Теоретическое обоснование проблемы психолого – педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «психолого-педагогической готовности к школьному обучению»;
раскрыть специфику психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет;
определить особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………...3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………………………………………………………….…..6
1.1. Сущность понятия «готовность к школьному обучению» …………..6
1.2 Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению детей 6-7 лет ………………………………………….………………………………..13
1.3 Особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………….....…………….…..21
Выводы ………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………….………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа2011г.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)


`ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Родина Евгения Витальевна

Теоретическое обоснование проблемы психолого – педагогической готовности  к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР

Курсовая работа №1

Специальность:  050717  Специальная дошкольная педагогика и психология

 

 

Научный руководитель:

канд. пед. наук,

доцент Сухоленцева  Е.Н.

 

 

 

 

 

Орел-2011

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..…………...3

Глава 1 Теоретическое  обоснование проблемы психолого-педагогической готовности  к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………………………………………………………….…..6

1.1. Сущность понятия «готовность к школьному обучению» …………..6

1.2 Психолого-педагогическая готовность   к школьному обучению детей 6-7 лет ………………………………………….………………………………..13

1.3 Особенности психолого-педагогической готовности  к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………….....…………….…..21                             

Выводы ………………………………………………………………………….29

Список  использованной литературы…………………………….………….31

 

 

 

Введение

                        

Актуальность  исследования. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. В настоящее время остается нерешенным вопрос о формировании школьной готовности детей с задержкой психического развития. При существующих подходах в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей приоритет отдается развитию познавательной сферы, но многообразие проявлений задержки психического развития, сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности, отставание в развитии физической сферы требуют нового метода коррекционно-развивающей работы с детьми.

Вышесказанное позволило сделать  вывод о необходимости расширения следующих противоречий:

- между объективными требованиями, предъявляемыми обществом и государством  к осуществлению  подготовки к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР и отсутствием современных технологий, обеспечивающих эффективную подготовку детей;

- между практической потребностью  внедрения новых форм и методов  работы с детьми при подготовке детей с ЗПР к школе и существующими условиями, недостаточно обеспечивающими данную позицию.

Решение данной проблемы и составило цель исследования: определить особенности психолого-педагогической подготовки к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР.

Объект  исследования: готовность ребёнка старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению.

Предмет исследования: особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР.

В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования сформулированы следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия «психолого-педагогической готовности к школьному обучению»;
  2. раскрыть специфику психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет;
  3. определить особенности  психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

Методологическую  основу исследования составляют современные теории и концепции развития личности индивидуальности, труды ведущих ученых, педагогов в области психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР.

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов исследования:

  • изучение методической, научной литературы по проблеме исследования;
  • анализ, синтез, обобщение полученных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР. Результаты научного исследования выражаются в педагогических представлениях об особенностях психолого –педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР. Результаты научного исследования выражаются особенностях психолого –педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют на организовать на практике коррекционно-развивающую работу с детьми 6-7 лет с ЗПР при подготовке их к школе. Результаты исследования могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР при подготовке их к школе.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы,  трех  параграфов, выводов,  списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы психолого – педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР

 

1.1. Сущность понятия «готовность к школьному обучению»

 

В психологическом словаре понятие "готовность к школьному обучению" рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к  систематическому, организованному  школьному обучению [17].

    Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович[21], А.Л. Венгер[6], Н.И. Гуткина[9], Г.Г. Кравцов[25], Н.Г. Салмина[28], и др.).

           Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Л.С. Выготский [33,C. 47]одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, [33] быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

В.С. Мухина утверждает, что  готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости  учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления  у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности[28, C.113-114].

Д.Б. Эльконин считает, что  готовность ребенка к школьному  обучению предполагает "вращивание" социального правила, то есть системы  социальных отношений между ребенком и взрослым[1, C.73].

Наиболее полно понятие "готовность к школе" дано в определении Л.А. Вегнера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая и интеллектуальная готовность[6, C.103-105].

Новое отношение ребенка  к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Е.Д. Божович [3] назвала "внутренней позицией школьника", считая это новообразование критерием готовности к обучению.

В своих исследованиях  Т.А. Нежнова [27] указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его "внутренней позиции".

Салмина Н.Г.[28] отмечает, что готовность к школе - это сложное образование, включающее, помимо психологической готовности морфофункциональную зрелость (показатели которой разрабатывают гигиенисты и физиологи) и определенный уровень владения предметно-специфическими знаниями. Ею делается вывод о том, что готовность же в целом обеспечивает школьную адаптацию, успешность обучения

Е. Д Божович [3]  еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивала Г.В. Бородина [22] отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребена, для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи . Л.С. Выготский [33] указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Подготовка детей к  школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. В структуре психологической готовности, как правило, принято выделять следующие аспекты:

1.Интеллектуальная готовность

2.Мотивационная (личностная) готовность

3.Волевая готовность (уровень развития произвольности)

1. Интеллектуальная готовность  предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность, также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

2. Мотивационная (личностная) готовность к школе

Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации  к обучению. Эта мотивация может  быть внешняя и внутренняя. Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

3. Волевая готовность  к школе

Серьезного внимания требует  и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его  ждет напряженный труд, от него потребуется  умение делать не только то, что ему  хочется, но и то, что от него потребуют  учитель, школьный режим, программа.

Данные компоненты выделяют выдающиеся педагоги и психологи,такие  как : Л. С. Выготский[33] ,Петроченко Г.Г[29] , О.М. Дьяченко[11].

Данные ученые проводили  исследования по следующим направлениям:

1.Исследования, направленные  на формирование у детей дошкольного  возраста определенных изменений  и навыков, необходимых для  обучения в школе.

2.Исследования новообразований  и изменений в психике ребенка.

3.Исследования генезиса  отдельных компонентов учебной  деятельности и выявление путей  их формирования.

4.Изучение изменений ребенка  сознательно подчинять свои действия  заданному при последовательном  выполнении словесных указаний  взрослого. Это умение связывается  со способностью овладения общим  способом выполнения словесных указаний взрослого[10,C.23]

Задачами обучения в подготовительном классе является коррекция специфических  отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, их мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), восполнение пробелов в элементарных знаниях, подготовка к овладению основными учебными предметами, формирование интеллектуальной активности в процессе изучения программного материала.

Реализация указанных задач  строится на максимальном использовании  практической деятельности детей и  осуществляется благодаря организации  специального педагогического подхода [32].

 Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в

Информация о работе Теоретическое обоснование проблемы психолого – педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР