Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель работы – исследовать теории памяти
Задачи:
1) дать общее представление о памяти;
2) рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности;
3) рассмотреть особенности нарушения памяти;
4) проанализировать психологические теории памяти
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ……………………………………………..5
1.1 Общее представление о памяти………………………………………………...5
1.2 Процессы памяти………………………………………………………………..6
1.3 Виды памяти……………………………………………………………………..8
1.4 Нарушение памяти……………………………………………………………..11
2 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ………………………...14
2.1 Ассоциативная теория памяти………………………………………………...14
2.2 Гештальт теория памяти ………………………………………………………17
2.3 Бихевиористическая теория памяти ………………………………………….18
2.4 Деятельная теория памяти…………………………………………………….21
2.5 Смысловая теория памяти……………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………29
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная
память представляет собой запоминание
и сохранение, а при необходимости
и воспроизведение с
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.
В
первом случае перед человеком ставится
специальная мнемоническая
Память является психической функцией и видом умственной деятельности, предназначена для сохранения, накапливания и воспроизведения полезной информации.
Существует множество причин нарушения памяти, которые возникают при воздействии различных неблагоприятных факторов на центральную нервную систему.
Те или иные нарушения памяти были выявлены вследствие клинических наблюдений за больными с такими заболеваниями:
- болезни Альцгеймера или других неврологических состояниях, сочетающиеся деменцией;
- хронических интоксикациях;
- сосудистых патологиях (гипертоническая болезнь, атеросклероз);
- рассеянном склерозе;
- алкоголизме;
- травме головы и субарахноидальном кровоизлиянии;
- энцефалите и других инфекциях;
- заболеваниях легких, печени, почек и других внутренних органов;
- опухолях головного мозга.
Нарушения памяти подразделяются на:
- Гипермнезия - одностороннее усиление некоторых мнемонических процессов, которое встречается обычно в качестве временного явления при лихорадочных состояниях, а также на фоне патологически повышенного настроения.
- Гипомнезия - ослабление памяти вплоть до полной утраты мнестических функций (амнезия). Типично, что первоначально обычно страдают процессы запоминания текущего, нового материала - фиксационная амнезия. Далее, при прогрессировании амнезии происходит информационное опустошение в порядке, обратном формированию памяти в онтогенезе - закон «обратного хода памяти» Рибо.
- Парамнезия - извращение памяти, когда информационные пробелы заполняются ложными воспоминаниями типа псевдореминисценций и конфабуляций. В других случаях обманы памяти возникают при воспроизведении событий прошлого без их узнавания - криптомнезии.
-Амнезия – нарушение памяти на события
Посттравматическая ретроградная амнезия – при этом виде амнезии больной не может вспомнить события, которые предшествовали травме. Обычно страдает информация, которая уже закреплена в долговременной памяти. При этом нарушении памяти может страдать воспроизведение как недавних событий, так и отдаленных. Иногда посттравматическая амнезия может сопровождаться выпадением памяти и на период времени, следующий после выхода из бессознательного состояния. Это нарушение является антероградной амнезией, для которого характерна потеря способности больным усвоения новой информации. Оба эти нарушения памяти с течением времени проходят сами по себе.
Корсаковский синдром - нарушение памяти, при котором больной теряет способность фиксировать содержание текущих событий, тогда как отдаленные события он помнит. Характерными признаками являются, потеря ориентации в пространстве и во времени, неспособность больного запоминать хронологию событий.
Прогрессирующая амнезия – наблюдается при сосудистых заболеваниях головного мозга. Это расстройство памяти наблюдается при болезни Альцгеймера, а также при старческих расстройствах памяти, связанных с атеросклерозом сосудов. Начинается расстройство с потери способности запоминать недавние события, и, по мере развития болезни, расстройство памяти распространяется и на более отдаленные, иногда в особо тяжелых случаях к полной утрате памяти.
