Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:38, курсовая работа
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «психолого-педагогической готовности к школьному обучению»;
раскрыть специфику психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет;
определить особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей с ЗПР.
Введение……………………………………………………………..…………...3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………………………………………………………….…..6
1.1. Сущность понятия «готовность к школьному обучению» …………..6
1.2 Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению детей 6-7 лет ………………………………………….………………………………..13
1.3 Особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………….....…………….…..21
Выводы ………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………….………….31
`ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Родина Евгения Витальевна
Теоретическое обоснование проблемы психолого – педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР
Курсовая работа №1
Специальность: 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология
Научный руководитель:
канд. пед. наук,
доцент Сухоленцева Е.Н.
Орел-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретическое
обоснование проблемы психолого-педагогической
готовности к школьному обучению детей
6-7 лет с ЗПР………………………………………………………………………
1.1. Сущность понятия «готовность к школьному обучению» …………..6
1.2 Психолого-педагогическая
готовность к школьному обучению
детей 6-7 лет ………………………………………….……………………………….
1.3 Особенности
психолого-педагогической готовности
к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………….....…………….…..
Выводы ………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………….………….31
Введение
Актуальность исследования. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. В настоящее время остается нерешенным вопрос о формировании школьной готовности детей с задержкой психического развития. При существующих подходах в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей приоритет отдается развитию познавательной сферы, но многообразие проявлений задержки психического развития, сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности, отставание в развитии физической сферы требуют нового метода коррекционно-развивающей работы с детьми.
Вышесказанное позволило сделать
вывод о необходимости
- между объективными
- между практической
Решение данной проблемы и составило цель исследования: определить особенности психолого-педагогической подготовки к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР.
Объект исследования: готовность ребёнка старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
Методологическую основу исследования составляют современные теории и концепции развития личности индивидуальности, труды ведущих ученых, педагогов в области психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР.
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием комплекса методов исследования:
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР. Результаты научного исследования выражаются в педагогических представлениях об особенностях психолого –педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР. Результаты научного исследования выражаются особенностях психолого –педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют на организовать на практике коррекционно-развивающую работу с детьми 6-7 лет с ЗПР при подготовке их к школе. Результаты исследования могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР при подготовке их к школе.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, трех параграфов, выводов, списка использованной литературы.
Глава
1. Теоретическое обоснование
1.1. Сущность понятия «готовность к школьному обучению»
В психологическом словаре
Проблема психологической готовности к школьному обучению широко разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных психологов (Л.И. Божович[21], А.Л. Венгер[6], Н.И. Гуткина[9], Г.Г. Кравцов[25], Н.Г. Салмина[28], и др.).
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Л.С. Выготский [33,C. 47]одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, [33] быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
В.С. Мухина утверждает, что
готовность к школьному обучению
- это желание и осознание
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает "вращивание" социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым[1, C.73].
Наиболее полно понятие "готовность к школе" дано в определении Л.А. Вегнера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая и интеллектуальная готовность[6, C.103-105].
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Е.Д. Божович [3] назвала "внутренней позицией школьника", считая это новообразование критерием готовности к обучению.
В своих исследованиях Т.А. Нежнова [27] указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его "внутренней позиции".
Салмина Н.Г.[28] отмечает, что готовность к школе - это сложное образование, включающее, помимо психологической готовности морфофункциональную зрелость (показатели которой разрабатывают гигиенисты и физиологи) и определенный уровень владения предметно-специфическими знаниями. Ею делается вывод о том, что готовность же в целом обеспечивает школьную адаптацию, успешность обучения
Е. Д Божович [3] еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мысленной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции, своей познавательной деятельности к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивала Г.В. Бородина [22] отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции.
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. В структуре психологической готовности, как правило, принято выделять следующие аспекты:
1.Интеллектуальная готовность
2.Мотивационная (личностная) готовность
3.Волевая готовность (уровень развития произвольности)
1. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность, также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
2. Мотивационная (личностная) готовность к школе
Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя. Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
3. Волевая готовность к школе
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
Данные компоненты выделяют выдающиеся педагоги и психологи,такие как : Л. С. Выготский[33] ,Петроченко Г.Г[29] , О.М. Дьяченко[11].
Данные ученые проводили исследования по следующим направлениям:
1.Исследования, направленные
на формирование у детей
2.Исследования
3.Исследования генезиса
отдельных компонентов учебной
деятельности и выявление
4.Изучение изменений ребенка
сознательно подчинять свои
Задачами обучения в подготовительном классе является коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, их мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), восполнение пробелов в элементарных знаниях, подготовка к овладению основными учебными предметами, формирование интеллектуальной активности в процессе изучения программного материала.
Реализация указанных задач строится на максимальном использовании практической деятельности детей и осуществляется благодаря организации специального педагогического подхода [32].
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в