Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:38, курсовая работа
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «психолого-педагогической готовности к школьному обучению»;
раскрыть специфику психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет;
определить особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей с ЗПР.
Введение……………………………………………………………..…………...3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………………………………………………………….…..6
1.1. Сущность понятия «готовность к школьному обучению» …………..6
1.2 Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению детей 6-7 лет ………………………………………….………………………………..13
1.3 Особенности психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР…………………………….....…………….…..21
Выводы ………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………….………….31
1-й уровень. Ребенок
2-й уровень. Задания
3-й уровень. Значительное
4 уровень. Психологически выражает еще более значительное отставание детей от оптимальных возрастных показателей. Содержание заданий недоступно.
5-й уровень. Ребенок улавливает из инструкции взрослого лишь форму активности — рисовать, рассказывать.
Детям с ЗПР соответствуют второй и третий уровни.
Таким образом, психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования, деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено.
Выводы
Итак, изучив и проанализировав
психолого-педагогическую
1.Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
2.Увеличение числа детей с задержкой психического развития отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Дети с ЗПР не являются умственно отсталыми, но в тоже время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Основой этих симптомов, как показывают исследования отечественных ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы. Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, и на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность.
3.Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить и специфику развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.
4. Процесс готовности к школьному обучению детей с ЗПР сложный, в нем выделяют следующие особенности:
- незрелости функционального состояния центральной нервной системы: слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей; в связи с чем дети с ЗПР с большим трудом овладевают письмом, чтением, математическими представлениями;
- дети с задержанным развитием отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость;
- дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки;
- особенностью психического развития детей с задержанным развитием в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти;
- недостаточность восприятия обусловлена несформированностью интегративной деятельности мозга и, прежде всего, нескольких сенсорных систем (зрительной, слуховой, осязательной);
Дальнейшее наше исследование будет направлено на экспериментальное изучение особенностей психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет с ЗПР.
Список использованной литературы
1.Эльконин, Д.П. "Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста"/ Д.П. Эльконин; под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Вангера, М. 1988 - 189 с.
2. Барташникова, И.А., Барташников, А.А. Учись играя/И.А, Барташникова,А.А. Барташников. – Харьков: Фолио, 2003.
3. Божович,Е.Д. «Психологические и методологические аспекты исследования позиции субъекта учения»/ Божович,Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. – Москва – Воронеж, 2000.
4. Божович Л.И. «Избранные психологические труды» / Божович Л.И. под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Владос, 1995.
5. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» / Н.Ю. Борякова. – М.: Арго, 2000. – 125 с.
6. Венгер А.Л. «Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту»/ Венгер А.Л. – М.: Педагогика, 1988.
7. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»/ Венгр Л.А под ред. Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. – М.: Просвещение, 1998
8. Гуткина Н.И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению»./ Гуткина Н.И. – М.: Владос, 2002.
9. Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе»./ . Гуткина Н.И. – СПб.: ПИТЕР, 2006.
10. Дубровинкой И.В. «Диагностическая и координационная работа школьного психолога». /Под ред. И.В. Дубровинкой. – М.: Просвещение, 1987.
11. Дьяченко О.М. «К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3–7 лет)» / О.М. Дьяченко - Психологическая наука и образование. –1997. – №2. – С. 20–28.
12. Инденбаум Е.Н. «Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР» / Инденбаум Е.Н.- Дефектология. – 2005. – №4. – С. 41–54.
13. Эльконина Д.П. «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста» / Эльконина Д.П. подред. Д.П.Эльконина, А.Л. Вегнера,М.1988-198с.
14. Захаров А. И. «Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей»./ Захаров А. И. - М., 1997.
15. Захаров А. И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка»/ Захаров А. И.. - М., 1986.
16. Клейберг Ю.А. «Социальные нормы и отклонения». / Клейберг Ю.А. -- М., 1997.
17. Лейтес Н. С. «Коррекционная педагогика»./ Лейтес Н. С. - Учеб. пособие. -- М., 1998.
18. Лейтес Н. С. «Способности и одаренность в детские годы» Лейтес Н. С. -- М., 1979.
19. Лейтес Н. С. «Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подрост ков»./ Лейтес Н. С. -- М., 1996.
20. Ярская-Смирнова Е. Р. «Социокультурный анализ нетипичности»./ Ярская-Смирнова Е. Р. -- Саратов, 1997.
21. Божович ,Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте»./ Божович Л.И : - М., МГУ, 1999. - 148 с.
22. Бородина, Г.В. «Еще раз о готовности к школе». / Бородина Г.В : М - 2002. №10.
23. Волкова ,Е.Т. «Готов ли ребенок к школе»/ Волкова Е.Т. :М, 2001. №12.
24. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста». / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., изд-во "Наука", 2002. - 96 с.
25. Кравцов, Г.Г. "Психологическая готовность к школе"/ Кравцова Е.Е. Кравцов Г.Г:Москва, 1987.
26. Мухина, В.С. "Детская психология"/Мухина,В.С М. 1985 - 315 с.
27. Нежнова, Т.А. «Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к школьному возрасту»./Нежнова,Т.А - М., 1988.
28.Салмина,Н.Г. «Оценка психологической готовности детей к школе»./ Салмина,Н.Г. М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с.
29. Петроченко, Г.Г. "Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе"./Петроченко,Г.Г, М. 1978 - 291 с.
30. Петроченко,Г.Г. "Практикум по возрастной и педагогической психологии"/ под редакцией И.В. Дубровиной, М. 1998 - 225 с.
31. Дубровина И.В. "Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология"/ Под ред. Дубровина И.В., Зацепин В.В., М., 1999 - 253 с.
32. Цукерман, Г.А., Поливанова ,Н.К. "Введение в школьную жизнь"/ Цукерман, Г.А., Поливанова Н.К., Томск, 1992 - 94 с.
33.Выготский, Л.С. «Педагогическая психология»/ Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991.
34. Фадина Г.В. «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста»./ Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.