Теоретическое обоснование методов раннего развития ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Детство – особая пора в жизни человека. Именно в детстве закладываются основные знания, умения, навыки, способности, происходит формирование личности. Задача взрослых – облегчить им этот процесс, удовлетворить их природную любознательность, сделать воспитание и обучение легким и приятным.
Тема раннего развития актуальна во все времена, так как дети – это наше будущее, и каким оно будет, во многом зависит от взрослых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретическое обоснование методов раннего развития ребёнка в семье ……………………………4
1.1. Возрастной портрет ребёнка ……………………………………..4
1.2.1. Сущность раннего развития…………………………………….....7
1.2.2. Методы раннего развития…………………………………..........13
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика представлений родителей о методах развития ребёнка в семье………………………………………………………………..17
2.2. Программа для работы с родителями………………………....19
Итоги, выводы…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23
Приложения……………………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 5 курс .doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Систему, разработанную  для больных, Доман попробовал применить  в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно многому научить. В его институте дети двух, трех лет начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами, и вместе с тем были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали. Творческие возможности таких детей настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку  возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день.

Двухмесячный  ребенок, который выползает из комнаты, очень отличается по развитию мозга  от ребенка, который лежит в это время в люльке на спине и пролежит еще так несколько месяцев.

Конечно, детей  надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно малышу, надо стараться исподволь развить  его врожденные рефлексы.

Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует «учить его делать все, что только возможно: и вертеть, и крутить его различными способами. Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать серьезный задел на всю его будущую жизнь» [4, 18]. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и др.

Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует  еще давать и энциклопедические  знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Каждую  карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, показывают 1-2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5-10 секунд. По мере взросления малыша Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижению ребенком возраста 1,5-2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.

Система Домана – радостная, светлая, рассчитана она только на желание самого маленького ребенка двигаться и познавать все вокруг.

 

Никитины, русские педагоги-новаторы, родители семерых детей придумали и апробировали на своих детях новые игровые методы обучения, а также оздоровления. Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознание и достраивание образов, то есть на развитие логического и образного мышления. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона и пластика, деталей из конструктора и т. д.

Задачи даются ребенку в различной форме: в  виде модели, плоского рисунка в  изометрии, чертеже, письменной или  устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации, пространственному воображению, умению соединить часть в целое. Задачи располагают примерно в порядке возрастания сложности, то есть в них используется принцип народных игр: от простого к сложному.

Зайцев Н. А., выдающийся педагог – новатор из Санкт-Петербурга, настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка. Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются «Кубики Зайцева», основаны

на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на его здоровье, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия. Во время занятий дети могут ходить, стоять, лежать на ковре. Они не портят осанку, не портят зрение, потому что смотрят на большие таблицы. Весь материал считывается со стены взглядом.

Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Каждый склад  находится на отдельной грани кубика. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звону, который они издают. Эти кубики помогают детям научиться читать с первых же занятий, а малышам от года  и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно [6, 5-7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

 

2.1 Диагностика  представлений родителей о методах развития ребенка в семье

 

Ранний детский  возраст – это период развития ребенка от 1 года до 3 лет. Для раннего  детского возраста характерен быстрый  темп физического и психического развития, обусловленный интенсивным созреванием ряда органов и систем (в особенности нервной системы). Физическое развитие детей (увеличение длины и массы тела) наиболее интенсивно на первом году жизни. К трем годам вес мозга ребенка утраивается (за всю остальную жизнь мозг увеличивается лишь на одну четверть общего веса). Химический состав мозга на втором году жизни в основном соответствует составу мозга взрослого человека. В эти же годы формируется очень сложная внутренняя структура мозга, органическое развитие мозга идет даже скорее, чем развитие других органов и тканей. Хотя сопротивляемость организма и возрастает, он еще очень раним, поэтому дети нуждаются в тщательном уходе (рациональное питание, режим дня, гигиена, прогулки на воздухе и т. д.)  [14, 235].

Данное исследование проводилось на базе, состоящей из 17 человек с целью выявить представление родителей о развитии ребенка в семье.

Семья – объединение людей, сплоченных общими интересами [13,  700].

 

Семейное  воспитание, развитие, обучение – это более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи

соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок. Развивающее обучение направлено на развитие

физических, познавательных и нравственных способностей ребенка  путем использования их потенциальных  возможностей [14, 255].

 В результате  анкетирования выявлено следующее:

    1. Все из респондентов ответили, что их малыш говорит больше этих двух слов.
    2. 16 опрошенных ответили, что их ребенок любит рисовать и рисует узнаваемые картинки.
    3. Практически все (15) ответили, что хотят, чтобы их ребенок был музыкально развит.
    4. 7 родителей ответили, что хотели бы, чтобы их ребенок играл на фортепиано, 3 – на гитаре, 2 – на скрипке, 2 – на флейте, 1 – на аккордеоне.
    5. Двое из родителей ответили отрицательно на этот вопрос, объясняя это тем, что считают это бесполезным занятием.
    6. 8 человек ответило, что родители в детстве уделяли им внимание на музыкальное воспитание.
    7. 9 из респондентов ответили утвердительно на этот вопрос.
    8. Все  опрошенные ответили, что играют с малышом.
    9. 13 родителей ответили, что ребенок только обнимает их,                          

     4 – что малыш и обнимает их, и целует, также большинство

     из них отметило, что у ребенка при этом поднимается настроение.

