Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:38, курсовая работа
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «психолого-педагогической готовности к школьному обучению»;
раскрыть специфику психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет;
определить особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей с ЗПР.
Введение……………………………………………………………..…………...3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………………………………………………………….…..6
1.1. Сущность понятия «готовность к школьному обучению» …………..6
1.2 Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению детей 6-7 лет ………………………………………….………………………………..13
1.3 Особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………….....…………….…..21
Выводы ………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………….………….31
Первоначально эта позиция
далеко не всегда связана с полноценным
желанием ребенка учиться, получать
знания. Многих детей привлекают в
первую очередь внешние атрибуты
школьной жизни: новая обстановка, яркие
портфели, тетради, ручки и пр., желание
получать отметки. И лишь позднее
может появиться желание
Выделить не формальные, а содержательные аспекты школьной жизни ребенку помогает учитель. Однако для того, чтобы учитель мог выполнить эту функцию, ребенок должен быть готов вступить с учителем в отношения нового типа. Эта форма отношений ребенка со взрослым получила название внеситуативно-личностного общения2. Ребенок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Его требования выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются как можно быстрее их исправить, внеся в работу необходимые изменения.
При таком отношении к учителю, дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры на посторонние темы, не выплескивать свои эмоциональные переживания и т.д.
Не менее важной стороной
личностной готовности является способность
ребенка устанавливать
Личностная готовность предполагает
также определенное отношение к
себе. Для овладения учебной
Развитие произвольной сферы. Школьная жизнь требует от ребенка соблюдения большого числа правил. Им подчинено поведение учеников на уроке (нельзя шуметь, разговаривать с соседом, заниматься посторонними делами, нужно поднимать руку, если хочешь что-то спросить, и т.д.), они служат для организации учебной работы учащихся (содержать тетради и учебники в порядке, делать записи определенным образом и т.д.), регулируют отношения учеников между собой и с учителем.
Способность подчиняться правилам и требованиям взрослого, умение работать по образцу - основные показатели сформированности произвольного поведения. Его развитие Д.Б. Эльконин считал наиболее важной составляющей готовности к школе[7] .
Интеллектуальная готовность к школьному обучению. С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению.
Для этого ребенку необходимо
владеть определенными
Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.
Психологическая готовность к школе - это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период
[7, С. 21].
Итак, можно сказать, что в исследованиях посвященных психолого-педагогической готовности к школе, в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею "внутренняя позиция школьника". Это психологическое новообразование возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет, и представляет собой сплав двух потребностей — познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. На готовность к обучению в школе так же играет важную роль особенности мотивационной сферы и его компоненты.
1.3. Особенности психолого-педагогическая готовность к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР
Психолого-педагогические исследования детей с ЗПР позволяют выявить своеобразие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, определить в какой степени это оказывает влияние на формирование интеллектуальной и эмоциональной готовности ребенка к школьному обучению.
А.И Захарова[14], Е.Н. Инденбаум[12], утверждают, что дети с ЗПР к началу школьного обучения не достигают оптимального уровня интеллектуально-эмоционального развития. У всех старших дошкольников с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы: слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей; в связи с чем дети с ЗПР с большим трудом овладевают письмом, чтением, математическими представлениями. Формирование большинства психических функций замедленно, изменено. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка к его возрасту.
Дети с ЗПР не готовы к началу школьного обучения по объёму знаний и навыков. Дети с ЗПР испытывают трудности в обучении, которые усугубляются ослабленным состоянием нервной системы — у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность.
В решении проблемы определения детей к школьному обучению существует два направления: педагогический подход, основанный на определении готовности к школе по сформированности у дошкольников учебных навыков; психологический подход к проблеме готовности к школе, который нельзя назвать однородным или универсальным. Различия психологических подходов к решению проблемы готовности определяется тем, что разные авторы выделяют в качестве ведущих характеристик психической деятельности дошкольника (Л. С. Выготский, [33] Д. Б. Эльконин,[1] А. Л. Венгер[6], В. С. Мухина,[26] Н. И. Гуткина[10] и др).
В рамках подхода, продолжающего идеи
Л.С. Выготского, психологические особенности
определяются с помощью характеристики
ведущей деятельности. Если готовность
к школе является продуктом нормального
развития ребенка в дошкольном возрасте,
а ведущей деятельностью
Если готовность к школьному обучению не соответствует всем требованиям, это уже будет отклонение от нормы. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми[10].
Дети с задержанным развитием отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Группа детей с ЗПР крайне
неоднородна. У одних из них на
первый план выступает замедленность
становления эмоционально-
При других формах ЗПР преобладает
недоразвитие различных сторон познавательной
деятельности. При обучении совместно
с коррекционной работой
Подготовка к школе ребенка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности[16].
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника [7, с. 9].
Следует выделять три сферы при исследовании психологической готовности ребёнка к школе: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе.
Л.И. Божович выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным признавался мотивационный план [4, с. 78].
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона ближайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи [3, с. 57].
Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
У подавляющего большинства учащихся к моменту поступления в школу наблюдается низкий уровень элементарных трудовых умений и навыков, например, в работе с бумагой, конструктором, в самообслуживании отмечаются моторные затруднения.
Поступающие в школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки.
Задачами обучения в подготовительном классе является коррекция специфических отклонений в развитии познавательной деятельности учащихся, их мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), восполнение пробелов в элементарных знаниях, подготовка к овладению основными учебными предметами, формирование интеллектуальной активности в процессе изучения программного материала.
Реализация указанных задач строится на максимальном использовании практической деятельности детей и осуществляется благодаря организации специального педагогического подхода [15].
Особенностью психического развития детей с задержанным развитием в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти.
Недостаточность восприятия обусловлена
несформированностью
Эти специфические нарушения
Диагностика готовности к школе может преследовать следующие цели:
– понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;
– выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;
– распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
– отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь только по отношению к детям шестилетнего возраста) [9, с. 46].
Важное значение имеет не только
интеллектуальная, но и личностная
и социально-психологическая
Г.В.Фадина разработала специальные диагностические критерии готовности к обучению детей с ЗПР и определила структурные компоненты учебной деятельности: ориентировочно-мотивационные, операционные, регуляторные. На основании этих параметров автором была предложена уровневая оценка сформированности общей способности к учению детей с ЗПР[34].