Теории памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать теории памяти
Задачи:
1) дать общее представление о памяти;
2) рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности;
3) рассмотреть особенности нарушения памяти;
4) проанализировать психологические теории памяти

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ……………………………………………..5
1.1 Общее представление о памяти………………………………………………...5
1.2 Процессы памяти………………………………………………………………..6
1.3 Виды памяти……………………………………………………………………..8
1.4 Нарушение памяти……………………………………………………………..11
2 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ………………………...14
2.1 Ассоциативная теория памяти………………………………………………...14
2.2 Гештальт теория памяти ………………………………………………………17
2.3 Бихевиористическая теория памяти ………………………………………….18
2.4 Деятельная теория памяти…………………………………………………….21
2.5 Смысловая теория памяти……………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1  ГЛАВА  ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ……………………………………………..5

    1. Общее представление о памяти………………………………………………...5
    2. Процессы памяти………………………………………………………………..6
    3. Виды памяти……………………………………………………………………..8
    4. Нарушение памяти……………………………………………………………..11

2 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ………………………...14

2.1 Ассоциативная  теория памяти………………………………………………...14

2.2 Гештальт теория памяти ………………………………………………………17

2.3 Бихевиористическая  теория памяти ………………………………………….18

2.4 Деятельная  теория памяти…………………………………………………….21

2.5 Смысловая  теория памяти……………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Введение

     Наш психический мир многообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

     Память  – это запоминание, сохранение и  воспроизведение индивидом его  опыта, память включает в себя навыки, созданные обучением, образные воспоминания и механизмы узнавания.

     Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

     Психология  памяти имеет богатую историю. Обширный анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о попытках определить их сущность.  
         Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность.

       Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека

  
          Память - самая долговечная из наших способностей.

      Актуальность  данной работы заключается в том, что память считается одним из основных познавательных процессов, но можно сказать и более, она  основа всякого познания. Она включена во все многообразие жизни и деятельность человека. Поэтому формы и виды ее чрезвычайно многообразны.

      Объект  исследования – память как психический процесс.

  Предмет исследования – теории памяти.

      Цель  работы – исследовать теории памяти

       Задачи:

     1) дать общее представление о  памяти;

     2) рассмотреть процессы и виды  памяти, их особенности;

     3) рассмотреть особенности нарушения памяти;

          4) проанализировать психологические  теории памяти 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     1 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ

                        1.1 Общее представление о памяти

     Память  - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

     Извлечение  материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов —  воспроизведения и узнавания.

     Воспроизведение  - это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

     Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека.

          Представление об этом объекте  могло сформироваться двумя способами:  или на основе личных впечатлений,  или на основе словесных описаний.

     Еще один процесс, связанный с памятью  и в то же время противоположный ей по результату, — это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей — это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.

Свойства  памяти отражены на рис.1 

 

Рис. 1 Основные свойства памяти человека 

     Объем, быстрота, точность и прочность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека. Еще один показатель индивидуально-типологической особенности памяти — это ведущий вид памяти данного человека: зрительная, слуховая или кинестетическая.

                                        1.2 Процессы памяти

Процессы  памяти отражены на рис.2

       

Рис.2 Процессы памяти

 

      Запоминание представляет собой процесс  запечатления полученной информации. Если запоминание происходит само собой, то говорят о непроизвольном или непреднамеренном запоминании - так нам запоминается понравившийся фрагмент фильма или интересные факты из газетной статьи, необычный жест или манера одеваться. В подобном случае запоминается что-то эмоционально окрашенное - неожиданное, яркое. Непроизвольное запоминание обычно протекает естественно и не требует волевых усилий.

     При произвольном - преднамеренном - запоминании  человек руководствуется сознательной целью: выучить урок; запомнить, чтобы  передать и т.д. При этом, естественно, человек прилагает волевые усилия, сознательно прибегает к использованию специальных мнемотехнических приемов. Произвольное запоминание может реализовываться механическим путем (многократное повторение материала или его отдельных частей - всем известное под названием «зубрежка»).

     Механическое  запоминание часто позволяет  достаточно полно воспроизвести  заученный материал, однако при первых же вопросах, требующих раскрыть понимание  его внутренней структуры, человек  обычно теряется или механически повторяет целые отрывки текста. Связано это, конечно, с тем, что материал не был осмыслен и лично переструктурирован, не были выделены основные понятия, взаимоотношения между ними. Чаще всего к механическому заучиванию прибегают в случае непонимания или нежелания понять запоминаемый материал. Механическое заучивание требует и волевых усилий и больших затрат времени. Кроме того, без надлежащего мотива даже многократное повторение не обеспечивает эффекта запоминания.

     Осмысленное запоминание основано на понимании логики материала, на раскрытии его внутренних логических связей и обусловливается особенностями личности - широтой его интересов, настойчивостью, целеустремленностью. Для облегчения осмысленного запоминания применяют ряд специальных мнемических или мнемотехнических приемов.

     Сохранение  – это удержание в памяти полученной информации в течение времени.

     Узнавание подразумевает установление сходства между воспринимаемым объектом и  образом объекта, хранящимся в нашей  памяти.

     Воспроизведение - активизация информации, закрепленной в памяти. При непроизвольном воспроизведении активизация происходит без волевых усилий, как бы само собой. Произвольное воспроизведение является сознательным процессом; мы намеренно вызываем в своей памяти необходимую информацию - нужный номер телефона или сложную химическую формулу. Воспроизведение - это своеобразный результат запоминания и сохранения; оно отражает индивидуальные качества памяти.

     Информация, воспринятая человеком, но в процессе сохранения частично потерянная, характеризует забывание. Исследование кривых забывания показало, что забывание происходит наиболее интенсивно в первые шесть часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.

     Эффективная работа памяти невозможна без забывания. Создатель кибернетики Норберт  Винер подчеркивал роль сна в  процессах очищения мозга от избыточной информации и переработки нужной. В книге «Кибернетика» он указывал, что «из всех нормальных процессов всего ближе к непатологическому очищению сон.

     Забывание ненужного - это не признак плохой памяти, не ее болезнь, а условие  здоровья. Особенно полезно это напоминание  нам, потому что бушующий ныне информационный океан легко может переполнить нашу память.

                                    1.3 Виды памяти

     Существует  несколько оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени  сохранения материала.

     В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

     Мгновенная (иконическая) память представляет собой  непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.

     Кратковременная память сохраняет в течение короткого  промежутка времени (в среднем около 20 секунд) обобщенный образ воспринятой  информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной  памяти составляет 5-9 единиц информации и определяется тем количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

     Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее  заданного срока, необходимого для  выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

     Долговременная  память способна хранить информацию в течение практически неограниченного  срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

     Генетическая  память обусловлена генотипом и  передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

     В зависимости от преобладающего в  процессе функционирования памяти анализатора  выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.

     У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Информация о работе Теории памяти