    1. При ответе на этот вопрос 14 человек дали положительный ответ.
    2. Подавляющее большинство ответило, что поют колыбельные песни детям перед сном.
    3. 11 родителей ответили, что их малыши любят смотреть советские мультфильмы, остальные сказали, что их дети с интересом смотрят и те, и другие.
    4. 8 человек дали на этот вопрос утвердительный ответ.
    5. 5 родителей сказали, что в детском саду у их ребенка есть друзья.
    6. 9 респондентов ответили, что уделяют почти все свободное время малышу, 6 – больше трех часов в день, 2 – меньше двух. Отмечу, что дети все-таки не остаются без внимания своих родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Программа для работы с родителями

 

До подросткового  периода родители для ребенка – непререкаемый авторитет и пример для подражания, поэтому занятия с малышом немыслимы без активного участия родителей. Программа для работы с родителями является естественной профилактикой проблем у детей в подростковом возрасте.

Перед взрослыми стоит огромная ответственность за это маленькое существо, которое должно стать человеком не только с хорошим здоровьем, но с доброй душой, светлым умом, горячим сердцем. Желательно максимально раскрыть возможности ребенка, грамотно стимулируя его развитие, но обязательно в соответствии с возрастными возможностями и желаниями малыша.

Период раннего  развития ребенка – время развития мозговых клеток ребенка, именно в возрасте от 1 года до 3 лет происходит формирование способностей, характера человека. Талантливый ли будет ребенок, появятся ли у него творческие способности, вырастет ли он гармоничной личностью – это зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит в раннем детстве.

Поэтому необходимо учитывать волю ребенка, уважать  его «я». Детский мозг имеет способность впитывать информацию в больших количествах, но при этом особое предпочтение отдается той, которая интересна ребенку. Очень важно развить интерес ребенка к получению новых знаний, ведь он в дальнейшем превратится в пытливость и гибкость ума взрослого человека.

В раннем детстве  развиваются и другие способности  ребенка: желание что-то создавать, стремление к познанию и преобразованию окружающего мира. Это важно для  развития интеллекта и формирования характера ребенка.

Мозг ребенка  в раннем детстве очень пластичен, способен усвоить одновременно системы мышления двух языков. Поэтому возраст от 1 года до 3 лет наиболее благоприятен для обучения ребенка иностранным языкам.

Музыкальный слух, физические навыки формируются как  раз в этот период. Необходимо заниматься с ребенком спортом, начинать водить его в художественную или музыкальную школу.

Чтобы развитие личности ребенка было гармоничным, важно обеспечить ему благоприятную  среду, которая играет первостепенную роль в ранний период. Она развивает способности к определенной профессии, пробуждает интерес к занятиям родителей.

Впечатления и  воспоминания раннего детства формируют  образ мыслей, мировоззрение взрослого  человека. Задачи родителей – обеспечить самые благоприятные эмоции в  этом периоде. Ведь большинство комплексов и страхов человека свое начало берут именно из раннего детства.

Ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет необходимо учить рассуждать, оценивать, воспринимать. Родители – эталон для малыша, их поведение должно быть образцовым, чтобы ребенок впитывал и усваивал только хорошие качества.

Все отрицательные  эмоции ребенка всегда имеют причину: голод, усталость, боль. Родители должны выяснить ее и предотвратить последующие  вспышки детской раздражительности.

В раннем детстве  нельзя принуждать ребенка к чему-либо. Иначе можно добиться обратного эффекта: ребенок возненавидит это занятие. Лучше пробудить заинтересованность, желание самому заняться этим.

Цель раннего  развития – не сделать из ребенка  гения, а дать ему такое образование, чтобы он имел пытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка сообразительным и добрым.

        Пожалуй, существует два распространенных  мифа о раннем развитии. Во-первых, это отнимает уйму времени,  а во-вторых, безумно дорого. Ни  первое, ни второе утверждение  на самом деле не соответствуют действительности. Если вы не можете заниматься с ребенком с утра

до ночи, то всегда можно найти для этого хотя бы пару часов, вернувшись с работы. На изготовление пособий и игрушек  время, конечно, требуется. Но выкроить его совсем не сложно. Карточки можно вырезать во время разговора по телефону или просмотра новостей. Сшить или связать игрушки попросите бабушек. Они, наверняка, с радостью возьмутся за это, с пристрастием расспросив вас как, что и сколько надо сделать. О помощи можно и нужно просить мужа: вдвоем дело идет веселей, да и сделать можно гораздо больше. Теперь о тратах. Понятно, что пособия в магазинах бесплатно не раздают. И что-то купить все равно придется. Главное, правильно подойти к выбору игрушек и приобретать так называемые «универсальные пособия»: то, что можно будет использовать и для простой игры, и для знакомства с какими-то понятиями. Многие из предметов, находящихся в вашей квартире, могут стать отличными пособиями, нужно лишь немного выдумки и фантазии. Например, макароны, банки от чипсов, бутылочки от детского кефира, орехи, кастрюли, лоскутки. А какой простор для игр на улице!

В возрасте от года до полутора лет  ребенок очень  любит играть в песке. Впрочем, тяга к песку сохранится еще долго. И вы должны это учитывать. В городских условиях песочницу найти не проблема, но бывает, что песок в таких песочницах оставляет желать лучшего – то он с какой-то пылью, то с мусором, иными словами, подобран без любви. Если у вас есть возможность, организуйте привоз в ближайшие песочницы хорошего мелкого песка. Многие дети вам будут благодарны. В сельской местности или в дачном поселке с песком и вовсе не должно быть сложностей. Пусть папа не поленится, сколотит из бросовых досок песочницу у себя на дачном участке, пусть наполнит ее чистым желтеньким песком. Это будет счастьем для вашего малыша: целыми часами он может быть занят играми.

Информация о работе Теоретическое обоснование методов раннего развития ребенка в семье