое желание  своего ребенка, родители проявляют  не недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его же интересах. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. То есть, если родители хотят развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они не должны покупать все, что он просит. Этим можно достигнуть прямо противоположного эффекта [9, 94]. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром.

Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая и забавная. У взрослых часто бывают искаженные представления о ценности той или иной игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с любопытством изучает окружающие предметы и особенно реагирует на те, которые удовлетворяют его потребность в творчестве. Для ребенка игровой материал – все, что он трогает и видит. Нет особой нужды покупать ему игрушки и настаивать, чтобы он обязательно играл, как «положено».

Глина, бумага для  вырезания, цветная бумага для складывания фигур – лучшие игрушки для развития творческих способностей ребенка. Эти материалы имеют одну общую характеристику – они не имеют определенной формы и назначения. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно  опережает своих собратьев в  освоении различных навыков: лепка  рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук  и самовыражение – первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

В раннем возрасте мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышаютсопротивляемость ребенка внешним стрессам. Было подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает очень смышленым.

Минкина М. В. дает такой совет родителям: «Пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, только при одном условии, что для вас не важен результат его работы» [9, 112].

Для ребенка  важен не результат, а сам процесс  его деятельности. Как бы ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует  осторожности и концентрации внимания, которые не столь нужны в игре. Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для развития его интеллекта и двигательных способностей.

Те родители, которые хотят облегчить себе жизнь, полагают, что «жестоко заставлять маленьких детей», обделяют своего ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2 Методы раннего развития

 

Есть много  методик раннего развития. И не для кого не секрет, что генетически  идентичные дети (близнецы), воспитанные  в разных семьях, вырастают принципиально  разными людьми. У них различно все: уровень образования, моральные ценности, профессиональные склонности. Еще в детстве они по-разному развиваются, в разное время начинают ходить, говорить, читать. И это зависит не только от психологической обстановки в семье, но и от того, как воспитывают и обучают.

Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь [13, 346].

Методы  воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий [14, 141-142].

На основе одних  и тех же генетических задатков можно вырастить совершенно разных людей. Хотя и многое определяется генами, но, как на клавишах пианино, на одних и тех же генах можно сыграть грустную или веселую мелодию, вальс или марш.

 

Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине  19 века, и была первой истории этой страны женщиной – доктором медицины. Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно, а учитель наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. В этой среде ребенок совершенствует свое физическое, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и

сопоставлять  разные предметы и явления, приобретает  знания на собственном опыте. Основа метода Монтессори – это самопостроение личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала, ее девиз – « помоги мне это сделать самому» [10;23]. При работе с детьми она заметила, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, отличной от разума взрослого, которое она и назвала впитывающим мышлением. Мышление малыша – это губка, которая без разбора впитывает в себя образцы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные».

Предметная  и социальная  среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослые хотят, чтобы ребенок  хорошо развивался, то они должны создать  вокруг себя такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметом.И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть воз

можность «впитать»  правильную речь.

 

Глен Доман, американский врач, сотрудник «Института ускоренного развития ребенка», в конце сороковых годов начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он пришел, можно описать

 следующим образом: «стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом» [2, 14]. В первую очередь, больных детей учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. И эти несчастные дети, которых считали безнадежными, вставали, переворачивались, выучивались читать в три – пять лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют «нормальных» детей.

Информация о работе Теоретическое обоснование методов раннего развития ребенка в семье