- Агнозия – нарушение восприятия
При
этом расстройстве памяти происходит
избирательное нарушение какой-
- Апраксия – нарушение программирования движений
При этом
расстройстве памяти больной теряет
способность выполнять
При
локальных поражениях мозга могут
возникать модально-
2 ГЛАВА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ
2.1 Ассоциативная теория памяти
Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г. Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.), была целиком построена на учении об ассоциациях.
В конце XIX – начале XX в. ассоциативная теория, объясняющая динамику процессов памяти принципом ассоциации, стала ведущим направлением в психологии. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно, а в связи друг с другом, которая обусловлена их реальными объективными отношениями. Физиологической основой ассоциации служат нервные пути в коре мозга, с помощью которых протекают процессы запоминания и воспроизведения.
Со времен Аристотеля (считается, что именно он открыл законы образования ассоциаций) известны четыре вида ассоциаций:
1.
Ассоциация по смежности.
2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
3. Ассоциации по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а, представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.
Ассоциации
могут быть простыми, если они связывают
между собой только два представления,
и сложными, если одно представление
объединяется со многими другими и образует
ассоциативный комплекс (рис. 3)
В
А
В
С
а)простая F
А
Е
Б)сложная
Рис.3 Ассоциации
(а – простая, б- сложная)
В конце XIX в. немецкий психолог Герман Эббингауз, опираясь на ассоциативную теорию, разработал основные приемы изучения памяти с помощью объективных методов в противовес интроспективным методам школы В.Вундта. В своем классическом исследовании “О памяти” (1885) Г. Эббингауз дает следующее определение ассоциации: “Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга”. Общее правило возникновения ассоциаций таково: “...Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то в последствии повторение одних членов этого прежнего переживания вызовет представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали”.
Для экспериментального исследования памяти Г. Эббингауз предлагает использовать следующие методы:
I. Методы узнавания. Элементы материала, который заучивает испытуемый, располагаются в произвольном порядке среди новых, очень похожих на искомые. Испытуемый должен просмотреть их и идентифицировать те, которые он заучивает.
II. Методы воспроизведения.
а) Метод запоминаемых членов – простейший в данной группе методов. Элементы запоминаемого материала предъявляются однократно и воспроизводятся непосредственно или спустя некоторое время после предъявления. Измеряется количество правильно названных элементов и время, затраченное на припоминание.
б) Метод заучивания. Ряд элементов предъявляется многократно и заучивается до достижения определенного критерия, например до первого безошибочного воспроизведения. Фиксируют число проб (повторений) и время, затраченное на заучивание. По результатам строится кривая научения: по оси абсцисс откладывается число проб, а по оси ординат – число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе.
в) Метод антиципации. Элементы материала группируются в ряды а®b®c®d.., и предъявляются один или несколько раз. Испытуемый пытается воспроизвести их, соблюдая установленный порядок. В случае ошибки или пропуска экспериментатор называет искомый элемент. Процедура продолжается до первого безошибочного воспроизведения. Измеряется: 1) общее время заучивания, 2) число проб, 3) число правильных ответов в каждой пробе, 4) число ошибок в каждой пробе.
г) Метод сбережения. Суть метода в том, что испытуемый после первоначального заучивания и некоторого периода времени осуществляет повторное заучивание, которое должно удовлетворять следующим условиям: 1) должен применяться тот же метод, что и при первом заучивании; 2) необходимо использовать тот же критерий усвоения. Даже если по прошествии времени после первоначального заучивания испытуемый не может воспроизвести ни одного элемента материала, нельзя делать вывод о полном забывании, не применив метода повторного заучивания: если во второй раз ему понадобится меньше проб, чем в первый, то это значит, что какая-то часть материала в памяти все-таки сохранилась, но порог воспроизведения слишком высок (порог узнавания обычно значительно ниже).
д) Метод угадывания. Предложен Г. Мюллером и А. Пильцекером, психологами-ассоцианистами, и рекомендован Г. Эббингаузом к использованию. Ряд элементов предъявляется несколько раз, затем через определенное время экспериментатор воспроизводит этот ряд с пропусками некоторых элементов и предлагает угадать пропущенные элементы. Подсчитывают количество правильных ответов и ошибок.